В результате военных действий на всей территории страны тысячи украинцев лишились своего жилья. Мариуполь, Волноваха, Буча, Ирпень, Бородянка, и еще десятки, если не сотни городов поселков и сел оказались практически полностью уничтожены оккупантом. А людям, которым удалось эвакуироваться из горячих точек, после окончания войны, будет просто некуда возвращаться. Впрочем, парламентарии обещают разработать механизм компенсации за каждый квадратный метр уничтоженного жилья. Соответствующий законопроект уже появился в Верховной раде и даже был принят в первом чтении. Что предлагают депутаты, и как будем отстраивать жилой фонд после победы - разбирался "Апостроф".
Что предлагает ВР
Согласно тексту законопроекта, компенсацию за разрушенное жилье смогут получить граждане Украины, которые владеют поврежденной или уничтоженной недвижимостью, или их наследники. Приоритетное право на получение компенсации будет у многодетных семей, людей с инвалидностью и участников боевых действий.
Чтобы получить компенсацию, в Комиссию по рассмотрению вопросов предоставления компенсации нужно будет подать соответствующее заявление. Если законопроект будет принят, такую комиссию еще предстоит создать. Заявление подается во время действия военного положения и еще в течение 90 дней после его окончания.
Законодатель предусматривает, что компенсация может быть выдана или "живыми" деньгами (с перечислением на специальный счет), или государство профинансирует строительство нового жилья. При этом, новое жилье должно быть равноценно по площади разрушенному, но все же не более 150 квадратных метров за один объект. Более того, заказчик строительства даже может выбрать новый дом или квартиру в любом понравившемся городе Украины, а не обязательно там, где было уничтожено имущество.
Впрочем, весь этот механизм компенсации - даже не механизм, а очень приблизительная рамка. Ведь Кабмину еще нужно будет разработать алгоритм оценки ущерба, принять положение о специальной комиссии, которая будет заниматься вопросами компенсаций и решить много дискуссионных вопросов. Например, почему право на компенсацию предоставляется только гражданам Украины, ведь имущество иностранцев, которые на законных основаниях находятся в стране, также может пострадать от боевых действий.
Кстати, в Украине еще с 2019 года действует механизм компенсации за разрушенное жилье в зоне ООС на Донбассе. В нем тоже прописаны специальные комиссии, оценка ущерба. Однако по словам правозащитников, которые помогали переселенцам получить компенсацию, не так много подобных кейсов заканчивалось удачно.
"Получить компенсацию было нелегко, а в некоторых случаях просто невозможно, поскольку были и есть значительные пробелы в законодательстве, - поясняет "Апострофу" юрист общественной организации "Правозащитная группа "Сич" Ксения Онищенко. – Например, лица, проводившие обследование, не являлись специалистами и экспертами по этому вопросу, так как не было определено, кто именно обязан проводить обследование. А привлечение специалистов – по желанию последних. Это приводило к значительным нарушениям прав пострадавших лиц, заключавшихся в том, что непригодный для проживания и эксплуатации дом признавали пригодным. Как следствие – пострадавшее лицо теряло право на получение компенсации".
Повторится ли похожая история с новым порядком компенсаций?
"Судя по опыту, это наверняка будет сложно, поскольку все равно пострадавшим нужно будет доказывать факт причиненного вреда. А если говорить о потере документов, то это дополнительное бремя, которое будет возложено на плечи самих пострадавших. Но я все же надеюсь, что правительством будет утверждена программа компенсации, которая позволила бы каждому пострадавшему иметь собственное жилье", - резюмирует Ксения Онищенко.
Протоколирование преступлений
Тем не менее, если законопроект будет принят даже не совсем в совершенном виде - это, безусловно, станет позитивом. И вот почему.
Это позволит оценить масштабы проблемы в принципе. А судя по всему, эти масштабы огромны. Так, 30 марта в приложении "Дія" появилась возможность подать заявку на компенсацию за разрушенное жилье. Всего за один день работы этой функции было подано более 20 тысяч заявок.
А уже оценив масштабы и задокументировав каждый случай повреждения или разрушения недвижимости, государству Украина будет с чем идти в международные суды для истребования репараций от России. Неслучайно ведь в законопроекте предусмотрено, что если заявитель получает компенсацию, то должен будет подписать договор о делегировании государству права требования возмещения ущерба от Российской Федерации.
Впрочем, рассчитывать на то, что оккупант покается, даже когда проиграет войну, не приходится.
"Примеры выплат репараций есть и в новейшей истории. Например, Ирак совсем недавно завершил выплачивать репарации Кувейту. Но сейчас все в мире поняли, что нормы так называемого международного права на самом деле не работают, - комментирует ситуацию "Апострофу" адвокат Виталий Титыч. – Поэтому нет механизма принуждения России к таким выплатам. Мы видим, что мир банально не может заставить Россию выполнять нормы международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов. Россия нарушает все, что только возможно, совершает военные преступления и не выполняет никаких решений европейских судов и суда ООН".
А значит, вопрос репараций и судебные тяжбы с РФ затянутся на годы, а людям, чьи дома пострадали, где-то жить нужно уже сейчас. В таком случае, где же брать деньги на восстановление жилья?
Принудительное покаяние
Взвалить все это дело на собственный бюджет, который и так недосчитается миллиардов гривен из-за боевых действий – нереалистично.
Например, прошлый механизм компенсаций финансировался за счет госбюджета, соответственно и денег выделялось негусто. Например, в 2020 году на эти цели правительство направило всего 20 миллионов гривен, а по оценкам ООН за время войны на Донбассе пострадало или было разрушено около 50 тысяч жилых домов.
Новым законопроектом предлагается финансировать компенсации из двух источников:
- Международной технической финансовой помощи;
- Фонда восстановления имущества разрушенной инфраструктуры Украины в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации.
Кстати, такой фонд уже создан правительством. Но опять же, наполнятся он будет за счет средств доноров.
"Правительство призывает международных партнеров, инвесторов, общественные организации, представителей бизнеса и граждан предоставить Украине финансовую поддержку", - говорится в сообщении Кабмина.
Но будет ли этот фонд реально финансироваться? Предпосылки к этому есть.
Так, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон еще в начале марта заявлял, что Украина может рассчитывать на "План Маршала", а в конце марта в ЕС договорились создать Трастовый фонд солидарности Украины. Правда, средств понадобится не мало, ведь по оценкам экспертов уже сейчас потери жилого фонда можно оценить в 13,5 миллиардов долларов. К сожалению, эта цифра будет только расти, ведь Россия продолжает вести агрессивную войну в Украине.
Правда, по словам Виталия Титыча, у Запада все же есть варианты наполнять Трастовый фонд солидарности российскими деньгами.
"Репарации могут выплачиваться от имени России за счет средств ее арестованных активов на Западе и активов связанных с правительством и президентом РФ физлиц. Но тут есть нюансы. В юрисдикциях этих стран Запада должна быть принята какая-то юридическая доказательная процедура, чтобы связать физлиц и власть РФ. Просто так забрать у Абрамовича недвижимость в Лондоне, яхты, и выплачивать с этих денег репарации невозможно. Пока для такого решения механизмов нет. – отмечает Титыч.
Второй вариант – в случае реальной победы Украины, когда Россия будет вынуждена принимать определенные правовые документы и принимать решение о порядке и сумме репараций.
"Но все-таки Россия ядерная страна, и ее полная капитуляция маловероятна. Правда, в России может что-то произойти, например, поменяется политическое устройство, (Путин понятное дело ничего платить не будет) либо страна развалится. Впрочем, если России не будет, тогда вопрос: какой субъект будет платить репарации?", - подытожил специалист.