RU  UA  EN

четверг, 9 января
  • НБУ:USD 42.15
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.15
Общество

Как людям прожить на минимальную пенсию меньше 2000 грн - Михаил Цымбалюк

Нардеп "Батькивщины" считает, что нужно менять прожиточный минимум

Нардеп "Батькивщины" считает, что нужно менять прожиточный минимум Михаил Цымбалюк Фото: facebook.com/myhaylocymbalyk

Прожиточный минимум - одна из главных цифр в экономической жизни Украины. Именно по нему рассчитывают социальные выплаты, штрафы и доплаты. Но в Украине номинальный прожиточный минимум вдвое меньше реального, поэтому говорить о достойной жизни не приходится. Между тем вместо развития экономики власть поднимает минимальную заработную плату, перекладывая ответственность за увеличение выплат именно на предпринимателей, поскольку бюджет наполняют налоги с этой зарплаты. Таким образом вместо развития экономики действующая власть еще больше загоняет ее в тень. Каким должен быть прожиточный минимум, почему история с поднятием минимальной зарплаты несет больше вреда, чем пользы - в эфире Апостроф Live на Апостроф TV пояснил народный депутат Украины от фракции "Батькивщина", первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов МИХАИЛ ЦЫМБАЛЮК.

- На что повлияет увеличение прожиточного минимума?

- Прежде всего я бы хотел коротко сказать, что такое прожиточный минимум. Прожиточный минимум - это набор продуктов, товаров, услуг для того, чтобы человек мог реально прожить. Кстати, с 2015 года в Украине не существует постановления Кабинета министров, которое бы регулировало именно такой набор товаров. Предыдущее было отменено Конституционным судом.

А сейчас чиновники... Мы с этим обращались уже и к премьер-министру Украины, господину Шмыгалю, мол, подпишите постановление Кабмина и просчитайте, что такое прожиточный минимум, и что в него входит - так называемая потребительская корзина. Этого постановления Кабмина до сих пор нет.

Неизвестно, по каким показателям они насчитали 2 180 грн. К концу года эта сумма вырастет до 2 300 грн. А реальный прожиточный минимум Министерство социальной политики высчитывает на уровне 4 700 грн к концу года.

- Куда же девается эта разница, и на что влияет прожиточный минимум?

- Прожиточный минимум влияет прежде всего на выплаты социальные. Это и пенсии, и доплаты родного вида, и пенсии, если есть ребенок с инвалидностью и тому подобное. Кроме того, прожиточный минимум влияет даже на оплату большого количества штрафов и других видов платежей государству. Поэтому не может быть неизменная величина. Фиксируя реальный прожиточный минимум, государство расписывается в своей неспособности обеспечить тот минимум, который сегодня нужен для проживания.

Минимальная пенсия - 1 900 грн. Вопрос: как людям прожить? Сейчас в комитете социальной политики идет большая дискуссия, чтобы наконец приравнять реальный прожиточный минимум к минимальному, который фиксируется, и к минимальной пенсии. Кстати, впервые это было сделано Кабмином в 2008-2009 годах. Тогда премьером была Тимошенко. Такие примеры имеются, и они необходимы сегодня, чтобы эти величины объединили.

- Вы говорите, что Кабмин фиксирует прожиточный минимум на уровне 2 180 гривен. Может ли это свидетельствовать о том, что они не хотят брать на себя ответственность за социальную ситуацию?

- Да, именно так. И это досадная реальность, когда Кабмин, который, кстати, даже не утвердил в Верховной Раде свою программу действий, ситуативно рассчитывает так, чтобы можно было выплатить из бюджета, который постоянно из года в год зияет дырами. Поэтому сейчас мы требуем, во-первых, хотя бы минимальную пенсию поднять до того уровня, который они высчитывают. Хотя бы до 2 400 гривен. Сейчас уже разница в 500 гривен. Люди не знают, как прожить.

Следующая вещь - Кабмину выгодно населению, которое не может прожить, оплатить субсидию. То есть не платить субсидию, а насчитывать ее. Таким образом люди не получают живых денег. Более того, когда мы говорим о зарплате, которую подняли с 5,5 до 6 тысяч, то это однозначно большая сумма налогов, выплачиваемых с этой зарплаты - и это идет именно на эти социальные выплаты.

