Потешный оленевод на должности российского министра обороны Сергей Шойгу на днях заявил, что основные усилия "спецоперации" теперь будут сконцентрированы на "освобождении" Донбасса. Стоит ли говорить, как несказанно "порадовала" жителей ОРДЛО эта информация. Ведь на востоке Украины давно знают: чем активнее рф защищает "свободный народ Донбасса", тем больше этого "свободного народа" погибает. Как в оккупированном Донецке относятся к таким заявлениям, и что вообще там сейчас происходит на фоне резкого увеличения интенсивности боевых действий - "Апострофу" рассказала местная жительница Ольга, которая вынуждена уже 8 лет жить в оккупации.
- Как сейчас проходит мобилизация в Донецке?
- Мобилизация началась внезапно, и это был полный жестяк. Сначала всем мужчинам от 18 до 27 лет приказали прийти в пункты сбора с вещами, едой и деньгами. Потом планку возраста подняли до 55 лет, потом сказали, что за уклонение грозит уголовная ответственность лет на 15. В общем напугали людей максимально.
А потом начали реально ездить и реально забирать мужчин. У нас тут в пабликах каждое утро переклички: люди сообщают, в каких районах города стоят эти военные коменданты и гаишники, которые останавливают машины и вытаскивают людей из автомобилей, отправляют в военкомат, а авто забирают на штрафстоянку. Снимали с автобусов слесарей ЖЭКа, которые ехали после смены домой. Это приняло формы какого-то абсолютного идиотизма. Слава Богу, хоть оставили водителей автобусов.
Сделать "белый" билет очень дорого, да никто за это и не берется, от греха подальше. Сейчас самые счастливые люди в Донецке — это калеки и психически нездоровые. Хотя есть факты, когда забирали несколько диабетиков на инсулине. Забирают больных, забирают людей с плохим зрением, забирают инвалидов с третьей рабочей группой. По итогу, Донецк сейчас - это царство женщин и глубоких стариков.
- То есть на улицах мужчин не найти?
- Ну ходят военные, которые и так уже в строю, белобилетники, совсем молодые пацаны до 18 лет и мужчины за 55 лет. Моему мужу исполнилось недавно 56 лет. Мы это прям с шампанским отпраздновали, в уверенности, что теперь то его точно не заберут. Но потом подумали, что лучше лишний раз ему все же не выходить на улицу, ведь если заберут, то не факт, что мы сможем доказать, что ему 56 лет и есть проблемы со здоровьем.
Кстати, весело было с дистанционкой в вузах и училищах. Студентам же объявили: начинается дистанционное обучение – все в ZOOM. Да, щас! Народ начал прятать сыновей у бабушек, у дедушек в квартирах, и студенты мужского пола побоялись, что вот сейчас они выйдут в ZOOM, их всех перепишут, а потом повестки и пришлют. Нет, спасибо. Вот и вся дистанционка была. Абсолютнейшее какое-то дно. И в добавок ко всему этому, еще и обстрелы. Супер!
- Как в Донецке встретили сообщение Шойгу о том, что сейчас весь фокус "защиты" будет перенесен на восток страны? Люди шокированы?
- Люди сами ничего не понимают. Как уже стало понятно, об "освобождении" Киева или Чернигова речи нет. Заявлять можно все что угодно, договариваться о чем угодно, а шмалять будут все равно. Просто будут говорить, что это не мы стреляем ракетами, а киевская "хунта" - вот и все.
- Что-то вообще изменилось в жизни Донбасса после так называемого признания Россией ОРДЛО?
- А что могло измениться? Ничего! Как на Успенке (пограничный пункт пропуска между РФ и оккупированным Донбассом, – "Апостроф") раздевали до трусов, так и раздевают. Ну может флагов российских на балконах больше стало – кто-то повесил, чтобы прикрыть срамоту. Могло бы что-то измениться в экономическом плане, но как шли расчеты через Абхазию и Южную Осетию, так они и идут.
