Боевики частной военной компании (ЧВК) "Вагнера" недавно засветились в боях за Углегорскую ТЭС. Массовое использование на войне частных военных компаний является одним из факторов, позволяющих России на данном этапе не начинать полноценную мобилизацию, а ЧВК "Вагнера" является наиболее известной из них. "Апостроф" решил напомнить о "боевом пути" этой организации.
Откуда ноги растут
В Российской Федерации нет специального закона о частных военных компаниях да и частное владение автоматическим оружием запрещено. Однако после окончания двух чеченских войн к началу "нулевых" появилось сразу несколько довольно серьезных компаний, которые прибегли к услугам разведчиков и ветеранов-десантников (СВР, морского спецназа, ВДВ и ГРУ, ВВ МВД). Эти люди занимались сопровождением конвоев, охраной военных. Также их активно привлекали для охраны персонала нефтяных компаний и российских дипломатов в разных частях мира, в частности, в Ливане и Израиле, Палестине и Афганистане. Однако настоящий бум был связан с оккупацией Крыма, войнами на Донбассе и Сирии.
По меньшей мере, есть одна ЧВК, которая возникла на этой волне, получила широкую популярность и в настоящее время является основой штурмовых подразделений в Донецкой и Луганской областях. Речь идет о ЧВК "Вагнера".
Свою родословную она ведет от Moran Security Group – компании, которая осенью 2013 года направила 267 "контракторов" для "охраны месторождений и нефтепроводов" в Сирии. Группа получила яркое название "Славянский корпус" и засветилась в боях с отрядами ИГИЛ.
В "горячей точке" наемники находились недолго - буквально через месяц, из-за денежных недоразумений с заказчиком, "Корпус" был разоружен и отправлен в Москву. В аэропорту "Внуково" два чартера из Сирии встретили не восторженные поклонники, а... следователи ФСБ.
Всем прибывшим "диким гусям" было предъявлено формальное обвинение в найме, но после взятия подписки, их всех распустили по домам. По всей вероятности, это была молниеносная операция, в ходе которой российские кураторы начали готовить некий "оперативный резерв" для различных "мокрых" дел, прямое участие государства в которых было, мягко говоря, нежелательным.
Очень скоро, весной 2014 года во время захвата Крыма, этот список понадобился. Сегодня уже не секрет, что основу "вежливых людей", которые блокировали украинские части, находясь в гражданском или надевая повязки "самообороны Крыма", составили именно эти "сирийские корпусники". Интересно, что эти дни впоследствии многие из них вспоминали с ностальгией: "Хоть и платили минимально, но климат приятный, жили не в окопе и риска не было совсем".
Следующей точкой приложения усилий стали события на Донбассе. Причем здесь вагнеровцы, как профессионалы, вписывались идеально. И если другие вооруженные формирования - "Степь", "Интербригада" - кураторы рассматривали как подготовленный, но расходный материал, то еще в апреле 2014 года им понадобился более тонкий "инструмент" для более деликатных, если можно так сказать, действий.
По имеющейся информации, в мае 2014 года на хуторе Веселый Ростовской области началось формирование нового гибридного подразделения, которое традиционно получило название по позывному своего командира. В этом случае это был "Вагнер" – 46-летний подполковник запаса Дмитрий Уткин, до 2013 года – командир дислоцированного в Печорах Псковской области 700-го отдельного отряда спецназа 2-й отдельной бригады СП Главного разведывательного управления Министерства обороны РФ. После увольнения в запас, работал в Moran Security Group, участвовал в сирийской командировке. Уткин известен приверженностью к эстетике и идеологии Третьего рейха - отсюда и его позывной в честь композитора-мистика.
Дмитрий Уткин (крайний слева)
Очень быстро сработало "сарафанное радио" (хозяева ЧВК пытаются не оставлять следов в Интернете), и к "Вагнеру" обратились профи со всей страны: кого-то привлекали условия оплаты, кого - "возможность профессионального роста", немало было и тех, кто руководствовался чисто идеологическими соображениями Кого не было в составе "Вагнера", так это местных жителей и российских военных "отпускников". Это было принципиальное отличие от остальных подобных "батальонов". Такая же ситуация сохранилась и дальше.
