RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Акциз на горючее возвращается: будет ли дорожать бензин

На рынке может появиться много топлива кустарного производства

На рынке может появиться много топлива кустарного производства Фото: Pixabay

Верховная Рада вернула акциз на автомобильное топливо, который был упразднен после российского вторжения для облегчения жизни населения и бизнеса в условиях войны. "Апостроф" разбирался, насколько полезной оказалась топливная льгота, почему от нее решили отказаться, и что теперь будет с ценами на горючее.

Унифицированного акциза не вышло

После колебаний и обсуждений на протяжении целого месяца Верховная Рада окончательно приняла законопроект о возвращении акцизного налога на автомобильное горючее. Он несколько отличается от первоначального варианта, который предусматривал установление унифицированного акциза в размере 100 евро за 1000 литров любого вида топлива.

После того как первый законопроект в августе был отклонен парламентом, разные группы лоббистов предложили сокращение налогов на определенные виды горючего. В частности, предлагалось почти вдвое (до 52 евро) уменьшить акциз на сжиженный газ, а на биотопливо установить льготную ставку в размере 18 евро за 100 литров. Первое предложение вошло в окончательный вариант законопроекта, тогда как второе было отклонено.

"Украина как аграрная страна имеет огромный потенциал для производства биобензина и биодизеля, - пояснил "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - И, конечно же, эти производства нужно стимулировать. Но при нынешнем уровне администрирования налогов снижение акциза не даст толчка отрасли, а приведет только к злоупотреблениям, когда обычное топливо будет производиться как биодизель и биобензин для снижения акциза".

После вступления закона в силу акцизы на автомобильное топливо составят:

- бензин – 100 евро/1000 литров;

- дизель – 100 евро/1000 литров;

- биотопливо – 100 евро/ 1000 литров.

- газ – 52 евро/1000 литров.

Таким образом, размер акциза при нынешнем курсе национальной валюты составит не более 2 гривен за литр газа и около 4 гривен за литр других видов горючего.

Единственное исключение сделано для нефтепродуктов, которые закупает Министерство обороны. Для него на время военного положения установлена нулевая ставка акциза.

Возрастут ли цены из-за акциза

Безусловно, первый вопрос, который интересует украинских потребителей: как в связи с возвращением акцизов изменятся цены на топливном рынке?

Впрочем, большинство экспертов склоняются к тому, что эти изменения не будут слишком большими.

"По нашему мнению, время для частичного возврата акцизов выбрано удачно, поскольку на украинском топливном рынке сказалась тенденция к снижению цены, — заявил первый заместитель министра экономики Украины Денис Кудин. - Соответственно, мы рассчитываем, что топливные сети смогут включить налог в существующую цену без ее увеличения. Увеличения цен на нефтепродукты в ближайшей перспективе мы не ожидаем".

На мировом рынке в последнее время наблюдается значительное падение цен на нефть. За недавние месяцы ее стоимость снизилась более чем на четверть – со 120 до 88 долларов за баррель. Вслед за нефтью подешевели и европейские нефтепродукты, которые сегодня импортирует Украина.

Однако это не вызвало соответствующего снижения цен на отечественных АЗС. По словам Сергея Куюна, рынок уже давно ожидает снижения розничной стоимости горючего на 4-5 гривен за литр. Однако трейдеры не спешат с этим.

"Возможно причиной этого стали разговоры о предстоящем восстановлении акцизов, — говорит эксперт. - Если бы сети снизили цены летом, то после вступления закона в силу они должны были бы снова их повысить. Однако сейчас они имеют возможность платить акцизы за счет дополнительных доходов, которые они получают. Так что, скорее всего, после того, как закон о введении акциза вступит в силу, розничные цены не вырастут".

Условия для трейдеров в будущем могут оказаться еще более благоприятными. Некоторые аналитики прогнозируют, что стоимость нефти продолжит падение, и к концу года приблизится к 60 долларам за баррель. Одним из важных факторов понижения может стать согласованное ведущими государствами ограничение цены на российскую нефть.