У России сейчас своих проблем полно, и они посерьезнее, чем какое-то там признание. Здесь люди, наоборот, боятся, что у России закончатся деньги на ОРДЛО, ведь наш бюджет на 80% - это дотации РФ, и будет вообще нечего есть. Плюс депортированные, которые сейчас в Донецке, их тоже как-то надо содержать, а из каких резервов – непонятно.
- А таких людей, насильно переселенных Россией из горячих точек в Донецк, много?
- Да, в школах, спортзалах, профилакториях сейчас живут беженцы. Хотя лучше называть вещи своими именами – депортированные из Мариуполя, Волновахи. Я, конечно, не знаю, из каких условий их депортировали, может у них там было все совсем плохо, но факт, что у них в Донецке тупо забирают документы. Выходить им особо нельзя на пределы места поселения. А потом их отправляют в Россию и особо не спрашивают хотят или не хотят. Но люди в закрытых группах пишут, что по пути можно слинять. Очень много людей говорили, что вообще-то не хотели ехать в Донецк, а хотели в Запорожье, но выбор был или в Донецк или вообще никуда. Видимо, в Мариуполе было все настолько ужасно, что людям пришлось выехать хотя бы в Донецк.
- Какая ситуация в магазинах, на рынках с продовольствием? Сахар с полок разметают?
- Стало, конечно, хуже. Например, на рынках очень много павильонов с продуктами питания закрылось. Но страшного дефицита все же нет. Сахар есть, но его отпускают по килограмму в руки, и он подорожал. Вообще все подорожало за этот месяц. Когда в России начали сметать все с полок, то и здесь начали сметать, но потом люди успокоились. Продукты более-менее есть, но сейчас главная проблема, которая надвигается на город, это отсутствие воды.
- Какие проблемы с водой?
- Все это называется условно дефицит воды на фоне боевых действий. Сначала говорили, что повреждены насосные станции, потом стали говорить, что обмелело водохранилище, а потом передумали и снова вернулись к версии с насосными станциями - якобы починить их сейчас невозможно.
В итоге западная часть города практически вся сидит без воды. В центральных районах струйкой-ниточкой из кранов еще что-то течет. Ну за день можно наполнить пару бутылей. Но это все вода плохого качества. За питьевой водой сумасшедшие очереди. И вот недавно объявили, что воды в городе хватит на две недели. Супер! Отлично! И что теперь делать? Вы это объявили с какой целью? Люди уже присматриваются к родникам и речке Кальмиус.
- На фоне всего этого дна, у отдельных персонажей в городе остается еще ура-патриотический запал, мол, немного надо потерпеть, и Россия обязательно поможет?
- К сожалению, такие настроения еще есть, ведь пропаганда никуда не делась, и Россия вот-вот поможет. Но реально очень сильно людей, даже типа идейных, отрезвила мобилизация. Мобилизованных, необученных бросают на передний край фронта как мясо, и даже идейные интересуются, так, а где же российская армия "защитников", которую им обещали? Где? Может армия должна идти первой, а не они. Но российская армия гонит вперед мобилизованных. И когда начали загребать отцов, мужей, братьев и сыновей, то сломалось очень много стереотипов у идейных и не помогли никакие методички.
- В средине марта по центру Донецка, в районе здания облгосадминистрации, был нанесен ракетный удар. В соцсетях тогда писали, что в этот день под администрацией должен был проходить митинг как раз против мобилизации. Слабо верится, чтобы в Донецке мог состояться такой митинг.
- О том, что в Донецке планируется митинг против мобилизации, стало известно за пару дней до ракетного удара. В телеграмме и ВКонтакте активизировались группы что-то типа "Союз солдатских матерей", и там начали писать, что нужно собраться на протест, что ж это такое творится и так далее. Но! В Донецке все знают, что ни на какие митинги собираться нельзя, если только они не за Россию и не санкционированы свыше. Это все знают и понимают. Поэтому все это похоже на какую-то провокацию. На митинг и так никто не собирался, а тут еще грохнули ракетой в том месте. Хотя за все годы войны туда ни разу ничего не прилетало. Потом, правда, быстренько организовали штаб, куда можно прийти, написать заявление и тебе скажут, где твое дите или муж служат и живы ли они вообще. Тетки туда тянутся, пишут заявления, но на этом и все.