Тысячи украинских предпринимателей подписали обращение к Президенту Владимиру Зеленскому с требованием отстранить главу налогового комитета ВР Даниила Гетманцева с должности секретаря Национального совета по восстановлению Украины, а заодно и с поста главы комитета. Налоговые и другие регуляторные инициативы Гетманцева давно стали предметом критики предпринимателей: марксистские взгляды нардепа фактически блокируют экономическое развитие целой страны. Почему увольнение Гетманцева – это меньшее, что можно сделать сегодня для будущего поствоенного восстановления страны читайте в материале "Апострофа".
Главный риск для предпринимателей в Украине сегодня – это экономическая несвобода, написали авторы письма. Среди ее факторов – сложность администрирования налогов, отсутствие реформ на таможне, увеличение налогового давления в условиях войны, повышение роли государства в экономике вместо поощрения частной инициативы. Все это причины, по которым около 10% предпринимателей уже проводят релокацию бизнеса за границу, пишут авторы письма. При этом бизнес ожидает от государства системного (а не временного) снижения налогов, дерегуляции и быстрой приватизации, уменьшения размеров госаппарата.
Не секрет, что за большинством инициатив, связанных с усилением давления на бизнес, стоит глава налогового комитета Даниил Гетманцев, недавно назначенный также секретарем Нацсовета по восстановлению Украины. Именно его отстранение от должностей, считают предприниматели, даст возможность либерализовать экономическую политику. Сам Гетманцев в ответ на письмо сообщил, что готов к диалогу с предпринимателями. Впрочем, опыт предыдущего взаимодействия говорит о том, что результативность такого диалога может быть крайне низкой. В том числе и из-за того, что претензий, накопленных к Гетманцеву, более, чем достаточно, а решать каждую из проблем в отдельности без принципиальной смены вектора и системы ценностей – попросту неэффективно.
Вот несколько примеров, которые это доказывают.
1.Возврат проверок в воюющей стране
Несмотря на то, что половина бизнеса в стране не работает, а еще как минимум две трети от оставшейся половины работают далеко не в объемах мирного времени, Гетманцев предлагает отменить мораторий на проверки предпринимателей, если только они не работают в зоне боевых действий или не пострадали напрямую от войны.
Таким образом, кроме постоянно нависающих над любым (все еще работающим) предпринимателем рисков, связанных с войной – разрушения производственных мощностей внезапно прилетевшей ракетой, потери персонала, клиентов, поставщиков, изменения логистических цепочек, отсутствия финансирования, подорожания топлива – Гетманцев хочет добавить еще и риски проверок со всеми вытекающими коррупционными последствиями. Очевидно, что большого объема дополнительных ресурсов в бюджет это не принесет – а вот карманы нечистых на руку чиновников наверняка пополнит. Это касается не только фискалов и таможенников, которые находятся под непосредственным кураторством Гетманцева, как главы налогового комитета Рады, но и пожарных, различного рода трудовых и санитарных инспекций.
2.Возвращение к стандартным ставкам налогов в воюющей стране
Инициатива по послаблению налогового давления (переход на сниженную ставку от оборота для малого и среднего бизнеса, снижение и даже отмена НДС и акцизов для отдельных видов продукции) поначалу вызвала бурную поддержку бизнеса. Однако не прошло и нескольких месяцев, как Гетманцев заговорил о возврате старых и даже повышении некоторых ставок под предлогом необходимости наполнения бюджета, а также об отмене льгот на ввоз топлива, столь необходимого воюющей стране сегодня.
Вопрос только в том, что даже если сегодня обложить работающий бизнес и людей, задействованных в его работе, двойными ставками налогов, все равно собрать необходимые для функционирования страны деньги в полном объеме не получится. Поэтому сегодня основная задача правительства – искать финансирование для бюджетных расходов (пенсии, учителя, врачи, военные) за границей или через долговые бумаги. Функция же бизнеса при этим – давать работу и средства к существованию оставшимся в стране гражданам.
Особенно важной здесь является роль экспортеров, которые являются источниками хоть и исхудавших – но все же поступающих в страну потоков валютной выручки. Но даже для них у Гетманцева есть «сюрприз»: возвращение НДС экспортерам он предлагает провести гособлигациями. Тот факт, что за облигации нельзя купить оборудование, сделать предоплату за сырье или выплатить зарплату людям, главного фискализатора страны, похоже, не беспокоит.
3.Провальная инициатива по фискализации ФОПов
Буквально за несколько месяцев до полномасштабного вторжения глава налогового комитета решил в буквальном смысле репрессировать целый пласт микропредпринимателей, которые обеспечивают работой и доходами несколько миллионов жителей страны – ФОПов. Обязательное внедрение РРО, которое в принципе не решало существенно вопроса увеличения доходов и даже их учета – а лишь играло на руку конкретным производителям аппаратов, а также вмешательство в трудовые взаимоотношения (ФОПам третьей группы хотят запретить работать с юрлицами во избежание "схем" уклонения от НДФЛ) – только часть таких инициатив.
