RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Над Украиной повис "двойной мутант" коронавируса: остановит ли его старая "дубина"

Специалисты говорят, что новая волна начнется к средине лета

Специалисты говорят, что новая волна начнется к средине лета Фото: Getty Images

Украина успешно преодолела третью волну пандемии коронавируса. По крайней мере, об этом говорит министр здравоохранения Максим Степанов. Впрочем, расслабляться не время. По словам Степанова, Украина на пороге четвертой волны! Всему виной – индийский штамм, перед которым могут не устоять даже вакцинированные украинцы. Готова ли страна к коронавирусному обострению, и приведет ли "эмигрант" из Индии к новому локдауну - разбирался "Апостроф".

"Фокусы" Минздрава

Если обратиться к официальной статистике Минздрава, то картина с распространением коронавируса действительно выглядит оптимистично. Например, по состоянию на 11 мая в стране не осталось ни одного "красного" региона. Более того, 11 мая было зафиксировано всего 2208 новых случаев заболевания. Еще пару недель назад каждый день приносил более 10 тысяч новых случаев.

В чем секрет такой победы? Конечно, жесткий локдаун в большинстве регионов Украины сделал свое дело и сдержал распространение пандемии. Но есть тут и другой "фокус": в стране постепенно сокращается количество тестирований. Например, 7 мая было проведено 94 тысячи тестов на коронавирус (ПЦР, ИФА, экспресс-тесты на антиген). На следующий день, 8 мая, тестов было уже 87,6 тысяч, 9 мая резкое падение – 46,5 тысяч тестов. 10 и 11 мая снова резкое падение – 21,8 и 21,9 тысяч тестов соответственно. А потому совершенно неудивительно, что в стране наблюдается спад заболеваемости. Ведь если не делать тесты, то и коронавирус не испортит чиновникам статистику. Да, в праздничные дни многие лаборатории не работали, но что если посмотреть на цифры под другим углом?

На 21,9 тысяч тестов, проведенных 11 мая, имеем 2,2 тысячи заболевших. То есть каждый десятый тест положительный. Если бы уровень тестирования был допраздничный, то есть 100 тысяч тестов в сутки, при каждом десятом положительном тесте Украина бы имела 10 тысяч новых случаев заболеваемости. При таких показателях, которые, очевидно, только возрастут после тесных контактов украинцев на майские, говорить о преодолении третьей волны, по меньшей мере, странно.

Агрессивный эмигрант

Тем не менее, нынешняя ситуация с заболеваемостью действительно может показаться легкой прогулкой по сравнению с той опасностью, которая потенциально угрожает нам с появлением индийского штамма.

"Мы можем говорить, что он (индийский штамм, – "Апостроф") точно будет. И это реальность, и говорить надо правду. Сейчас он уже зафиксирован, в частности, в странах-соседях - это Чехия, Польша и Румыния. И поэтому понятно, что в конечном итоге он появится и в Украине", - заявил Степанов.

Когда именно? По словам Владимира Галицкого, старшего научного сотрудника Института биохимии имени А.В. Палладина НАН Украины, новый всплеск заболеваемости прогнозируется на первую половину лета. И, вероятно, к тому времени в Украине уже успеет достаточно широко распространиться индийский штамм (линия B.1.617).

"Летняя волна начнется в конце июня с пиком в начале июля. До конца июля заболеваемость немного упадет и перейдет в затяжную осеннюю волну, - говорит "Апострофу" Галицкий. – Летняя волна будет вызвана сезонным повышением восприимчивости к заражению коронавирусом, и возможно, к тому времени в Украине появится уже индийский штамм в значительном количестве. По данным распространения эпидемии в Индии - ежедневно приблизительно 400 тысяч новых случаев и 4 тысячи смертельных исходов - летальность индийского штамма составляет примерно 1%. Но эти данные могут быть недооценены".

Как повлияет новый штамм на показатели заболеваемости - не сложно прогнозировать. Ведь известно, что мутант более заразный.

"Заболеваемость во время летней волны стоит ожидать на уровне 2/3 весенней волны. Однако следует принимать во внимание, что реальная амплитуда весенней волны осталась неизвестной, так как количество тестирований у нас было ограничено, - добавляет Галицкий. - Доля положительных тестов у нас достигала 33%, что очень много. По независимым оценкам, реальное количество случаев заболевания во время весенней волны в 2-3 раза превышало количество официально зарегистрированных".

