Власти снова рапортуют об успехах. На этот раз черед дошел до пенсий. Оказывается, что "впервые" за последние несколько лет средняя пенсия в стране превысила фактический прожиточный минимум. Впрочем, даже поверхностное изучение вопроса показывает, что это совсем не так. "Апостроф" разбирался, как росли пенсии украинцев в последнее время, и смогли ли они "догнать" цены.
Автоматная очередь
Министерство социальной политики Украины сообщило, что в декабре нынешнего года средняя пенсионная выплата "впервые с 2014 года" превысила размер фактического прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. По данным министерства, по состоянию на 1 декабря 2021 года средняя пенсия составила 3980 гривен, тогда как размер фактического прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц - 3723 гривны.
Конечно же, по версии Минсоцполитики, такое повышение произошло "в результате реализации комплексной программы повышения пенсий для разных категорий нетрудоспособных людей, в том числе инициированной президентом Украины "возрастной линейки" доплат к пенсиям (речь идет о доплатах пенсионерам в возрасте от 70 лет на 300-500 гривен). ежемесячно)".
Однако, если разобраться, что произошло на самом деле, то выясняется, что данный факт не имеет какого-либо отношения к комплексным программам нынешнего правительства, даже если таковые и существуют.
Начнём с того, что 1 декабря повышен прожиточный минимум, в том числе для нетрудоспособных лиц, ниже которого не может быть минимальная пенсия. То есть, она автоматически выросла с 1854 до 1934 гривен – на 80 гривен. Кроме того, с 1 декабря с 2400 до 2600 гривен (на 200 гривен) выросла минимальная пенсия пенсионеров, достигших возраста 65 лет и имеющих необходимый страховой стаж (мужчины – не менее 35 лет, женщины – не менее 30 лет). Это, очевидно, статистически увеличивает размер средней пенсии в Украине.
Кроме того, в марте автоматически проходит индексация выплат всем категориям пенсионеров.
"Закон, которым регулируются правила индексации пенсий, был принят предыдущим созывом Верховной Рады, – говорит бывший министр социальной политики и вице-премьер Украины в 2014-2019 годах Павел Розенко. – Этот закон покончил с практикой, когда правительство проводило повышение пенсий накануне выборов, выдавая это за большое достижение. Нынешний закон предусматривает обязательную ежегодную индексацию пенсий, в зависимости от роста цен и зарплат в Украине. А также повышение минимального размера вместе с повышением прожиточного минимума".
К тому же, по мнению эксперта, использовать показатель средней пенсии - не очень корректный прием из-за того, что в Украине размеры пенсий для разных категорий очень отличаются между собой.
Действительно, значительная часть пенсионеров получают выплаты на уровне минимальной пенсии или чуть больше. В то же время средняя пенсионная выплата бывшим судьям составляет 67 961 гривну. Также достаточно высокие пенсии получают бывшие чиновники. Максимальный размер выплаты для них ограничен 10 прожиточными минимумами – на данный момент 37 230 гривен. Следовательно, при такой разнице в доходах подсчет средней величины не отражает реальной картины.
Приведем следующий пример. Возьмем десять человек, девять из которых зарабатывают 14 тысяч гривен в месяц (средняя зарплата в Украине по данным Госстата), а один является членом наблюдательного совета "Укрзализныци" с месячным доходом 332 тысяч гривен. Легко посчитать, что средняя зарплата этой группы людей составляет 45,8 тысячи гривен. С одной стороны, это верная цифра, однако она не отражает реальную ситуацию на рынке труда, поскольку 90% данной группы зарабатывают в несколько раз меньше этой суммы.
Аналогичная ситуация и с пенсиями. "Из-за значительной диспропорции в размерах выплат, 70-80% пенсионеров получают пенсии ниже средней по стране", - говорит Павел Розенко.
По данным статистики, более половины всех пенсионеров (около 6 миллионов из 11 миллионов) получают пенсию менее 3000 гривен, а из них около 1,7 миллионов человек – вообще менее 2000 гривен. При этом тех, у кого пенсия превышает 10 тысяч гривен, - всего 500 тысяч (4% от всех пенсионеров).
Газета вместо соцстандартов
Следует также отметить, что темпы роста социальных стандартов за последние годы значительно снизились. Примером может служить тот же прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц, который по закону одновременно является размером минимальной пенсии по возрасту.
Так, если в начале 2016 года минимальная пенсия в Украине составляла 1074 гривны, то к концу 2018 года она выросла до 1638 гривен. Как было отмечено выше, к концу 2021 года ее размер достиг 1934 гривен.
Таким образом, в течение 2016-2018 годов минимальная пенсия выросла на 52%. А в течение следующих трех лет усилиями нынешней власти – всего на 18%.
