Во время войны в Украине трудовые отношения регулируются особым законодательством, которое, помимо прочего, позволяет работодателю приостанавливать действие трудовых договоров с работниками без лишних формальностей. Однако народные депутаты хотят внести изменения в Кодекс о труде и для мирного времени, в частности, предусмотрев возможность увольнять сотрудников без предупреждения и веских на то оснований. "Апостроф" проанализировал положения нового законопроекта, который уже прошел первое чтение.
Без вмешательства государства
В скором времени на рынке труда Украины могут произойти коренные изменения. Верховная Рада уже приняла в первом чтении законопроект №5371 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты об упрощении регулирования трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства и уменьшении административной нагрузки на предпринимательскую деятельность". Этот проект был представлен в парламент более года назад – в апреле 2021-го. На протяжении всего этого времени он лежал, так сказать, "под сукном", и теперь, когда в Украине идет война, народные избранники решили, что настал благоприятный момент для пересмотра правил трудоустройства в стране.
Главная новация документа - введение договорного режима регулирования трудовых отношений. Этот режим предлагается распространить на все предприятия малого и среднего бизнеса (в которых до 250 работников), а также на работников крупных предприятий, чья зарплата превышает 8 минимальных зарплат (на данный момент это 52 тысячи гривен).
Суть договорных отношений состоит в том, что с работодателя снимаются почти все обязанности и ограничения, налагаемые на него нынешним Кодексом законов о труде (КЗоТ). В случае если закон будет окончательно принят и вступит в силу, практически все аспекты отношений между работниками и работодателями будут определяться договором, заключенным между ними. Сохранятся только минимальные требования, определенные законодательством, которые сводятся по сути к тому, что зарплата работника не должна быть ниже минимальной, и работодатель будет предоставлять работнику ежегодный отпуск.
Все остальные условия труда определяются "на собственное усмотрение по взаимному согласию" работником и работодателем и фиксируются трудовым договором. Это касается таких условий как увольнение с работы, система оплаты труда, нормы труда, размера оплаты, надбавок и премий, норм рабочего времени, продолжительности еженедельного отдыха.
Предполагается, что система трудовых договоров избавит трудовые отношения от лишних формальностей, требующих сегодня от работодателя значительных усилий и затрат. Этого удастся достичь благодаря следующим положениям, которые предлагается внести в КЗоТ и другие законодательные акты Украины:
- Трудовые договоры заключаются на определенный срок или срок выполнения определенной работы. В случае, если срок трудового договора истек, и работодатель его не продлил, работник считается автоматически уволенным без тех формальностей, которых необходимо соблюдать сегодня.
- Трудовой договор может определять время и продолжительность обеденного перерыва, а также привлечение работника к сверхурочным и ночным работам. При этом работодателю больше не нужно согласовывать условия работы работников с профсоюзами.
- Также трудовым договором будет определяться продолжительность рабочего дня.
– Работодатель может без согласования с профсоюзом переносить время отпуска работника по согласию с ним. А если работник такого согласия не дает, то работодатель может обойтись и без него (если он позаботился о том, чтобы вставить соответствующий пункт в трудовой договор). Продолжительность отпуска определяется трудовым договором.
- Работник считается информированным об условиях труда и наличии на его рабочем месте опасных факторов с момента подписания им трудового договора. Никаких дополнительных инструктажей, обучений или других мер по охране труда работодатель проводить не должен.
- Сроки выплаты заработной платы определяются трудовым договором. Но выплаты должны производиться не реже одного раза в месяц.
- Работодатель получает право увольнять работника в любое удобное для него время. Для этого не требуется никаких оснований или согласия работника. Достаточно отправить работнику заказное письмо. Работник считается уволенным со следующего дня после вручения письма. Согласие профсоюза при этом тоже не нужно. При увольнении работодатель должен выплатить работнику три минимальные зарплаты (сейчас это 19,5 тысячи гривен).
