RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Бумага стерпит все: как Кабмин взялся за интеграцию ромов

Кабмин рискует наступить на старые грабли

Кабмин рискует наступить на старые грабли Лагерь ромов на окраине Львова Фото: Getty images

Украинское правительство в очередной раз озаботилось проблемами ромов. В Кабмине написали Стратегию реализации прав и возможностей ромов, запланировав мероприятия по интеграции этого нацменьшинства до 2030 года. Как именно в правительстве намерены помогать ромам, будет ли это эффективно, и, самое главное, дадут ли на социализацию ромов деньги, разбирался "Апостроф".

Две стратегии

По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, в стране насчитывалось около 47,5 тысяч ромов. Но это официальные данные, которым уже больше 20 лет. По оценкам экспертов, реальная численность ромов в Украине - от 200 до 400 тысяч человек.

Их главная проблема – отсутствие документов. От 4 до 8% ромов в Украине не имеют даже паспорта, не говоря уже о свидетельствах о браке, регистрации места жительства и других бумагах. Эта проблема тянет за собой ворох других: сложности с доступом к медицине, образованию, правовой помощи, трудоустройству, жилищно-бытовые трудности. Как следствие, ромское национальное меньшинство, под влиянием общественных стереотипов, становится объектом дискриминации, и еще больше маргинализируется, что приводит к еще более агрессивной дискриминации (вспомним ромский погром на Лысой горе в Киеве в апреле 2018 года). Выходит замкнутый круг. Как же его разорвать?

В 2013 году в Украине была принята "Стратегия защиты и интеграции ромского национального меньшинства в украинское общество на период до 2020 года". В этом документе были расписаны механизмы решения проблем ромов, правда, весьма обтекаемо. Например, сложности с трудоустройством ромов предлагалось решать путем "привлечения ромов к общественно-полезному труду" и "обеспечения взаимодействия работников социальной сферы и сферы занятости с общественными объединениями ромов".

Но эта стратегия практически ничего не дала.

"Тогда вообще было хорошо, что такую стратегию приняли, - поясняет "Апострофу" руководитель ОО "Правозащитный ромский Центр" Владимир Кондур. – На то время у нас не было вообще ничего и это было достижением для ромской общины, что мы в принципе получили такой документ. Но это был декларативный документ. Он работал только как инструмент для коммуникации с местными администрациями. С 2013 по 2020 год единственным позитивным моментом было то, что мы смогли заявить о себе как об общине, которая также имеет права, а государство подтвердило, что имеет обязательства по социализации и интеграции. Вот и все что нам дала эта стратегия".

В октябре 2019 года "ООН-женщины" совместно с Офисом Совета Европы в Украине провели анализ реализации стратегии и пришли к выводу, что она не привела к "ощутимым результатам", и жилищно-бытовые, образовательные, медицинские и все другие проблемы ромов так и не были решены.

"Предыдущая программа принималась давно и даже принималась региональная программа "Ромы Закарпатья", наша организация была ее инициатором. Но эти программы просто зависли в воздухе", - добавляет "Апострофу" глава ОО "Романи Яг" Аладар Адам.

"Предыдущая стратегия была прописана только на бумаге. Мы ежегодно анализировали ее выполнение и видели, что она не выполняется", - подтвердил "Апострофу" глава парламентского комитета по правам человека Дмитрий Лубинец.

Теперь же правительство приняло очередную стратегию по интеграции ромов на следующие 9 лет. Документ этот более подробный. В частности, трудоустройству ромов государство планирует способствовать, поддерживая социальные инициативы бизнеса. Улучшать жилищно-бытовые условия ромов предполагается путем развития программ социального жилья, содействия в выдаче земельных участков под жилищное строительство.

Будет ли работать новая стратегия, или останется на бумаге, как и предыдущая?

Обязательства есть – денег нет

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться: почему же провалилась стратегия 2013-2020?

Конечно, если пойти на поводу у стереотипов, можно было бы предположить, что ромы сами не хотят социализироваться: их устраивает проживание в сегрегированных поселениях и ничего менять они не хотят. В таком случае, какая же тут может быть интеграция? А потому и неудивительно, что предыдущая стратегия оказалась неэффективной. Но не все так просто.