Кстати, аналогичная тенденция прослеживается и с ростом размера другого важного показателя – минимальной заработной платы. С начала 2016 года до конца 2018 года она выросла с 1450 до 4173 гривен – то есть на 188%. В настоящее время минимальная зарплата составляет 6500 гривен (была повышена 1 декабря). Таким образом, за последние три года она выросла на 56%.
"Нынешнее правительство склонно подменять отсутствие реальных достижений в социальной политике пиаром, - говорит бывший нардеп и член парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда, а ныне эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. - С 1 декабря оно просто выполнило прямую норму закона, которая требует автоматическое повышение минимальной пенсии вместе с повышением прожиточного минимума. Зато одновременно большая сумма денег налогоплательщиков была израсходована на печать специального приложения к газете "Урядовий кур'єр" тиражом 1 миллион экземпляров, которые затем раскидали по почтовым ящикам киевлян".
Цены против пенсий: кто быстрее
Внимательные читатели уже, наверное, обратили внимание на то, что в данном тексте упоминаются два показателя – прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц и фактический прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц, которые, несмотря на сходство названий, отличаются по величине почти в два раза.
Коротко объясним, в чем между ними разница. Первый устанавливается законодательно и используется для расчета большого количества различных установленных законами социальных стандартов. Помимо минимума для нетрудоспособных лиц, закон предусматривает аналогичные показатели для других групп населения: трудоспособных лиц, детей до 6 лет и от 6 до 18 лет. Конкретные значения прожиточных минимумов определяются каждый год законом о государственном бюджете. Закон предусматривает повышение этих показателей дважды в год – 1 июля и 1 декабря.
В свою очередь, фактический прожиточный минимум не устанавливается законом. Его регулярно рассчитывает Министерство социальной политики, исходя из текущих цен на определенный набор товаров, который обеспечивает минимальные потребности человека. Но он не влияет ни на какие выплаты, а, скорее, является определенным индикатором стоимости жизни в Украине.
Впрочем, даже этот показатель, хоть он и гораздо больше, чем эфемерный прожиточный минимум из госбюджета, не отражает реалий сегодняшнего дня.
По данным Минсоцполитики, по состоянию на 1 января 2021 года размер фактического прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц составлял 3511,15 гривны. В декабре его значение составило 3723 гривны. Таким образом, по версии министерства, стоимость жизни в Украине в течение года выросла на 6%.
Такие данные не выглядят объективными, поскольку реальный темп роста цен в нынешнем году был гораздо выше. Так, по данным Государственной службы статистики, в ноябре рост цен в годовом исчислении составил 10,3%, и вряд ли эта цифра станет меньше по итогам всего года (скорее всего, она станет даже больше). Следовательно, цены в этом году растут почти вдвое быстрее, чем утверждает Министерство социальной политики.
А в тех сегментах, которые наиболее важны для людей, которые вынуждены выживать на минимальные суммы (продовольствие, коммунальные услуги, транспорт), ситуация выглядит еще более проблемной. В частности, стоимость сахара на внутреннем потребительском рынке Украины выросла на 39%, подсолнечного масла - на 47%, яиц - на 26%. В целом, цены реализации сельскохозяйственной продукции с начала года выросли на 40%.
Стоимость коммунальных услуг тоже не стояла на месте. "По данным Госкомстата, в октябре прошлого года в Украине была начислена плата за коммунальные услуги для населения на общую сумму 11 миллиардов, а в октябре нынешнего года - 16,4 миллиарда. Это означает, что, несмотря на громкие заявления властей и подписание меморандумов (с региональной властью о неповышении тарифов) коммунальные услуги за год подорожали на 50%", - говорит Павел Розенко.
Транспортные услуги подорожали не так значительно – в целом на 12%, в том числе автодорожные на 19% – но также подкинули свою долю к расходам украинцев.
"Однако данные, которые использует Минсоцполитики при расчетах, не публикуются, и общество не знает, какие цены и на какие товары правительство использовало, определяя величину фактического прожиточного минимума", - говорит Павел Розенко.
От себя сделаем предположение, что, возможно, в эти расчеты заложены цены, озвученные народным депутатом от "Слуги народа" Николаем Тищенко, который считает, что гречка сейчас стоит 12 гривен за килограмм, сало – 50 гривен, а говядина – 50-70 гривен.
Поэтому "фактический" прожиточный минимум, на который ссылается власть, на самом деле является "мифическим", да и никаких "бешенных" темпов роста пенсий в Украине нет. Правительство может делать любые громкие заявления по поводу улучшения жизни рядового украинца. Но тот же рядовой украинец хорошо понимает всю абсурдность таких заявлений, наведываясь в продуктовые магазины или разглядывая квитанции на коммунальные услуги.