Условия предоставления жилищных субсидий в Украине снова ужесточились. Это приведет к тому, что количество получателей такой льготы уменьшится, причем, во многом, за счет тех, кто в ней реально нуждается. "Апостроф" выяснял, что изменилось, и кому не повезло.
Меньше денег - меньше субсидий
На фоне постоянного роста коммунальных тарифов украинская власть неуклонно сокращает расходы бюджета на выплату жилищных субсидий. Если в государственном бюджете на 2019 на выплату субсидий закладывалось 55 миллиардов гривен, то в 2020 году эта сумма была снижена до 39,3 миллиарда гривен. А в нынешнем году составила уже 36,6 миллиарда.
Конечно же, сокращение общих ассигнований на субсидии требует соответствующего уменьшения количества граждан, которые их получают. И правительство в течение последних лет регулярно принимает меры для того, чтобы затруднить украинцам доступ к государственной помощи. И эти усилия дают результат.
По статистике Министерства социальной политики Украины, в марте 2020 года количество домохозяйств, получающих субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг, составляла около 3,35 миллиона. В марте 2021 это количество уже составляло 2,95 миллиона. Таким образом, всего за год лишились субсидий 400 тысяч украинских семей.
Аналогичная ситуация происходит и с субсидиями на оплату газа и твердого топлива. Если в марте 2020 эту помощь получали 191,4 тысячи домохозяйств, то к марту нынешнего года их количество сократилось до 121 тысячи.
Однако власти решили не останавливаться и на этом. Постановлением №420 от 14 апреля 2021 года Кабинет министров установил, что, начиная с 1 мая автоматического переназначения субсидий не будет, а потому все, кто претендуют на их получение, должны заново подать соответствующее заявление, а также декларацию о своих доходах и расходах.
Напомним, субсидии назначаются два раза в год: в отопительный сезон - с 1 октября по 30 апреля и на летний сезон - с 1 мая по 30 сентября.
То есть теперь каждый потенциальный получатель должен заново пройти процедуру оформления и снова доказать государству, что он действительно в такой помощи нуждается.
При этом, хотя положение о порядке назначения жилищных субсидий содержит пункт, согласно которому документы должны подаваться в электронном виде, постановление правительства специально отмечает, что подразделения по вопросам социальной защиты населения районных государственных администраций будут принимать их в бумажном виде.
Таким образом, несмотря на то, что в Украине свирепствует эпидемия, а вакцинация практически не проводится из-за отсутствия вакцин и провала коммуникации с обществом, правительство решило отказаться от концепции "государства в смартфоне" и выстроить миллионы людей в старые добрые очереди у кабинетов чиновников.
Причин для отказов стало больше
Одновременно правительство внесло изменения в положение о порядке назначения субсидий, которые многим усложнят доступ к государственной помощи.
В частности, изменился порядок наследования субсидий. Ранее предполагалось, что средства из субсидии, назначенной, но не выплаченной получателю в связи с его смертью, автоматически переходят к одному из членов домохозяйства. Отныне это будет делаться только по письменному обращению одного из членов домохозяйства, поданному до окончания периода, на который назначена жилищная субсидия. Учитывая, что большинство людей правительственных постановлений не читают, многие "наследники" заявления вовремя не напишут и, соответственно, субсидии не получат. А для бюджета, опять-таки, экономия.
Многие "наследники" не напишут вовремя заявления и, соответственно, не получат субсидии
Как и раньше порядком назначения субсидий предусмотрен ряд случаев, в которых они не предоставляются. Как правило, эти ограничения связаны с тем, что государство считает имущественное положение граждан достаточным для того, чтобы самостоятельно оплачивать коммунальные услуги. Согласно порядку, основаниями для отказа в предоставлении субсидии может быть следующее:
- Если площадь квартиры превышает 130 квадратных метров, а дома - 230 квадратных метров. Исключение составляют семейные детские дома, приемные семьи и семьи, в которых есть трое и более детей.
- Если кто-то из членов домохозяйства или членов их семей владеет транспортным средством (кроме мопеда или прицепа), возраст которого менее 5 лет.
Но теперь, согласно решению Кабмина, если член домохозяйства или его близкий родственник имеет больше, чем одну машину возрастом до 15 лет, то такая семья также может на помощь не рассчитывать.
Понятие "член семьи" может толковаться по-разному, а потому многих украинцев в связи с этим ожидают неприятные сюрпризы.
- Если кто-то из членов домохозяйства или их родственников в течение последнего года совершил покупку стоимостью более 50 тысяч гривен.