Но как бы там ни было, у новой волны, к сожалению, будет большой потенциал для распространения среди украинцев.

"В Украине зафиксировано почти 2,2 миллиона клинических случаев коронавируса. Клинически выраженными формами болеют порядка 15% человек, контактировавших с вирусом. Соответственно, всего около 20 миллионов человек уже контактировали с вирусом. То есть половина населения. Еще 20 миллионов с вирусом не контактировали. Если в Украине появится более заразный штамм вируса, у нас есть "горючий материал" 20 миллионов человек, плюс 1-2% от 20 миллионов человек, уже контактировавших с вирусом, которые могут заболеть повторно", - поясняет "Апострофу" эпидемиолог Алексей Галимский.

Новые подходы или старый локдаун

Что же делать, и как украинцам пережить грядущую вирусную эскалацию? Безусловно, необходимо продолжать развитие инфраструктуры системы здравоохранения (новые койки, кислород, достойные зарплаты медикам), чтобы она справилась с наплывом новых больных. Это очевидно. Но кроме этого, особое внимание должно быть уделено вакцинации.

Во-первых, вакцинация должна быть в принципе. На 40-миллионную страну всего 800 тысяч прививок и менее 2 тысяч повторных прививок – капля в море.

Во-вторых, необходимо пересмотреть сам подход к вакцинации, чтобы обеспечить иммунитетом как можно большее количество человек.

"У нас при вакцинации тестирование на антитела эксперты из НТГЭИ (Национальная техническая группа экспертов по вопросам иммунопрофилактики) объявили ненужным и чуть ли не вредным. Да, если бы у нас было вакцины как в Израиле – хоть залейся, тогда можно было бы прививать всех подряд. Но по факту вакцина в Украине в остром дефиците, и она дорогая, - говорит Галимский. – А можно было бы организовать тестирование и это дешевле вакцины: если у человека высокий уровень антител, то его можно поставить в очередь на вакцинацию, например, на следующий год. Если бы вакцины было много, это можно было бы и не делать, и не выявлять переболевших. Но когда нам нужно вакцину экономить, то какой смысл ее тратить на тех, кто уже переболел и имеет антитела? Мы прививаем иммунного человека, а его дозу мог бы получить тот, кто еще не переболел, кто находится в группе риска и может умереть".

Правда, кроме новых тяжелых осложнений, связанных с поражением желудочно-кишечного тракта, почек, интоксикацией и даже отдельными случаями слепоты, индийский штамм может даже пробивать уже приобретенный иммунитет от коронавируса.

"Индийский штамм – двойной мутант. Он несет мутации, которые ослабляют его чувствительность к антителам, заработанным вследствие перенесенного заболевания или вакцинации. Поэтому население перед индийским штаммом менее защищено, даже если люди вакцинированы или переболели", - добавляет Галицкий.

В такой ситуации важным фактором сдерживания пандемии становится эпидрасследование. Что это такое? Например, если человек заболел коронавирусом, то в теории эпидемиологи должны отследить все его ближайшие контакты и отправить их на самоизоляцию, чтобы вирус не распространялся дальше. Именно так поступают, например, в Китае.

"Но у нас нет эпидрасследования каждого случая для отслеживания цепочек передачи вируса и выявления всех контактных, - сетует Алексей Галимский. – В условиях эпидемии все население можно протестировать хоть пять раз, выкинув на это бешенные деньги, но не получить никакого эффекта. Ведь нужно тестировать контактных в инкубационном периоде или в периоде, когда они заразны. Есть две основных цели тестирования: диагностика – когда у человека клинические симптомы и нужно установить ковид или его отсутствие, и тестирование контактных без клинических проявлений, чтобы выявить и изолировать заразных. Но чтобы выявлять контактных и источник заражения, нужно проводить эпидрасследование. А проводить его некому – подготовленных эпидемиологов, которые пришли бы в очаг, просто нет. Хотели было обязать это делать семейных врачей, но семейники завалены лечебной работой, а медреформа от визитов на дом их освободила".

Вот и выходит, что за неимением тонкого инструментария у Украины остается старая добрая "дубина" в качестве основного оружия в борьбе с новой волной коронавируса – очередной локдаун. Вопрос лишь в том, когда его снова введут.

Читайте также

Новини партнерів