К концу лета в Украине фактически ликвидирован дефицит горючего, а цены на него стабилизировались. Однако уже осенью ситуация может измениться. И, если перебоев с поставками нефтепродуктов в страну, возможно, не будет, то их стоимость может заметно вырасти. "Апостроф" разбирался, что сейчас происходит на отечественном рынке автомобильного топлива и каких изменений на нем стоит ждать в ближайшие месяцы.
Девальвация "съела" сверхдоходы
Рынок горючего, который в течение нескольких месяцев после российского нападения лихорадило из-за дефицита и резких скачков цен, к концу лета несколько успокоился. Благодаря активной работе поставщиков удалось практически закрыть потребности экономики и граждан. Таким образом, о дефиците автомобильного топлива сейчас говорить не приходится.
Однако основная обеспокоеннность потребителей связана с его возможным подорожанием.
Волну паники вызвало недавнее решение Национального банка Украины (НБУ) о девальвации гривны. Зная привычку операторов рынка оперативно реагировать на любое повышение курсов валют или мировых цен, автомобилисты ожидали, что рост курса доллара к гривне на 25% автоматически повлечет за собой такое же подорожание горючего.
Однако, как ни странно, скачка цен не произошло. Через месяц после смены валютного курса на АЗС сохраняется стабильность. Цена на сжиженный газ, стремительно падавшая в течение июля, сейчас стабилизировалась на уровне 26-27 гривен за литр (на максимуме она достигала 42-43 гривен). Дизельное топливо также дешевеет, хотя и гораздо медленнее. Сейчас в розничной сети его предлагают по 53–54 гривны. Это примерно на 2 гривны меньше, чем было в июне, когда на рынке фиксировались максимальные цены. Бензин, который недавно был самой дефицитной позицией на рынке, за месяц подешевел в среднем на 1 гривну и сейчас стоит 49-50 гривен за литр.
Такой необычный результат, по мнению директора консалтинговой группы "А-95" Сергея Куюна, объясняется тем, что к моменту роста курса цены на нефтепродукты уже были завышены.
"В конце июля, когда Национальный банк осуществил девальвацию гривны, операторы рынка накопили достаточно высокий запас ценовой прочности, который впоследствии должен был привести к снижению цен на бензин и дизель в среднем на 8-10 гривен, - объяснил эксперт "Апострофу". - Девальвация гривны "съела" этот потенциал. То есть цена горючего не выросла, но и ее снижения теперь тоже ожидать не приходится".
Еще одним фактором стабильности стала ситуация на мировом рынке.
"В течение июля наблюдалось значительное снижение цен на нефть, - сказал изданию эксперт "Нефтерынка" Александр Сиренко. - Марка Brent подешевела со 122 до 92 долларов за баррель. Это также повлекло за собой снижение цен на нефтепродукты, закупаемые украинскими операторами за рубежом, и способствовало стабилизации на отечественном рынке".
Акцизом по бездорожью
Сохранится ли нынешняя стабильность осенью, будет зависеть от ряда разнонаправленных факторов, как внутренних, так и внешних. С одной стороны, тенденция к стабильности будет поддерживаться тем, что сегодня в Украине создан профицит по всем видам нефтепродуктов. Этому способствовала как успешная работа поставщиков, так и снижение внутреннего спроса на горючее.
"С начала активных военных действий потребление нефтепродуктов в Украине сократилось, в зависимости от региона и отрасли экономики, на 30-50%, - говорит Александр Сиренко. - Значительно уменьшился спрос на дизель из-за сокращения посевных площадей. Многие выехали за границу на собственных автомобилях и теперь заправляют их в Европе. Из-за этого примерно на треть упали продажи бензина и сжиженного газа. Поэтому, если до войны мы потребляли в среднем миллион тонн нефтепродуктов в месяц, то сейчас - только 500-600 тысяч тонн".
С другой стороны, есть факторы, которые в ближайшее время будут толкать стоимость нефтепродуктов вверх. После длительного падения, в последние дни снова наблюдается повышение цен на нефть. Стоимость сорта Brent на мировом рынке поднялась до 99 долларов за баррель.
"Мы уже видим, что это повлекло за собой повышение оптовых цен на дизель, – говорит Сергей Куюн. – В то же время, стоимость бензина пока остается практически неизменной".
Впрочем, если нынешнее подорожание нефти будет носить долгосрочный характер, это неизбежно приведет к росту цен на все виды нефтепродуктов.
Еще одним фактором повышения цен может стать предложенный правительством проект возвращения акциза на автомобильное топливо. Верховная Рада 30 августа приняла в первом чтении доработанный законопроект. Документом предполагается установить акциз на бензин и дизтопливо, а также на альтернативные виды топлива, на уровне 100 евро за 1000 литров, на сжиженный газ – в размере 52 евро за 1000 литров.
По словам Александра Сиренко, введение указанных ставок акциза увеличит оптовую цену одного литра на 4 гривны. При этом сегодняшние уровни наценок все еще позволяют ввести акциз без повышения розничной цены. Он добавил, что исключением может стать сжиженный газ, поскольку из-за значительного снижения цены трейдеры работают с наценкой около 2 гривен на литре.
По словам Сергея Куюна, введение акциза на горючее не станет причиной непосильного налогового давления на потребителей. Он составит около 10% его стоимости, в то время как, например, в странах ЕС налоги достигают 60-70% от розничной цены горючего.
"Акцизы на автомобильное топливо всегда были важным источником наполнения бюджета, - говорит эксперт. - И сейчас, когда государственные финансы находятся в большом затруднении, мы не можем себе позволить отказываться от этого источника доходов. Тем более сейчас, когда нужны средства для восстановления множества разрушенных инфраструктурных объектов. Все хотят иметь сильное государство, армию, медицину, дороги и т.д. И надо понимать, что все это стоит денег".