"Введение такого вида санкций может подтолкнуть мировые цены вниз, — считает Сергей Куюн. - Однако сегодня невозможно точно предсказать, как это сработает, поскольку раньше такого никто не делал. Тем более, что фактически G7 и ЕС вводят ограничения не для себя, а для других стран. Конечно, Россия будет искать щели для того, чтобы обойти санкции, и понадобится какое-то время, чтобы их закрыть. Так что рассчитывать на быстрые результаты не стоит".

Однако даже если прогнозы оправдаются, остается вопрос, будет ли это способствовать снижению цен в Украине. Ведь недавнее удешевление нефти на 30 долларов за баррель почти никак не повлияло на наш розничный рынок.

Фото: Pixabay

Отдельно нужно отметить ситуацию со сжиженным газом. Летом трейдеры настолько заполнили рынок этим видом топлива, что конкуренция заставила их снизить цены почти вдвое и торговать им с минимальной маржой. Однако с августа стоимость газа начала постепенно повышаться.

"Никаких объективных причин для этого не существовало, — сказал в комментарии изданию эксперт "Нефтерынка" Александр Сиренко, — Европейская цена не росла, логистика не менялась. Так что, скорее всего, причиной повышения было будущее введение акцизов. Трейдеры реагировали на все перипетии обсуждений, и в результате сейчас стоимость газа выросла примерно на 2500 гривен за тонну".

Таким образом, за время, ушедшее на согласование и принятие законопроекта, поставщики уже повысили цену газа на величину, которая в значительной степени компенсирует будущий акциз. Так что, по мнению Александра Сиренко, после внедрения закона цена либо не вырастет совсем, либо повышение будет незначительным.

Оправданный шаг

Во любом случае, эксперты считают возвращение акцизов на автомобильное топливо оправданным шагом. По словам Александра Сиренко, решение об их упразднении, принятое после полномасштабного российского вторжения, себя не оправдало.

"Главной целью принятого тогда закона было облегчение положения бизнеса и граждан, – говорит он. – Однако этого не произошло. С июня, несмотря на наполнение рынка и снижение мировых цен, стоимость дизеля на АЗС снизилась всего на 1,5 гривны. Сегодня сети продают его по 53-55 гривен за литр, тогда как при нынешней стоимости импорта самый дорогой дизель должен стоить не более 49 гривен. Таким образом, отмена государством в марте акцизов привела не к экономии для бизнеса и граждан, а к повышению доходов трейдеров".

Сергей Куюн, в свою очередь, обращает внимание на то, что размер акцизов, которые предусматривает закон, очень умеренный. Налог составит всего 7-8% от конечной цены горючего на АЗС. До войны эта доля была гораздо больше. Акцизы составляли около 40% от цены бензина, 25% – дизеля и 15% – газа. И все равно такая нагрузка была значительно ниже, чем в ЕС, где доля акциза в цене горючего достигает 70%.

"По сути, речь идет лишь о частичном возвращении бывших акцизов, — говорит эксперт. - По нашим расчетам, при принятых размерах ставок, в бюджет в следующем году поступит 31 миллиард гривен. Старые ставки дали бы 43 миллиарда гривен. Поэтому нагрузка на бизнес и граждан будет ниже, чем в прошлом году".

Мини-НПЗ возвращаются

Также эксперт призвал автовладельцев быть осторожнее и внимательнее при заправке своих машин.

"Из-за высокой добычи газоконденсата, уничтожения легальных нефтеперерабатывающих предприятий и высоких цен импорта, которые сложились в начале лета, в Украине произошел ренессанс мини-НПЗ, — отметил Сергей Куюн. - Эти предприятия затопили отечественный рынок горючим, которое не отличается высоким качеством. Этому также способствовало разрешение государства поставлять на рынок горючее классов Евро-3 и Евро-4".

По мнению эксперта, производители такого горючего будут избегать уплаты акциза и таким образом компенсировать низкое качество своей продукции за счет более доступных цен. Впрочем, соблазнившись дешевизной, водители могут спровоцировать неисправности своих машин.

"Совет для автовладельцев: будьте внимательны, следите за маркировкой горючего. Его класс должен быть обозначен на стеле АЗС и документах в уголке потребителя. Не ведитесь на низкую цену, помните, что дешевая рыбка — плохая уха. А ремонт двигателя стоит очень дорого, особенно сейчас", — резюмировал Куюн.

Читайте также

Новини партнерів