Страны Запада предварительно договорились об ограничении цен на российскую нефть. Пока конкретной цифры нет, однако предполагается, что она будет более чем в два раза меньше текущих мировых котировок. Это существенно ограничит доходы российского бюджета, вместе с тем, дефицита нефти на мировом рынке возникнуть не должно. "Апостроф" выяснял, в чем состоит суть нефтяных санкций, и какова роль Украины в их введении.
Кто будет покупать дорого, будет иметь проблемы
Страны "большой семерки" и Евросоюза достигли договоренности об ограничении цены на российскую нефть. Это ограничение должно заработать уже с декабря этого года.
Принцип действия механизма состоит в том, что страны, согласившиеся ввести данное ограничение, создадут коалицию, представители которой определят максимальную цену, по которой можно будет покупать российскую нефть. Рассчитываться такая цена будет таким образом, чтобы она покрывала текущие затраты на добычу, а также давала производителям небольшую прибыль, намного меньшую, чем сверхприбыли, которые сегодня получают экспортеры благодаря завышенным ценам на рынке.
Любые сделки с российской нефтью по цене выше установленной предельной не будут перевозиться и страховаться компаниями стран коалиции, а также не будут обслуживаться банками и брокерами этих стран.
"Учитывая, что ЕС и Великобритания обеспечивают 90% глобального страхования морских перевозок, а страны G7 обеспечивают подавляющее большинство платежных и финансовых услуг для мировой торговли нефтью, будет достигнута значительная эффективность, и эта политика будет иметь очень далеко идущие последствия", - заявила помощница министра финансов США по вопросам финансирования терроризма и финансовых преступлений Элизабет Розенберг.
Внедряя ограничение цен на российскую нефть, страны, участвующие в коалиции, отмечают два принципиальных момента.
Во-первых, никто не может отрицать права любой страны закупать российскую нефть по цене выше предельной. Однако при этом стоимость товара для покупателя будет значительно возрастать, поскольку он будет лишен возможности, например, застраховать груз в ведущих компаниях и будет вынужден обращаться к менее респектабельным и надежным страховщикам. И цена таких услуг будет гораздо выше.
По сути, не отбирая у покупателей права покупать нефть по любой цене, ведущие экономики мира ставят их перед выбором: "более дорогая нефть + более дорогое и ненадежное страхование + проблемы с банком" или "дешевая нефть + более дешевое и надежное страхование + беспрепятственные платежи". Выбор достаточно очевиден, и нужно очень сильно любить Россию, чтобы выбрать первый вариант.
Во-вторых, сами страны G7 и Евросоюза не намерены пользоваться преимуществами снижения цен на российскую нефть. Большинство из них с декабря вводят полное эмбарго на нее и будут закупать необходимые им объемы у других продавцов. В то же время, другие страны, которые по тем или иным причинам не считают нужным присоединяться к коалиции и вводить санкции против России, получат мощный рычаг на переговорах по закупкам. Они смогут предлагать России продать нефть по цене в пределах предельной, поскольку только в таком случае можно будет воспользоваться всем набором услуг по страхованию и перевозке товара от наиболее надежных мировых фирм.
Сокрушительный удар по бюджету
Такой вид санкций как ограничение цены на определенный товар применяется впервые. Ранее к нарушителям мирового спокойствия применялись разные виды запретов или количественных ограничений. Однако такие санкции имеют тот недостаток, что наносит ущерб обеим сторонам. Если вы отказываетесь покупать нефть у экспортера, вы обычно подрываете возможности его бюджета, но и сами сталкиваетесь с дефицитом нефти и ростом цен на нее.
Именно этим до сих пор шантажировало государство-агрессор мировое сообщество, пугая его тем, что отказавшись от российских энергоносителей, они получат инфляцию, дефицит бензина и вообще замерзнут зимой.
В какой-то мере такой шантаж имел успех. Например, угрозы, а затем и реальные действия России в направлении сокращения поставок газа в ЕС привели к панике на рынке и резкому росту цен. В результате агрессор, сократив объемы прокачки, получал практически такую же валютную выручку, как и прежде.
