RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

"Евробляхи", прощайте: период льготного растаможивания автомобилей завершился

Льготный режим растаможки "евроблях" продлевался несколько раз

Льготный режим растаможки "евроблях" продлевался несколько раз Фото: УНИАН

Срок льготного таможенного оформления импортных подержанных автомобилей, известных как "евробляхи", закончился, а это значит, что теперь те, кто не воспользовался этой опцией, попадают на многотысячные штрафы. "Апостроф" выяснял, что теперь ждет "евробляхеров", и будут ли дальше продлевать в Украине льготную растаможку.

Сколько их было?

Истек срок растаможивания автомобилей, ввезенных в Украину с нарушением таможенных правил, - так называемых "евроблях". Временный порядок их оформления продолжался 180 дней и закончился 10 ноября. В течение этого времени владельцы автомобилей могли растаможить и зарегистрировать свои авто по относительно невысокому тарифу, который для большинства машин находился в пределах от 500 до 1000 евро.

Но теперь все граждане, которые покупают автомобили за границей и завозят их в Украину, обязаны в полной мере осуществить все необходимые платежи, определенные украинским законодательством.

Частичное исключение составляют участники ООС, для которых льготный период продлится до 8 февраля 2022 года. И после этого правила растаможки окончательно станут одними для всех.

В целом представители власти довольны проведенной кампанией по узакониванию "евроблях". Глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев выразил уверенность в том, что вопрос с "евробляхами" решен окончательно.

"По состоянию на 09.10 более 83 тысяч автомобилей растаможено, а бюджет получил 2,9 миллиарда гривен, - написал он в Telegram, - Больше никаких отсрочек/льготных периодов не будет. Теперь - закон один для всех. Прошу Национальную полицию принять меры по недопущению проезда евроблях по улицам и дорогам нашей страны".

Впрочем, не все уверены в том, что решение проблемы является окончательным. По данным адвоката общественной организации "Авто Евро Сила" Ивана Казачука, до начала льготного периода, весной нынешнего года, количество "евроблях" в Украине достигало 760 тысяч единиц. А на этом фоне растаможенные за полгода 83 тысячи автомобилей выглядят довольно скромным достижением как в количественном, так и в денежном измерении.

"Организация "Авто Евро Сила" поддерживала законопроект№3704, предусматривавший общее снижение таможенных платежей до 35% от стоимости автомобиля, - говорит Иван Казачук. - Этот же законопроект поддерживало и большинство членов финансового комитета Верховной Рады. В случае его принятия бюджет мог бы получить 17,4 миллиарда гривен. Однако глава комитета господин Гетманцев пролоббировал принятие другого закона, устанавливавшего лишь кратковременный льготный период с последующим возвращением к нынешней системе, когда таможенное оформление может стоить в несколько раз больше, чем сама машина. В результате было растаможено лишь незначительное количество "евроблях", и бюджет получило менее 3 миллиардов гривен".

В свою очередь, директор Института социально-экономической трансформации и внештатный консультант комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Илья Несходовский считает, что приведенные цифры не соответствуют действительности.

"Значительное количество ввезенных в свое время в Украину автомобилей были практически металлоломом и были разобраны на запчасти, - говорит эксперт. - К тому же, одна из схем завоза "евроблях" предусматривала периодический выезд машины за пределы Украины. И каждый раз, возвращаясь назад, авто считалось, как только что завезенное. Так что один автомобиль мог быть посчитан несколько раз".

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

Пряники кончились, ждите штрафов и арестов

По мнению Ильи Несходовского, подавляющее большинство "евроблях" за отведенный срок прошли таможенное оформление, и их владельцы остались довольны льготными условиями, предоставленными государством. Доказательством тому служит тот факт, что "Авто Евро Сила" сообщила о том, что в связи с истечением срока льготного растаможивания не будет проводить никаких массовых протестных акций.

Это подтверждает и Иван Казачук. По его словам, на сегодняшний день среди владельцев "евроблях" нет значительных протестных настроений.