Во-первых, по словам журналистки Ольги Макар, которая вот уже много лет пишет о проблемах ромов, не существует дилеммы - хотят ромы интегрироваться или нет.

"Никто же не спрашивает у украинских детей, например, хотят ли они ходить в школу? Мы просто знаем, что это нужно и обязательно. Такой же подход должен быть и к ромским детям", - говорит "Апострофу" Макар.

Во-вторых, главный недостаток всех потуг правительства в деле социализации ромов – отсутствие финансирования.

"От государственной службы по этнополитике, которая отвечала за разработку этой стратегии, мы не видели усилий по наполнению финансированием стратегии", - отмечает Лубинец.

"Если на выполнение стратегии предусмотрено 0 гривен, то сложно, чтобы что-то заработало и изменилось", - добавляет Ольга Макар.

"Я не верю, что новая программа будет работать. Она хорошая, но кто ее будет финансировать? Какие организации? Государство Украина или областные, региональные власти? Я не верю, что она заработает. Может быть новый президент что-то изменит, ведь многие ромы живут очень плохо, и это просто катастрофа", - отмечает Аладар Адам.

"Для того, чтобы новая стратегия работала, нужен бюджет. Нужно составить регламент утверждения бюджета, сделать планы по регионам и ОТГ. Это большая работа. Но бюджета нет, плана нет и фактически на 2022 год нам нужно будет над этим работать, если государство будет нам в этом способствовать. Ну, а если нет…", - добавляет Владимир Кондур.

Еще в конце 2018 года эксперты Национального института стратегических исследований рекомендовали Кабмину обеспечить финансирование программы социализации ромов отдельной программой в бюджете. Но этого не произошло. Как же тогда финансировалась стратегия?

"А никак. Более того, мы даже подавали судебный иск относительно бездеятельности Кабмина, но, конечно же, наш иск никто не рассматривал и был ответ, что даже нет оснований его рассматривать", - отмечает Кондур.

Впрочем, это не мешало Минкульту ежегодно отчитываться о реализации стратегии. Но делали это чиновники весьма своеобразно: просто выделяли соцпомощь, например, субсидию или помощь по рождению ребенка, и если получатель льготы оказывался из числа ромской общины, то просто записывали это в актив выполнения стратегии.

Почему так происходит? Дело в том, что интеграция ромов в частности, и защита прав национальных меньшинств в целом, лежит в контексте многочисленных международных обязательств Украины, поэтому государству положено иметь хоть какие-то планы, документы, стратегии, ведь евроатлантический курс закреплен в нашей Конституции. Как выполняются эти документы - вопрос десятый.

Между тем, по словам экспертов, на программы для ромов нужно не так и много денег.

"Мы просчитывали, что, если хотя бы 10 миллионов гривен в год государство будет выделять в масштабах всей страны, это уже было бы ощутимой поддержкой для ромской общины. Это ведь небольшие деньги. Да, государство признает, что есть ромы, которые нуждаются в помощи, но на деле мы этого не видим. Если бюджета на стратегию 2021-2030 не будет, то все повторится так, как было с предыдущей стратегией. Пока это какие-то мечты о бюджете", - резюмирует Кондур.

Правда, депутаты обещают воплотить мечты в реальность.

"На одном из первых заседаний комитета в следующей сессии мы проанализируем новую стратегию и будем требовать от органов, которые отвечают за ее реализацию, конкретных планов с ответственными лицами и сроками воплощения ее в жизнь", - подчеркнул Дмитрий Лубинец.

Впрочем, одними только деньгами не вдохнуть жизнь в политику государства относительно ромов. Как бы это парадоксально не звучало, социализация ромов начинается с социализации самих украинцев.

"В обществе есть негласное согласие, что ромы – отдельная каста и к ней отдельное отношение. Например, если не ромский ребенок будет просить милостыню в центре Киева, то долго это не будет длиться: вызовут полицию, а родителей лишат родительских прав. В случае с ромами это не работает. Или если ромский ребенок будет прогуливать школу, это не вызовет ни у кого непонимания. Если же не ромский ребенок прогуляет школу, то будут вопросы, будут соцслужбы. Общество первое, кто отталкивает ромов", - резюмировала Ольга Макар.

Читайте также

Новини партнерів