Слухи о запрете на экспорт российской нефти также вызвали беспокойство, которое привело к общему повышению цен. При этом страны, продолжавшие покупать российскую нефть (в том числе Китай и Индия), получали значительные скидки, тогда как государствам G7 и Евросоюзу приходилось платить по 110-120 долларов за баррель ближневосточной нефти. Таким образом, российский бюджет, безусловно, лишался значительной части поступлений, однако те, кто внедряли санкции, также несли потери.
Для противодействия такому шантажу группа украинских экспертов еще весной предложила союзникам прибегнуть к политике монопсонии (своеобразная противоположность монополии – ситуация, когда пользуясь мощной позицией на рынке, покупатель диктует условия продавцу) и заставить Россию продавать свои экспортные товары по ограниченной цене.
Поскольку прецедентов такого рода санкций раньше не было, ведущим государствам понадобилось время для того, чтобы свыкнуться с этим мнением и выработать согласованную позицию. Однако теперь основные политические решения приняты, и уже скоро Россию ждут тяжелые времена.
"Это станет сокрушительным ударом для российского бюджета, около половины которого формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, – заявил в комментарии "Апострофу" координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. – Сегодня эти доходы резко сокращаются. С газом Россия собственноручно выстрелила себе в ногу, сократив поставки на основной рынок сбыта (ЕС) на 70% еще до того, как Европа самостоятельно отказалась от закупок. При этом у нее нет возможности быстро нарастить поставки на другие направления, потому что это требует много времени и денег".
Потеря доходов от нефти, по словам эксперта, станет еще более болезненной, поскольку ее роль в наполнении бюджета намного выше. Нефтяной экспорт формирует 30-35% российского бюджета, тогда как газовый – всего 15-20%.
Уже сейчас Россия испытывает значительные проблемы с наполнением своей казны. Война повлекла за собой увеличение расходов в среднем на 465 миллиардов рублей (около 7,7 миллиарда долларов) в месяц. В то же время, доходы бюджета из-за санкций ощутимо снизились, и поэтому возник значительный бюджетный дефицит. В августе он составил 344 миллиарда рублей (5,8 миллиарда долларов). Причем соответствующие цифры основываются на российских данных, которые в последнее время в значительной степени украшают реальную картину за счет разного рода манипуляций. Так что можно предположить, что на самом деле ситуация еще хуже.
"Нехватка средств заставляет российские власти прибегать к эмиссии, - отмечает Олег Гетман. - Им уже пришлось напечатать 850 миллиардов рублей (14 миллиардов долларов - "Апостроф"), что неизбежно отразится на российской экономике. И это при том, что основные санкции, связанные с экспортом нефти, еще не вступили в силу".
Реальная цена – 45 долларов за баррель
Перспектива продавать свою нефть по ценам, значительно ниже рыночных, конечно же, не порадовала никого в Москве. Однако привычные заявления о том, что мы, дескать, совсем перестанем поставлять нефть на рынок, оттуда не звучат. В то же время, россияне пытаются искать покупателей, которые согласились бы не учитывать рекомендации коалиции и платить по более высоким ценам, чем тем, что будут установлены "большой семеркой" и ЕС.
"Мы уже видели публичные сообщения о том, что Россия ищет долгосрочные контракты со значительными скидками 30% и больше, потому что боится предельного уровня цен", - заявил недавно помощник министра по экономической политике США Бен Харрис. Однако, добавил он, такие поиски не приносят значительных успехов. Хотя официальный размер предельных цен еще не объявлен, страны, которые не присоединились к коалиции, уже используют перспективу их внедрения в качестве аргумента для того, чтобы добиваться заключения соглашений с Россией на более жестких условиях.
И Россия будет вынуждена соглашаться. Это позволит ей сохранить хотя бы часть нефтяных доходов, поскольку в предельную цену будет заложен определенный процент рентабельности.
