Российская машина пропаганды снова сосредоточилась на Украине, пытаясь дискредитировать украинскую армию и настроить население временно оккупированных территорий против Украины. О том, много ли людей верит российским фейкам, и каким образом придумываются информационные провокации против Украины - в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал журналист, представитель Донецка в рабочей группе по политическим вопросам Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации на Донбассе ДЕНИС КАЗАНСКИЙ.
- Зачем Россия распространяет фейки и насколько их воспринимают?
- На самом деле есть определенная категория населения, которая их воспринимает. Делается это с понятной целью - разжечь вражду к украинцам. То есть мобилизовать население, получить поддержку агрессии и военных действий против Украины, поддержку войны. В принципе, это те же задачи, как и в 2014 году, когда надо было разжечь конфликт, вражду, когда придумывали распятых мальчиков.
Сейчас немного снизился накал этой пропаганды, но в последние недели мы снова видим эту старую шарманку о том, что украинские военные - это убийцы, каратели. Выдумывают какие-то несуществующие случаи - якобы с беспилотника бомбардируют окраины Енакиево, убивают детей. То есть откровенный бред, который воспринимают какие-то люди, какая-то часть населения, потому что они в принципе прокачаны этой фанатичной пропагандой. Они настроены на эту волну, чтобы воспринимать именно такие новости и информацию. Эта категория людей живет в ожидании новых информационных поводов о каких-то зверствах и преступлениях украинской стороны. В расчете на эту публику и работает эта пропаганда.
Конечно, есть определенная категория населения, которая ее не воспринимает, или есть люди, у которых уже просто появилась привычка и неприятие такого постоянного потока. Их уже эмоционально не цепляют такие истории, как в 2014 году. Опять же, говорю, что на определенные категории населения все же работают.
- Какие сейчас вы видите самые мощные и самые популярные элементы российских психологических операций против Украины? Что лучше срабатывает для них?
- На самом деле я бы не сказал, что у них есть какое-то мастерство в этом. Они придумывают довольно нелепые истории. Это в принципе та часть населения, которая не привыкла проверять информацию и просто воспринимает на веру то, что читает - они воспринимают такие истории. Это истории о зверствах, убийствах, мол, украинские военные и украинские добровольцы - это люди, которые получают удовольствие просто от самого факта убийства гражданских.
То есть это обычные страшилки, которые бывают во время каждой войны. Они распространяются пропагандистами, которые за это получают деньги и живут за счет того, что они придумывают и распространяют эту информацию. Они постоянно пытаются работать по нескольким направлениям. Если мы говорим о военных моментах, то они говорят о целых военных преступлениях, которые в основном вымышленные.
Второй момент - они говорят, что во всех бедах, которые фактически происходят на той территории, виновна Украина. Они сюда и экономику, и социалку подтягивают. Их задача - в максимально черных цветах описать Украину и настроить против Украины население.
- А как вы оцениваете Центр противодействия дезинформации? Что он действенного может предложить?
- Надо посмотреть, как он будет работать. Я думаю, что вообще такой центр нужен, но надо, чтобы он действительно работал. У нас, журналистов, такая инициатива была. Мы объединились и начали работать ("СтопФейк"). Когда проверяли информацию, основные вбросы проверялись, анализировались и мы доказывали, что все это неправда.
Если появится такой центр, который будет подробно раскрывать в СМИ разборы таких вбросов и фейков, а по крайней мере некоторые СМИ будут это у себя распространять, то это была бы эффективная работа. Надо просто посмотреть, не будет ли это очередной распил денег, как говорится. Потому что есть определенные риски: когда чем-то начинает заниматься государство, то появляются люди, которые хотят на этом нажиться и заработать.
- Украина созвала экстренное заседание ТКГ из-за обострения на Донбассе. Каких-то сдвигов ждать?
- Это заседание подгруппы по вопросам безопасности, а я нахожусь в политической. Поэтому это немного не мой участок.
В принципе можно оценить вероятность того, что будет достигнута договоренность по крайней мере о частичном прекращении огня. Конечно же, она может быть достигнута. Но дело в том, что мы видим, что, несмотря на такие договоренности, у нас постоянно срывается этот режим прекращения огня. Его фактически никто не выполняет.