- Если за данным жильем числится задолженность по оплате коммунальных услуг, превышающая 20 не облагаемых налогом доходов граждан (340 гривен).
Причем, если раньше делалось исключение, в частности, для тех людей, у которых задолженность возникла по вине управляющего дома или исполнителя услуг, который не заключил договор со "Сбербанком" для перечисления жилищных субсидий, то нынешним постановлением это исключение отменено.
- Если среди членов домохозяйства или их родственников есть люди, которые достигли возраста 18 лет, но не имеют доходов или имеют доходы меньше, чем минимальная зарплата.
Также Кабинет министров добавил новые условия, при которых субсидия не будет назначаться:
- Если в собственности любого из членов домохозяйства есть еще какое-то жилое помещение (за исключением случаев, когда такое жилье находится на территории Крыма или оккупированной части Донбасса).
- Если кто-либо из состава домохозяйства или член его семьи имеет на депозитном банковском счете (счетах) средства в сумме, превышающей 25-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января года, в котором назначается жилищная субсидия ( на 2021 эта сумма составляет 56 750 гривен).
- Если кто-либо из состава домохозяйства или член его семьи в течение 12 месяцев перед обращением за назначением жилищной субсидии приобрел иностранную валюту или банковские металлы на общую сумму более 50 тысяч гривен.
- Если кто-либо из членов домохозяйства и их родственников в течение периода, на который назначена субсидия, находился за границей совокупно более 60 дней (за исключением дней служебной командировки, лечения, обучения или ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, что подтверждается соответствующими документами).
Очевидно, что последний пункт внесен специально для заробитчан, которые получают доходы за рубежом, а потом в Украине не платят ни налогов, ни социальных взносов.
Очевидно, что последний пункт внесен специально для заробитчан
Ваши обстоятельства - ваши проблемы
Еще одна неприятная новость - правительство полностью удалило из порядка предоставления субсидий все упоминания о специальных комиссиях при местных администрациях, которые должны были рассматривать конкретные жизненные обстоятельства семей, претендующих на субсидии. Эти комиссии имели полномочия назначить субсидии даже в том случае, если формальные основания для этого не были достаточны. По сути, их задача состояла в том, чтобы изучить конкретные обстоятельства и выяснить, действительно ли претендент находится в достаточно тяжелом положении, чтобы все-таки получить субсидию.
Например, возьмем разведенную мать с двумя детьми, муж которой ушел из семьи, но "забыл" выписаться. Или пожилых родителей, чьи дети, хоть и живут отдельно, но прописаны в родительском доме. В обоих случаях субсидии данным домохозяйствам по формальным признакам не должны быть назначены. Однако комиссии имели полномочия изучить ситуацию на месте, убедиться, каково реальное положение вещей и все же принять решение о предоставлении субсидии.
Также комиссии могли рассматривать вопросы о предоставлении субсидий в случаях, когда площадь жилья превышает социальные нормы (13,65 квадратных метров на человека + 35,22 квадратных метров на семью). Например, если старушка осталась одна в квартире площадью 60 квадратов, то по закону ей полагается субсидия только на социальную норму, которая для нее составляет 48,87 квадратных метров. Но комиссия, изучив обстоятельства, могла принять решение о предоставлении ей субсидии на всю площадь - не заставлять же ее на склоне лет продавать квартиру и переезжать в меньшую по площади.
Кроме того, через комиссии проходили дела о лишении субсидий. Например, если в течение периода, на который была назначена субсидия, кто-то из членов семьи терял работу и в течение месяца не получал доходы и не платил единый социальный взнос, местное подразделение социальной защиты должно было обратиться в комиссию относительно лишения такого домохозяйства субсидии, но комиссия могла "войти в положение" и сохранить льготу.
Но теперь все эти комиссии распускаются, и субсидии будут назначаться без учета реальных обстоятельств - только по формальным документальным признакам. Так же автоматически, без изучения комиссиями, будут приниматься решения о лишении субсидий в случаях потери доходов кем-то из членов семьи.
Без сомнения, принятое правительством решение поспособствует уменьшению количества домохозяйств, получающих субсидии.
При этом оно приведет к очередному увеличению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая в последнее время и без того стремительно росла. По данным Государственной службы статистики, в Украине только за первые два месяца нынешнего года эта задолженность выросла на 8,5 миллиарда гривен и на начало марта достигла 82,1 миллиарда гривен.
Понятно, что в стране трудные времена, а бюджетная "дыра" еще с прошлого года очень велика, и ее надо как-то затыкать. Но почему-то власть эти проблемы решает исключительно за счет рядовых граждан, не забывая при этом напоминать, что забота о людях является ее главной задачей.