То есть государство, нагружая малый и средний бизнес для того, чтобы предприниматели поднимали минимальную зарплату, на самом деле решает таким образом вопрос пополнения бюджета. Прежде всего повышение минимальной пенсии должно быть результатом экономического роста, которого пока в нашей стране нет. Таким образом, повышение минимальной зарплаты загоняет экономику частично в тень.

По результатам исследований различных экспертов, примерно треть всей экономики находится в тени из-за чрезмерной налоговой нагрузки. То есть и экономика, и социальная сфера должны быть сбалансированными. Если бы создавались рабочие места, о которых говорил премьер-министр, если бы действительно развивались отдельные отрасли, то тогда можно было объективно эти составляющие, касающиеся реального прожиточного минимума, зафиксировать на сумме хотя бы 4 500 грн. Это было бы более или менее реально.

- То есть эта разница между 4679 и 2180 грн - это то, чем мы все платим за ту социальную политику, которая существует сегодня, и за тот уровень жизни, который есть? Если бы мы имели другой прожиточный минимум, то имели бы еще большую дыру в бюджете, верно?

- Вы правильно думаете. Но если бы правительство эффективно хозяйничало, если бы у власти были специалисты, то эта разница, которую вы назвали - она кроется в теневом секторе экономики. Это то, что не оплатил Нафтогаз - 60 млрд грн в бюджет, что является результатом ревизии. Это то, что происходит у нас на таможне, так называемые скрутки НДС. Вот где эта разница, которая реально есть, но находится в тени.

- То есть физически эти деньги есть, и их можно в бюджет завести?

- Однозначно. Можно завести при условии эффективного профессионального хозяйствования именно правительством. Ведь сейчас от правительства зависит деятельность всех сфер жизни людей. И тогда социальная защита, пенсионное обеспечение не будет страдать от неудачного хозяйствования власти. Я еще раз подчеркиваю: мы со специалистами подсчитали, что этого можно достичь, и приравнять прожиточный минимум к реальному, минимальную пенсию к реальному минимуму. Сейчас она не может быть меньше 4 500 грн, в противном случае человек достойно жить не будет. И тогда субсидии будут уменьшены.

Потому субсидии - это когда из одного кармана от всех граждан забирают эти средства и отдают олигархам, которые сейчас узурпировали и предоставляют коммунальные услуги - я говорю про газ и электроэнергию. Из-за этого снова люди ничего реально не получают.

- Вы говорите, что это результат работы власти. Но власть - понятие размытое. У нас есть исполнительная, законодательная, судебная власть. О ком именно идет речь и кто несет ответственность за то, что у нас неправильно считают прожиточный минимум, что эти деньги находятся в тени, а за счет субсидии все это вымывается?

- Я прежде всего хочу сказать, что сейчас в государстве есть уникальная ситуация, когда у президента монобольшинство в парламенте, которое формирует Кабинет Министров. Они имеют моновласть. Очень важно, чтобы они осознавали моноответственность. Пока глава государства не будет жестко спрашивать с исполнителей - прежде всего с премьер-министра и министров - до тех пор мы будем иметь то, что происходит сегодня. Но я верю, что глава государства, набираясь опыта государственного управления, наконец осознает, кто сейчас является неэффективным и немедленно сменит министров, премьер-министра, которые сейчас загнали государство в тупик: экономический, коронавирусный, политический, конституционный. И назначит специалистов, независимо от политических взглядов. Тех людей, которые имеют опыт и берут на себя ответственность - и политическую, и юридическую - за последствия своей работы.

- То есть ваша политическая сила готова сотрудничать с президентом? Все эти разговоры о возможной коалиции, о возможном сотрудничестве имеют основания?

- О каких-либо коалициях речь пока не идет. Сейчас объективная реальность такова, что все те политические силы, которые находятся в парламенте, ответственны за судьбу государства. Происходящее по всем направлениям заставляет всех садиться за стол переговоров. Но возглавлять этот процесс должен глава государства. Мы всегда были той политической силой, которая имеет профессиональных людей, которая всегда имела программу действий, о которой говорила Юлия Тимошенко еще два года назад. Пока эту программу, кроме нас и наших соратников, власти не очень принимают во внимание. Но важно, чтобы мы тратили меньше времени. Поэтому такой профессиональный разговор должен состояться, возглавлять его должен глава государства. Так действует большинство европейских государств.

Читайте также