По состоянию на лето 2014 года, месячный оклад наемников составил 80 тысяч российских рублей на время подготовки, 120 тысяч – при пересечении границы Украины. Интересно, что в контракте обсуждались и такие вещи, как, например, "меры по наведению порядка", тогда зарплата повышалась до 180 тысяч рублей. Более того, были прописаны, например, такие "форс-мажоры", как прямое боевое столкновение с ВСУ — тогда дополнительно должны были платить по 60 тысяч рублей в неделю. Цена жизни – обещанные 3 миллиона рублей для семьи.
Приблизительно с середины мая 2014 года, группа начала действовать на территории Украины. Причем был выработан определенный режим ротации – месяц воюют, а 10 дней дома.
Зоной ответственности "Вагнера" была исключительно территория оккупированной части Луганской области - в Донецкой области они появились лишь несколько раз. В их задачи тогда входили действия в составе диверсионно-разведывательных и разведывательных групп, контроль баз поставок и сопровождение VIP-персон в "зеленой зоне".
Первой серьезной акцией ЧИК "Вагнера" стало сбитие 14 июня 2014 года под Луганском транспортного самолета Ил-76 Вооруженных Сил Украины. Напомним, что тогда погибли 49 украинских военнослужащих. Затем последовали бои вокруг Луганска и, наконец, Дебальцево зимой 2015 года, где впервые ЧВК понесла огромные потери.
После Донбасса в послужной список "вагнеровцев" попала Ливия, Центрально-Африканская Республика, Мали. Там они отметились поражением от американцев при попытке захватить газоперерабатывающий завод в районе города Хишам (сирийская провинция Дейр-эз-Зор) в 2018 году, а также многочисленными военными преступлениями в отношении местных жителей. В частности, они до смерти замучили ни в чем не повинного сирийского гражданина Хаммади Таха Аль-Бута, работавшего на газовом месторождении Аш-Шайер, а также совершали массовые казни в ливийском городе Тархуна в 2020 году.
Российские головорезы, зверски казнившие сирийского гражданина
2022 год
Перед началом широкомасштабной агрессии РФ, 24 февраля 2022 года, использование "вагнеровцев", впрочем как и других ЧВК, очевидно, не предполагалось - все планы были направлены на блицкриг. Максимум о чем говорили русские генералы – это две недели боев. Однако война пошла не по плану, и уже в марте было принято решение привлечь наемников в качестве штурмовых подразделений. Однако из-за большого количества обязательств в Сирии и странах Африки быстро собрать ударный кулак было невозможно. Тогда, по словам некоторых наемников, вербовщики ЧВК Вагнера распечатали черные списки забракованных бойцов. По оценке бывшего командира отряда в "Вагнере", с 2015 года в таких списках могло собраться от 500 до тысячи имен). В подразделение начали брать даже местных – прежде всего тех, кто имел опыт войны в 2014-2015 годах.
Вот из этого "материала" первоначально формировались отряды наемников, направляемые в части кадровой российской армии или "армии ЛДНР". Но практически сразу стало понятно, что это "путь в никуда". Например, вспоминают случай под Мариуполем, когда такие бойцы почему-то разожгли костер и их накрыла собственная артиллерия.
Поэтому Вагнер начал возвращать людей из Африки и бросать их в бой. Да, именно "вагнеровцы" стали той силой, которая проломила нашу оборону в Попасной и Северодонецке. При этом нельзя не сказать о катастрофических потерях, которые привели к нескольким самосудам – так, одного из командиров, заместителя Уткина с позывным "Лотос", просто расстреляли в лагере "по законам военного времени".
ЧВК "Вагнера" на Углегорской ТЭС
Интересно, что после продвижения на фронте в Украине ЧВК начала вручать собственную награду - медаль "За взятие Попасной".
Сейчас "вагнеровцы" продолжают активно воевать. Время от времени появляются свидетельства этому в виде трупов, которые снимают на фото и видео наши военные, и редких некрологов в социальных сетях. Последнее появление "вагнеровцев" на украинско-российском фронте, как уже говорилось выше, было зафиксировано в боях за Углегорскую ТЭС.