Конец советского кодекса
Вокруг документа, который предусматривает коренное изменение отношений на рынке труда, давно ведутся бурные дискуссии.
Авторы законопроекта отмечают в пояснительной записке, что принятый в 1971 году в Советском Союзе КЗоТ уже давно не отвечает реалиям рыночной экономики.
Агитационный плакат времен СССР
Нынешний рынок труда характеризуется чрезмерной зарегулированностью и забюрократизированностью трудовых отношений, слишком сложной системой учета кадров, нормирования и оплаты труда. Это порождает дополнительные издержки со стороны бизнеса, а также давление со стороны контролирующих органов, что тормозит развитие предпринимательства.
Чтобы исправить эту ситуацию, при подготовке законопроекта его авторы опирались на передовые практики США и ряда европейских стран. По их мнению, принятие закона будет способствовать установлению в Украине принципа свободы труда и приблизит наш рынок к передовым рыночным практикам.
Однако комитет Верховной Рады по вопросам интеграции в Европейский Союз считает, что принятие данного законопроекта станет нарушением обязательств Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС и целому ряду международных соглашений, подписанных и ратифицированных нашим государством.
Комитет напоминает, что по Соглашению об ассоциации Украина обязалась не снижать уровень охраны труда, предусмотренный законодательством, а также постепенно приблизить собственное законодательство к праву, стандартам и практике Европейского Союза в сфере занятости, социальной политики и равных возможностей. Однако данный законопроект, по мнению комитета, является шагом в прямо противоположном направлении.
В частности, считают в комитете, при принятии этого закона возникнет значительная разница в регулировании трудовых отношений между малым (до 250 работников) и крупным бизнесом. Как результат, люди, выполняющие одну и ту же работу на разных предприятиях, окажутся в очень разных условиях с точки зрения защиты своих прав. Работники небольших предприятий будут дискриминированы по сравнению с теми, кому удалось устроиться в крупные корпорации.
Появится неравноправие и среди самих работодателей. Те из них, кто будет вынужден соблюдать нынешние стандарты трудовых отношений, столкнутся с недобросовестной конкуренцией со стороны тех, кто больше не будет обременен лишними обязательствами по отношению к своим сотрудникам.
Особо комитет обращает внимание на декларируемое в законопроекте право работодателя на безосновательное увольнение работников. Депутаты отмечают, что Европейская социальная хартия признает "право всех работников не быть уволенными без уважительных причин для такого увольнения, связанных с их работоспособностью или поведением, или текущими потребностями предприятия, учреждения или службы".
К тому же, по действующему КЗоТу при увольнении работника работодатель обязан предупредить его за два месяца и выплатить компенсацию в размере средней месячной зарплаты. Таким образом, работник получает время для поиска новой работы, а также выплаты в размере трех своих обычных зарплат.
В то же время, новый закон устанавливает увольнение без предупреждения с выплатой трех минимальных зарплат, что является значительным снижением уровня защищенности.
"Помимо резкого снижения социальных стандартов в трудовых отношениях, законопроект также практически лишает профсоюзы всех полномочий в вопросах защиты прав работников, – говорит бывший депутат и член комитета по вопросам социальной политики и труда Верховной Рады Андрей Павловский. – Таким образом фактически уничтожается профсоюзное движение. По нынешнему законодательству при изменении существенных обстоятельств труда, например, назначении сверхурочных работ, руководство должно согласовать свои действия с профсоюзом. Во многих случаях это достаточно формальная процедура, однако она все же позволяет избежать наиболее вопиющих нарушений прав работников. В случае принятия этого закона, на такую защиту рассчитывать уже не придется".
Кроме того, по мнению эксперта, законопроект также завуалированно отменяет 40-часовую рабочую неделю, установленную законодательством, поскольку в трудовом договоре работодатель получает возможность прописывать любые условия труда, в том числе, устанавливать продолжительность рабочего дня по своему усмотрению. Также нормы законопроекта приведут к фактической отмене больничных, поскольку работодатель может предусмотреть в договоре обязанность работника отрабатывать дни, пропущенные по болезни.