"Себестоимость добычи своей нефти россияне скрывают, – говорит Олег Гетман. – Однако специалисты оценивают ее как 30-35 долларов за баррель. Поэтому вероятно предельная цена будет установлена на уровне 40-45 долларов за баррель. Рентабельность экспорта вследствие этого резко упадет, и это станет катастрофой для российских финансов и отличной новостью для всего мира".
По замыслу авторов концепции предельных цен, они принесут пользу и покупателям нефти из других регионов. Ведь существование на рынке более дешевого товара будет давить на общую ценовую политику. И, хотя доля России в мировом нефтяном экспорте составляет всего около 5%, снижение цены на нефть заставит других производителей корректировать ценовую политику.
Уже сейчас, когда появились договоренности о будущих санкциях, и покупатели поняли, что дефицита нефти не будет, ситуация начала нормализовываться, мировые цены пошли вниз. Баррель нефти Brent, стоимость которого в конце августа достигала 103 долларов, сегодня стоит 92 доллара.
Безусловно, это вызывает вопрос о том, не приведет ли более низкая цена на российскую нефть к повышению спроса на нее и увеличению доли России на мировом рынке. Однако, по мнению Олега Гетмана, это вряд ли возможно.
"Резко нарастить добычу нефти является технологически сложной задачей, - объясняет эксперт. - К тому же, существуют договоренности в рамках организации ОПЕК+, куда входит и Россия, о квотах на добычу нефти. И, если одна страна не будет соблюдать взятые обязательства и выйдет за рамки определенных объемов, это вызовет негативную реакцию других участников организации".
К тому же разница между рыночной и предельной ценой вряд ли будет слишком большой. По мнению Олега Гетмана, тенденция к снижению нефтяных котировок в ближайшие месяцы, скорее всего, продолжится, и до конца года цена нефти Brent может составить 65-70 долларов за баррель (хотя, как известно, прогнозировать цену нефти – дело неблагодарное). При этом предельная цена для российской нефти составит, как уже отмечалось выше, 40-45 долларов.
"Учитывая, что покупатель российской нефти будет нести дополнительные риски и затраты из-за сотрудничества с токсичным продавцом, то такой разрыв будет не столь велик для того, чтобы это повлияло на распределение рынка", - говорит Гетман.
Европа не хочет энергетически зависеть от России
Между тем, пока будущая предельная цена только обсуждается, Европа активно лишает Россию и других ее рычагов энергетического влияния. Готовясь к полному прекращению поставок нефти из России, правительство Германии объявило о переходе под контроль государства российских компаний RN Refining & Marketing GmbH и Rosneft Deutschland GmbH, контролирующих два нефтеперерабатывающих завода (около 12% всех нефтеперерабатывающих мощностей страны). Теперь этими предприятиями управляют менеджеры государственного регулятора энергетических сетей BnetzA.
"Эти заводы, расположенные на востоке страны, до недавнего времени получали нефть через трубопровод "Дружба", - рассказывает "Апострофу" основатель First Kyiv Investment Club Иван Компан. - Однако теперь, скорее всего, ее заменят нефтью, которая поступает в Польшу по морю и точно не из России".
В Москве эту новость привычно встретили негодованием и протестами против "незаконной конфискации". Однако на самом деле введение государственных управляющих не означает смены собственника.
"В Европе закон защищает право собственности, – говорит Иван Компан. – И просто отобрать предприятие у кого-то невозможно. Впрочем, государственный контроль над российскими предприятиями в любом случае является лишь промежуточным этапом. В ближайшее время правительство Германии должно будет разработать правовой механизм, который позволит национализировать эти заводы или передать их другим собственникам".
Таким образом, Россия сегодня быстро теряет традиционные рынки сбыта своей нефти. В то же время, новые покупатели активно используют затруднительную для нее ситуацию, добиваясь для себя все больших скидок. В результате, бюджет не досчитывается миллиардов долларов.
И в следующем году, если введение предельной цены будет успешным, военные неудачи агрессора дополнит бюджетная катастрофа и невозможность выполнения социальных обязательств. Российским бюджетникам и пенсионерам предстоит осознать, что поддержка захватнической войны имеет свою цену. И эта цена – их зарплаты и пенсии.