RU  UA  EN

пятница, 3 января
  • НБУ:USD 41.85
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.85
Общество

Клан для плана Витренко

Как глава Нафтогаза набрал в компанию лояльных к себе людей

Как глава Нафтогаза набрал в компанию лояльных к себе людей Фото:

Высокие амбиции нынешнего главы Нафтогаза никогда не были ни для кого секретом. После нескольких неудачных попыток стать первым вице-премьером и министром энергетики Юрий Витренко заменил на посту А. Коболева - своего давнего врага в Нафтогазе. Эта крупнейшая государственная компания-гигант уже давно не существует как государственная компания, действующая в интересах Правительства, а быстренько была превращена в "государство в государстве", где не всегда выполняли распоряжения Правительства и выполняли решения, которые наносили ущерб государству. В Нафтогазе, как и в каждом маленьком королевстве, были сращены целые родовые кланы "своих", а как известно, короля делает свита.

О том, как Витренко создал свой клан, рассказывает "Апостроф" со ссылкой на материал "Главкор".

История вражды, следствием которой стало увольнение Юрия Витренко с должности исполнительного директора НАКа в мае 2020 года, началась именно с конфликта "своих" и "чужих" нафтогазовцев, утверждает "Главкор". С возвращением Витренко в НАК Нафтогаз на высшую должность сразу начались и широкомасштабные кадровые чистки. Всех, кто попал в категорию "людей Коболева", увольняли по любым причинам. Увольняли и других, независимо от уровня компетенций и заслуг перед компанией, если нужно было освободить место для лояльных к Витренко людей.

Некоторые из клана "своих" Юрия Юрьевича уже стали узнаваемыми личностями среди украинцев, прославившись покупкой в разгар войны элитного Bentley Bentayga ориентировочной стоимостью – $500 тысяч. Речь о советнике Витренко - Олеге Диденко. Однако заслуги Диденко несправедливо уменьшены приобретением только одного автомобиля.

Официально Диденко уволили из Нафтогаза, как говорят, потому что о дорогой покупке узнало первое лицо государства. В самом Нафтогазе заявили, что не несут ответственность за личную жизнь сотрудников. Очевидно, что в развитой европейской стране одним увольнением господин Диденко не отделалоя бы. Должна быть проведена проверка в рамках уголовного производства для установления источников формирования состояния работника государственной компании. Особенно если считать действительно есть что - Олегу Диденко, который всегда работал в государственных компаниях, и его семье принадлежит большое количество элитных и промышленных объектов недвижимости в столице.

Казалось, коррупция – обычное дело в украинском бизнесе и политикуме. Но, получив статус страны-кандидата в члены ЕС, власти взяли на себя обязательства по борьбе с коррупцией, а такие "младореформаторы" совсем не играют на быстрое продвижение на пути к объединению с европейской семьей стран.

Следите за руками!

По результатам журналистского расследования, Олег Валентинович уволен сугубо на бумаге, а в реальной жизни он продолжает свою карьеру в Нафтогазе, исправно посещает офис, и даже не освободил кабинет. Отбросив мысль о том, что Олег Диденко ходит на работу по глупой привычке, мы задались вопросами: что же заставляет экс-советника Витренко добросовестно трудиться после официального увольнения и чем же он так ценен главе НАКа?

Диденко в 2014-2020 годах возглавлял дочернюю компанию Нафтогаз "Газ Украины". Его заместителем тогда был Владислав Воловик. Собственно, это второй фигурант в кругу "своих", человек непубличный, но крайне ценный для клана. Господин Воловик за всю свою карьеру выступал в роли "правой руки" Олега Диденко. Являлся его советником, заместителем, доверенным лицом по личным делам, адвокатом и т.д. Поэтому, с возвращением Витренко в Нафтогаз, серый кардинал Диденко трудоустроил на ключевой пост в НАКе и своего протеже – Владислава Воловика.

