Полномасштабное российское вторжение на территорию Украины стало катализатором введения в отношении РФ со стороны стран Европы и мира беспрецедентных экономических санкций. Впрочем, свои санкции против агрессора вводят не только государства централизовано, но и отдельные компании и даже обычные люди локально. Футбольные клубы отказываются от спонсорских контрактов с российским бизнесом, европейцы выходят из набсоветов компаний РФ, в ЕС отказываются обслуживать россиян в кафе и ресторанах. В общем, железный занавес стремительно опускается над страной-изгоем. Тем не менее, внутри самой Украины, остается еще достаточно много российского контента, товаров, услуг и культурного продукта агрессора. Каким образом окончательно распрощаться с этим, и каждому украинцу в отдельности усилить санкционное давление, разбирался "Апостроф".
Интернет
На сегодняшний день в украинских магазинах мобильных приложений AppStore и GooglePlay остается возможность скачать достаточно много программ российских разработчиков.
Прежде всего речь идет о контенте компании "Яндекс", которая имеет около 70 интернет-продуктов. Это транспортные приложения, собственный браузер, метеоприложения, музыка и почтовые сервисы. В 2020 году в "Яндексе" был создан, так называемый, Фонд общественных интересов – структура, навязанная государством для контроля компании. Фонд возглавила Елена Шмелева, которая на президентских выборах в РФ руководила штабом Владимира Путина.
Кроме того, не стоит забывать и о продуктах корпорации VK. Ей принадлежит социальная сеть "ВКонтакте" и "Одноклассники", которые наполнены пророссийской пропагандой не меньше, чем речи Скабеевой и Соловьева. Несмотря на то, что эти соцсети уже ранее были запрещены и заблокированы в Украине, разработчики нашли инструменты для обхода блокировки и их без труда можно скачать в магазинах мобильных приложений. Также VK владеет почтовым клиентом Mail.ru. Очевидно, что пользоваться такой почтой на фоне войны с Россией не безопасно.
Правда, 1 марта в МВД заявили, что разблокировали соцсеть "ВКонтакте". "Обязательно надо показывать, как мы воюем, что мы боремся за свою землю. Для того чтобы россияне начали наконец понимать, что информационная блокада начала прорываться", - отметил советник министра МВД Вадим Денисенко.
Насколько такой подход окажется действенным, пока сказать сложно, ведь пользователей "ВКонтакте" поддерживающих войну в Украине, условно можно разделить на два типа: либо это боты, отрабатывающие методички Кремля, либо психически нездоровые люди (ведь в здравом уме выступать за войну невозможно). Первых переубедить невозможно в принципе, ведь таким образом боты зарабатывают деньги, а психически нездоровых людей в обществе принято изолировать.
"Конечно, люди в России зазомбированы полностью. Однако, это не значит, что не стоит пытаться", - поясняет "Апострофу" экс-замминистра информполитики Украины Дмитрий Золотухин.
Но по словам эксперта, для этого необходимо соблюдать меры информационной предосторожности.
"Сидеть "ВКонтактике" лучше всего с другого (не своего) телефона и "левого" почтового адреса. Еще лучше, установить на смартфон приложение с VPN, чтобы администрация соцсети не блокировала вас по национальному признаку. Далее - идите в комментарии профилей и страниц брендов и загружайте картинки и видео зверств российской армии прямо туда", - пояснил Золотухин.
Конечно, все мобильные сервисы российских компаний не перечислить: это десятки игр и приложений. Однако если соблюдать информационную гигиену и интересоваться разработчиками сервисов (а это совсем не сложно, ведь в AppStore и GooglePlay это открытая информация), можно лишить РФ украинского сегмента рынка. А чем меньше рынок – тем меньше доходов в российский бюджет.
Одежда
До широкомасштабных боевых действий, в Украине достаточно широко были представлены российские бренды одежды. Конечно, они не назывались "Матрешка" или "Балалайка", а имели англоязычный брендинг, тем не менее, это российский бизнес. Речь идет о таких брендах как: Oodji,Sela, Incity, Befree, Ostin, LoveRepublic, GloriaJeans, "Спортмастер".
Не стоит забывать и о белорусских брендах, ведь Беларусь наравне с Россией принимает участие в войне в Украине. Это бренды Conte и Milavitsa.
Магазины всех вышеперечисленных брендов можно встретить практически в любом крупном торговом центре Украины или заказать в интернет-магазинах, а значит от них также следует отказаться, чтобы не спонсировать оккупантов.
Продукты
Несмотря на эмбарго на товары российского происхождения, которое Кабмин ввел в 2015 году и с тех пор неоднократно его продлевал, на полках украинских супермаркетов все еще остаются продукты от государства-агрессора. Правда, российские продуктовые марки регистрируются в Украине компаниями-резидентами по украинским законам, но это не отменяет того факта, что товары происходят из страны-агрессора.
Например, макаронные изделия под брендом "Макфа". Компания принадлежит российскому бизнесмену Валерию Юревичу. Он был депутатом двух созывов Госдумы РФ и губернатором Челябинской области.
Также российского происхождения чай Greenfield. Бренд был создан компанией из Санкт-Петербурга "Орими Трейд", но зарегистрирован на компанию в Великобритании "GreenfieldTea Ltd". К этой же компании относится и чай под брендом Tess и кофе Jardin, который есть на полках украинских супермаркетов.
Кроме того, российской кондитеркой разных мелких торговых марок заполонены украинские маркетплейсы.
Что касается сетевых ресторанов и кафе, то российскому бизнесу, а точнее бизнесмену из РФ Алексею Фурсову принадлежит сеть ресторанов "Евразия".
Музыка
Популярные музыкальные стриминг-сервисы, такие как Spotify, Apple Music, YouTube Music делают финансовые отчисления артистам за каждый прослушанный трек. Как известно, некоторые деятели искусства и музыканты поддержали немотивированную захватническую войну Путина в Украине. Например, Николай Басков и Олег Газманов. Украинская певица Ани Лорак, которая уже много лет живет в России, никак не поддержала свою родину в борьбе против оккупанта. Кроме того, на музыкальных стриминговых сервисах есть треки российских артистов, которые ранее поддерживали политику Путина и аннексию Крыма. Например, репера Басты. Очевидно, что поддерживать российский шоу-бизнес своими деньгами через музыкальные приложения недопустимо.