Очевидно, что как только позволит военная обстановка, Гетманцев попробует вернуться к ликвидации этого "класса" самозанятых предпринимателей, чтобы загнать всех под одну гребенку высоких налогов для крупного бизнеса. Тем самым еще больше стимулируя теневую экономику и коррупционные схемы.
4.Провальная налоговая амнистия
Сегодня уже мало кто вспомнит, но вообще-то, в сентябре, то есть через три месяца, в стране должна была бы закончиться «льготная» налоговая амнистия – период, когда граждане, "незаконно" наживавшие себе имущество, должны были бы заплатить с него налог и "отбелить" таким образом свою финансовую репутацию. За то время, пока об амнистии еще помнили, в бюджет было собрано жалких 176 млн грн. с 3,3 млрд грн. задекларированных средств. Это 6 млн долларов или полтора танка. Стоило ли тратить столько информационных и интеллектуальных ресурсов на то, чтобы "выдавить" из мифических "оффшорных олигархов" такой "колоссальный" результат? Ответ очевиден, и он явно не в пользу тех приоритетов, которые расставляет в своей деятельности Гетманцев. При этом амнистия стала отличным поводом для фискалов "подвешивать" "избранных" предпринимателей за вполне реальные уголовные дела, чтобы "стимулировать" таким образом приходить в налоговые органы не самых богатых бизнесменов под страхом получить пару лет тюрьмы на ровном месте.
5.Рост роли государства в экономике, протекционизм и коррупционные льготы
Недавно экономист Ярослав Романчук подробно разобрал одну из ключевых "научных работ" Гетманцева, которая демонстрирует его реальные экономические взгляды. На примере этой работы Романчук убедительно доказывает, что Гетманцев – классический марксист, антизападник, антирыночник и сторонник авторитаризма, а также постоянного увеличения роли государства в экономике. Эти взгляды проявляются и в инициативах главы налогового комитета, который постоянно продвигает идею "протекционизма" для "избранных отраслей", налоговые льготы для тех предприятий и секторов, которые Кабмин признает "приоритетными". Очевидно, что такой подход противоречит идеям рыночной экономики и развитию конкуренции, что в результате вредит не только самому бизнесу, но и потребителям. Один из ключевых рисков, которые связаны с такими взглядами во время войны – а особенно во время будущего периода поствоенного восстановления – это непрозрачное распределение многомиллиардных фондов на отстройку страны, которое будут прикрывать тем, что "государству виднее". И репутационные риски, которые несет с собой такая перспектива – ничуть не меньше, а возможно даже больше, чем коррупционные.
6.Курирование схем на таможне и в налоговой, а также "скруток" НДС
СМИ неоднократно писали о существенном влиянии, которое имеет Гетманцев на кадровую политику в налоговой и таможенной сферах. Да и сам глава комитета неоднократно подтверждал, что неформальная вертикаль принятия решений в этих ведомствах замыкается на нем. В частности, речь шла о ликвидации так называемых "списков" - перечней компаний, которые были лишены автоматической регистрации налоговых накладных из-за того, что система вдруг признавала их деятельность "подозрительной". С именем Гетманцева также связывают у усиление разгула коррупции на таможнях после либерализации транзитных потоков уже во время текущей фазы войны с Россией. А сам глава комитета прямо говорил о необходимости дать таможенникам как можно больше полномочий по контролю за гуманитарными грузами.
Даже если между коррупционерами на местах и Гетманцевым нет прямой причинно-следственной связи, то его решения на посту главы комитета, по нашему мнению, точно не содействуют уменьшению этой коррупции. Соответственно эффективность работы на этом посту очень сомнительна.
7.Выступал против разрыва торговых отношений с Россией
Гетманцев является активным сторонником торговых отношений с агрессором. Буквально накануне полномасштабного вторжения России он чуть ли не призывал восстановить полноценную торговлю с ней, называя санкции против Федерации со стороны стран запада неэффективными. А Украина, по мнению главы налогового комитета, в этом вопросе должна руководствоваться математикой, а не патриотизмом.
***
Вопрос об отставке Гетманцева, который действительно назрел и который сегодня прямо ставит перед Зеленским практически все бизнес-сообщество – в условиях войны выходит далеко за рамки понятийной дискуссии о подходах к развитию экономики. Это вопрос выживания страны, для которой работающая экономика должна стать кровеносной системой, а блокирование ее работы – приравнено к вредительству и содействию врагу. А поскольку Президент и руководство его Офиса, а также правительство неоднократно высказывались в пользу свободного рынка, открытых границ и честной конкуренции, пребывание Гетманцева на своем месте и продуцирование марксистских подходов в государственной экономической политикой можно объяснить лишь досадным недоразумением, до которого не дошли руки из-за некоторых неудобств, связанных с действиями нашего неуравновешенного северо-восточного соседа.