Зато ответственность работодателя за безопасность труда фактически снимается, поскольку в договорах разрешается прописывать исключения из установленных законодательством стандартов.
"Такая бесправность работников не принесет расцвета малому и среднему бизнесу, - считает Андрей Павловский. - Если бы государство хотело улучшить положение бизнеса, то скорее ослабило бы налоговое давление, перенеся его часть на крупные олигархические корпорации".
В то же время предлагаемый закон только облегчит жизнь олигархам. По мнению эксперта, для большинства из них не составит проблем разбить свои бизнесы на небольшие предприятия, лишив таким образом своих работников социальных гарантий, которыми они пользуются на сегодняшний день.
"Именно поэтому помимо "Слуг народа" этот законопроект поддержали депутаты из групп, близких к олигархам, в частности, бывшего ОПЗЖ, - говорит Павловский. - Без их 21 голоса в Раде не хватило бы голосов для принятия данного документа в первом чтении".
Сила на стороне работника
Впрочем, далеко не все эксперты разделяют мрачные ожидания от введения в действие новой версии КЗоТ. По мнению координатора экспертных групп Экономической экспертной платформы Олега Гетмана, этот закон, в случае его принятия, будет способствовать экономическому развитию и позволит повысить стандарты трудовых отношений.
"Действительно, если бы подобные нормы были приняты 30 лет назад, в условиях, когда работодатель имел значительное преимущество в рыночной силе, это могло бы привести к снижению уровня гарантий и оплаты труда, – говорит эксперт. – Однако на протяжении нескольких последних лет на украинском рынке труда сложилась другая ситуация: сейчас значительное преимущество имеет работник. А потому работодателям приходится искать способы привлечь квалифицированный персонал, предлагая ему более привлекательные условия труда".
И, если новый закон будет принят, возможности предприятий в этом направлении увеличатся, поскольку они сэкономят значительные средства благодаря радикальному упрощению администрирования кадрового учета и снижению давления со стороны государства. В связи с этим предприниматели смогут предложить своим сотрудникам и более высокие зарплаты, и более благоприятные социальные пакеты.
Правда, в настоящее время рынок труда в Украине переживает сложный период. С начала войны огромное количество предприятий прекратило свою деятельность, миллионы людей потеряли работу. Так что говорить сегодня о большом спросе на кадры со стороны предпринимателей не приходится.
"Очевидно, что данный законопроект разрабатывался не для военного положения, а для мирной жизни и развития, - говорит Олег Гетман. - Однако даже в нынешней ситуации он оказал бы положительное влияние. Сегодня, оказавшись в затруднительной ситуации, многие предприятия, чтобы снизить собственные расходы, нанимают работников "в черную", вообще без всякого оформления и гарантий. А, если бы требования к трудовым отношениям были ниже, они ,скорее всего, оформляли бы своих работников по договорам. Это дало бы последним больше гарантий, чем нелегальная работа".
Впрочем, по мнению эксперта, нынешнее состояние на рынке труда не продлится долго.
"Думаю, уже в начале лета бизнес немного оправится от шока и начнет активно возобновлять работу, - говорит Гетман. - И при этом он столкнется со значительной нехваткой кадров. Ведь после начала войны из Украины выехало около пяти миллионов человек. И, скорее всего, в ближайшие месяцы большая часть из них не вернется. Поэтому бизнесу придется столкнуться с дефицитом рабочей силы, и предприятия будут вынуждены конкурировать за работников, предлагая им приемлемые условия труда и оплаты".
Бурные дискуссии, продолжающиеся в течение всего времени, прошедшего со дня подачи данного законопроекта, свидетельствуют о том, что единого мнения о его полезности или вреде для украинской экономики и социальной политики не пока нет. Поэтому, возможно, депутатам, прежде чем выносить законопроект на окончательное голосование, следует еще раз его внимательно пересмотреть и взвесить все возможные последствия - как положительные, так и негативные.