В настоящее время Воловик занимает должности члена правления Нафтогаза и директора по безопасности и юридическим вопросам. Без его согласования в Нафтогазе не выйдет ни один договор, без его визы о проверке департаментом безопасности не может быть трудоустроен ни один топ-менеджер НАК и все его предприятия. Он фактически имеет монополию на управленческие решения во всей группе Нафтогаз. После юридического увольнения своего босса, Воловик занял его должность Советника Председателя правления НАК Нафтогаз Украины и совмещает ее с собственной должностью. Собственно, в этом и заключается причина частых визитов Диденко в Нафтогаз, который фактически продолжает там свое управление руками Воловика.

Не скрою, Воловик высоко профессиональный юрист. Именно он занимался деликатными вопросами, представляющими для Витренко особую ценность и поручавшихся ему через Диденко.

В редакцию попали файлы личного общения "своих" Витренко. Собственно, некоторые задачи, которые ставились перед подчиненными, вызывают легкий шок. Этот цикл расследования тесных связей нафтоегазовцев мы начнем с истории о вечной дружбе, побеждающей законы (украинские законы).

Задание 1: потопить Фаворова и отмазать Волынца, вернуть в компанию, выплатить деньги.

С этой задачей, Воловик, в общем-то, почти справился. Конфликт между Витренко и Фаворовым начался на фоне внутренней конкуренции за влияние в Компании (помните государство в государстве?). Тогда Коболев разглядел в последнем перспективного менеджера и начал продвигать его выше по ступенькам НАКа. С января 2019 Андрей Фаворов возглавил газовый дивизион Нафтогаза, а с марта исполнял обязанности главы компании Укргазодобыча. В июне 2019 года Фаворов сместил Витренко в должности главы дочерней компании Naftogaz Trading Europe SA (Швейцария).

Витренко обладал высокими политическими амбициями, а Коболев был серьезным препятствием. Тогда и началась откровенная борьба кланов двух менеджеров в Нафтогазе. Задача выглядела достаточно тривиально: вся грязь на "чужих", а "свои" – все в белом.

Ответственность за падение добычи и срыв программы 20/20 Витренко пытался перевести на Фаворова. По некоторым оценкам экспертов, сама программа была разработана таким образом, чтобы ее на 100% нельзя было выполнить, а в этом срыве кого-то обвинить. Фаворов, кстати, тоже называл программу провальной. И Витренко ответил обвинением в крышевании манипуляций объемами добычи газа.

Фаворов попал в немилость команды Витренко еще, когда обвинил Виталия Волынца в том, что он намеренно нанес ущерб Нафтогазу, купив дорогой газ у нужных людей, но не смог его продать, потому что цены уже тогда падали, а это (по оценкам Витренко) нанесло компании 300 млн. грн. ущерба.

Виталий Волынец, на тот момент два месяца возглавлял "Нафтогаз-Трейдинг" и был в команде Витренко под протекторатом Диденко, после чего в марте 2019 года был уволен.

Предварительно трое вышеупомянутых во главе с Витренко приложили немало усилий для борьбы с командой Коболева. Волынец обвинил Фаворова в конфликте интересов, что тот месяц работал в Нафтогазе без официального оформления и действовал в интересах "ЭРУ Трейдинг", экс-бенефициаром которой он был. Он утверждал, что в конце 2018 года "ЭРУ" закупала газ у "Нефтегаз Трейдинг" по низким ценам, а после этого ресурс продавался обратно "Укртрансгазу" но дороже. Витренко заявил, что "ЭРУ" могла заработать на таком посредничестве до $2,2 млн и направил к руководителю службы комплаенса НАКа соответствующий запрос. Волынец направил письмо Кабмину о том, что его ввели в заблуждение, что Фаворов начал руководить газовым блоком еще до официального вступления в должность и добился лучших условий для "ЭРУ".

В феврале 2019 года Наблюдательный Совет НАК Нафтогаз Украины рассмотрел спорную ситуацию, в частности позицию Юрия Витренко и выводы службы комплаенса. Согласно выводам Наблюдательного Совета, конфликта интересов у господина Фаворова не было.

Но задача очернить людей Коболева и отмыть своих стояла четко и жестко. Кампанией по дискредитации работников НАКа руководил лично Воловик.

Переписка Воловика с начальником Юридического отдела НАКа Александром Швиденко.

Сначала коллеги работали над тем, чтобы создать доказательства, которые бы оправдывали Волынца в том, что он подписал соглашения с ХПК "Нафтогаз Украины", "Евроэнерготрейд" и "ЕРУ" без получения согласования общего собрания. "За уши" притягивались объяснения, что тяжело высасывались коллегами юристами из пальца. То Воловик не мог оценить, что сделки относятся к значительным, то он не мог их подать на согласование, потому что был на больничном, то не успел, потому что заявка действует только 30 мин и, что вообще не понятно было с кем согласовывать.

Швиденко готовил и текст показаний для Волынца, а Воловик вносил туда свои правки. Документ вообще должен был описывать ситуацию так, что Витренко всячески пытался предупредить Коболева, что Фаворов может действовать в интересах "ЭРУ", а Волынец вообще не знал, что Фаворов работал пока неофициально и выполнял все его распоряжения.

В документе также отмечается, что Диденко и Витренко были против увольнения Волынца из-за подписанных без разрешения договоров. Чтобы усилить эту позицию Волынца, Воловик заручился научным выводом профессора А.А. Музыки относительно доктринального толкования антикоррупционного законодательства Украины, где даются нужные заключения на правильно сформулированные вопросы, разве что кроме ерунды, которым даже в широком поле юридических доктрин не нашлось оправдания, как, например, попытку втянуть в конфликт руководителя Укртрансгаза.

Компания верных друзей отлично осознавала, что факты не на их стороне. Воловик делился с Швиденко файлом проекта заключения научно – правовой экспертизы по запросу "Нафтогаз Трейдинг". В заключении было указано, что контракт с Волынцем был расторгнут законно с соблюдением процедуры, а заключать контракты Волынец имел право только при предварительном согласовании Общего собрания "Нафтогаз Трейдинг".

Коллеги всячески пытались вернуть члена своей команды Волынца в Нафтогаз. Как оказалось, над проектом искового заявления Волынца тоже трудились те же действующие лица.

Заявлением предполагалось 1) признать незаконным решение об увольнении Волынца; 2) восстановить Волынца в должности директора "Нафтогаз Трейдинг" с 20 июня 2019г.; 3) взыскать с "Нафтогаз Трейдинг" в пользу Волынца средний заработок за время вынужденного прогула с 20 июня 2019 г. по день восстановления на работе.

Старания коллег не были напрасными и уже после возвращения Витренко в Нафтогаз Виталий Волынец получил решение суда, где НАК Нафтогаз Украины должен выплатить 2,94 млн гривен зарплаты за его увольнение.

Но, очевидно, Волынцу этих денег стало мало и те же коллеги помогли с подготовкой апелляционной жалобы о взыскании 9 504 711,79 грн., поскольку Волынец подумал, что его потерянная ЗП за этот период гораздо больше и среднедневная сумма должна составлять 27 710,53 грн. Господин Швиденко лично внес поправки в апелляцию.

И истории снова сопутствовал успех. 04.08.2021 Киевский апелляционный суд утвердил мировое соглашение по которому Нафтогаз выплачивает Волынцу 8,32 млн. грн, а Нафтогаз свою апелляцию отозвал. К сожалению, у нас нет информации о выплате этих средств, но что-то подсказывает нам, что ожидание было недолгим. Вот так крепко держится старая команда Витренко. А горе-менеджеров, разбазаривавших компанию в прошлые годы, Витренко вернул в Нафтогаз еще и с солидной компенсацией.

Витренко уже приблизился к своей цели управления отраслью. В период войны его слово остается последним, его мнение и решение – единственно правильными для внедрения. Просто потому, что у руководящей верхушки государства сейчас другие, так сказать, проблемы и они просто опираются на, как им кажется, профессионала. Очевидно, что такую же опору для себя Юрий Юрьевич нашел в Диденко, то есть де-юре – в Воловике. Мы продолжим историю об их дружбе в следующей статье с еще более интересными подробностями далее.

Читайте также

Новини партнерів