"В сентябре мы организовывали акцию, но на нее приехало всего 30 человек, - рассказал адвокат "Апострофу". - Скорее всего, это связано с тем, что люди еще не осознали до конца, что их ждет после истечения срока льготного растаможивания. Поэтому в ближайшее время организованных акций протеста не будет. Но, если в ближайшее время начнутся массовые репрессии, это вызовет быстрый рост протестных настроений".

А наказания тем людям, которые по каким-то причинам не успели или не захотели воспользоваться правом льготного растаможивания, предусмотрены очень строгие. При первой остановке полицией штраф для водителя составит 8,5 тысячи гривен. При повторной он повысится до 17 тысяч, и полиция подаст рапорт Государственной таможенной службе, которая также наложит на нарушителя штраф.

Если за рулем во время остановки полицией находился гражданин Украины, который ввез автомобиль в страну, то штраф составит 170 тысяч гривен. Если же машина официально ввезена иностранным гражданином, то находившемуся за рулем гражданину Украины будет назначен штраф в размере 34 тысяч гривен, а формальный иностранный владелец получит штраф 170 тысяч гривен с конфискацией транспортного средства.

В случае неуплаты штрафов в добровольном порядке полиция и таможенная служба будут передавать решения о штрафах в исполнительную службу, которая применит к нарушителям все доступные для нее средства воздействия: наложение ареста на счета, движимое и недвижимое имущество должника. Кроме того, исполнительная служба может запретить ему выезд за границу, что, как считает Иван Казачук, станет катастрофой для многих "заробитчан".

"Владельцам "евроблях" были предложены налучшие условия для растаможивания, которых нет ни в одной стране, - заявил Илья Несходовский. - Теперь пряники у государства закончились, и люди, не воспользовавшиеся предоставленной возможностью, должны понести соответствующее наказание, уплатить штрафы для того, чтобы в другой раз было неповадно нарушать законы Украины".

Фото: УНИАН

Что делать?

Конечно, как это всегда бывает, очень многие отложили решение своих проблем с "евробляхами" на последний момент. И сейчас, опасаясь гигантских штрафов, они пытаются срочно решить проблему.

Вариантов действий для таких людей немного. По словам Ивана Казачука, основной законный метод – льготное растаможивание автомобилей на имя участников ООС, для которых льготный режим будет действовать еще три месяца, с последующим выкупом уже на собственное имя.

Второй вариант – вывоз автомобиля за границу для продажи. На вырученные деньги владелец может приобрести другой автомобиль и завезти его в Украину уже с уплатой пошлины. Конечно, это выйдет гораздо дороже.

"Если взять, например, машину Golf IV 1992 года выпуска с двигателем объемом 1,9 литра, то ее растаможка в льготном режиме обошлась бы в 32 тысячи гривен, – говорит Иван Казачук. – Если же завезти такую машину сейчас, то придется заплатить 95 тысяч гривен. При этом стоимость самого автомобиля составляет 1,5 тысячи долларов".

В последние дни образовалась целая очередь людей, желающих воспользоваться возможностью вывоза автомобиля из Украины, рассказал адвокат. Однако преимущественно этот путь выбирают владельцы более дорогих машин – от 8 тысяч долларов и больше.

Не покупайте дешевые автомобили

Судя по всему, сегодня ни власть, ни лидеры протестов не знают точно, сколько всего в Украине осталось нерастаможенных "евроблях", и что их владельцы станут делать после получения уведомлений о штрафах на сотни тысяч гривен.

По мнению Ивана Казачука, первые же попытки жестких действий со стороны государства вызовут рост недовольства и новые протестные акции с требованием смягчения таможенного законодательства для личного автотранспорта.

"Мы обращались к депутатам, обращая их внимание на то, что таможенные платежи по действующему закону могут втрое превышать собственную стоимость автомобиля, - говорит Иван Казачук. - И получили рекомендацию не покупать подержанные машины за тысячу долларов, а покупать более новые модели за 20 тысяч долларов. Тогда таможенные платежи будут составлять всего треть от стоимости автомобиля. Они просто не понимают в каком материальном состоянии сегодня находится большинство граждан Украины".

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів