RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Учебники прячут, директоров похищают: зачем русские сгоняют детей в школы оккупированных городов

Как в оккупированных городах спасаться от образовательного беспредела

Как в оккупированных городах спасаться от образовательного беспредела Школа №35 в Херсоне Фото: facebook.com/Херсонська ЗОШ 35

На оккупированных территориях юго-востока Украины российские фашисты отчаянно пытаются создать картинку счастливой жизни в "освобожденных" городах. Кадыровцы на камеру раздают продукты, предварительно украденные с украинских магазинов, импортированные маргиналы бродят по площадям оккупированных городов с "аквафрешами" на палках, а в Херсонской области даже были попытки подготовить незаконный референдум. Впрочем, более всего в оккупации страдают дети: по сообщениям правозащитников и местных жителей, на подконтрольных оккупантам территориях Украины фашисты организовывают учебный процесс в школах, естественно, по российским программам. Как в оккупированных городах спасаться от образовательного беспредела - разбирался "Апостроф".

Обучение под дулами автоматов

Впервые сообщения о том, что рашисты пытаются возобновить учебный процесс в оккупации, появились в конце марта в соцсетях. В частности, речь идет о таких городах как Энергодар и Мелитополь Запорожской области.

"Там путем принуждения и под дулом автоматов могут сгонять детей в школу чтобы сделать картинку", - отмечала сопредседатель общественной организации "Батьки SOS" Алена Парфенова.

Про "дула автоматов" - это не фигура речи. Так, в марте оккупанты похитили руководителя отдела образования Мелитопольского горсовета Ирину Щербак по причине отказа от сотрудничества.

В апреле местные СМИ Мелитополя сообщали о похищении трех директоров школ города, которые написали заявления об увольнении.

"Многие из педагогов просто отказываются от сотрудничества, но как не удивительно, на замену им находятся люди, - рассказывает "Апострофу" Парфенова. – Например, в Энергодаре мне одна учитель написала, что к ним приходили и пытались заставить, чтобы в школе начали образовательный процесс, но люди не согласились и ушли. С районо в Энергодаре к ней приходили, но она отказалась и ей нашли замену, и, более того, сообщили, что она должна быть наказана за то, что не сотрудничает с властью. Были сообщения из Бердянска, что приходили в школу, заставляли возобновлять образовательный процесс, и даже хотели изъять учебники для "экспертизы". Особенно их интересовали учебники по Истории Украины. Но наши мужественные педагоги просто отказались давать ключи, выдумав ситуации, почему они не могут открыть библиотеку, почему не могут дать учебники. В общем сделали все, чтобы наши учебники к ним не попали".

Позже информацию о попытках возобновить учебный процесс в оккупации подтвердила и омбудсмен Людмила Денисова.

"Рашисты обязывают детей на временно оккупированных территориях начать обучение в районах на линии ведения боевых действий. При мониторинге социальных сетей оккупационных "властей" была обнаружена информация, что во временно оккупированном городе Волноваха Донецкой области с 11 апреля 2022 года российские оккупанты заставляют детей идти в учебные заведения", - отметила Денисова.

Для чего рашистам все это нужно?

Картинка и не только

По словам экспертов, причин несколько. Первоочередная – создание пресловутой картинки "успешной" жизни в "освобожденных" городах.

"Действительно, нужно создать картинку. Ну и, конечно, воздействовать пропагандой на семьи. У них же там в рф есть уроки о "спецоперации", - говорит "Апострофу" образовательный эксперт Украинского института будущего Николай Скиба.

Но дело не только в картинке.

"Учитывая, что оккупанты просто ненавидят все украинское, все, что связано с историей, культурой, бытом, нашей жизнью, они хотят все уничтожить. Они, вероятно, считают, что как только начнут в головы украинцев вбивать контент, который они считают адекватным, мы должны изменить что-то для себя. В Донецкой и Луганской области они же смогли наладить какую-то учебу, вот думают, что смогут и здесь", - добавляет Парфенова.

В общем-то оккупанты и не скрывают, что ставят себе целью деукраинизировать Украину. Вот, например, что пишет один из пропагандистских ресурсов рф: "Программа обучения пока остается прежней. Однако этот вопрос необходимо решать в первую очередь, ведь обучение по всей Украине велось исключительно на украинском, который, как говорят сами жители "освобожденных" территорий, часто не понимали не только ученики, но и сами учителя".

Какое обучение вследствие такой политики фашистов может быть в оккупации, ярко показала восьмилетняя оккупация части Донбасса.

"Если в первый год оккупации они там что-то еще пытались играть в свободу выбора, оставляя отдельные украинские классы, то последние годы такого уже нет, - рассказывает "Апострофу" жительница Донецка Ольга. – Украинского языка в школах нет, его естественно никто не изучает, в некоторых классах висят портреты Путина, идут рассказы детям о том, какая "великая" Россия и какой у нее особый путь, на 9 мая проходят разные типа "патриотические" активности. В общем, мало хорошего – дно".

Также, по мнению Скибы, загоняя детей и педагогов в школы, оккупант пытается действовать на перспективу.

"Это демографические проблемы, которые решает рф. Из россии уже успело выехать много людей, в первую очередь, хорошо образованных. И это будет попытка восполнить потери. И как следствие, решать потом вопрос людей призывного возраста. Надеюсь, такой перспективы у них все же не будет", - резюмирует Скиба.

Кроме того, фашисты, по словам омбудсмена Людмилы Денисовой, в случае обострения ситуации могут использовать детей в качестве "живого щита".

"Вероятно, такие действия оккупантов (попытки возобновить образовательный процесс, – "Апостроф") направлены на усложнение операции по предстоящему освобождению оккупированных городов Вооруженными Силами Украины и для возможных провокаций с жертвами ради дискредитации и обвинения украинской стороны. В таком случае дети фактически станут заложниками и живым щитом для войск российского агрессора", - подчеркнула Людмила Денисова.

Как же противостоять пропагандисткой экспансии Кремля в школах на оккупированных территориях?

Что делать?

Очевидно, что самым простым и логичным решением будет просто не ходить в школу.

"Не водить ребенка в учреждение образования, не общаться, не сотрудничать", - советует Алена Парфенова.

"Всегда можно найти какие-то причины, например, связанные со здоровьем, и дотянуть таким образом хотя бы до каникул", - добавляет Николай Скиба.

Однако перед тем, как оставить школу, лучше всего будет забрать оттуда документы.

"Родителям я бы советовала просить учителей, директоров школ, любыми путями забрать из школы личное дело ребенка. Не могут забрать, пусть хотя бы сфотографируют на телефон. В любом случае, эти документы должны быть у родителей на руках. Конечно, когда все происходит под дулом автомата, то человек, в первую очередь, думает о безопасности и выживании, но если есть возможность лучше оставить оккупированную территорию и забрать свои документы", - резюмирует Парфенова.

В качестве альтернативы офлайн образованию в родной школе можно выбрать образование дистанционное. Для этих целей есть ресурс "Всеукраинская школа онлайн" или образовательные платформы частных школ, которые сейчас доступны бесплатно: "Оптима", лицей "Меридиан", Mozaik Education. Также в рамках проекта "Обучение без границ" школьники могут воспользоваться видеоуроками в трансляции телеканалов "ПЛЮС ПЛЮС", "Пиксель", региональных каналов Общественного вещателя. Эти же уроки транслируются на платформах MEGOGO, Киевстар ТВ, 1+1 video, sweet.tv и volia.tv.

При этом в МОН отмечают, что документы об образовании получат все украинские школьники, в каких бы городах они ни проживали.

"Всем детям, независимо от того, где они находятся, документы будут выписаны по истечении этого года. Имею в виду базовое образование – после 9-го класса и полное – после 11-го класса", – отметил начальник управления общего среднего и дошкольного образования МОН Юрий Кононенко.

Читайте также

Новини партнерів