RU  UA  EN

пятница, 29 марта
  • НБУ:USD 38.85
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.85
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Сообразили на троих: кто и как занимается экспортом металлолома в Европу

Экспортеры уходят от уплаты пошлины

Экспортеры уходят от уплаты пошлины Фото: usionline.com

Как прогнозировал "Апостроф" месяцем ранее, украинские экспортеры металлолома будут только наращивать поставки в страны Евросоюза, после того как таможни в городах Ровно и Луцк начали выдачу так называемых сертификатов Евро-1. Это подтверждают таможенные данные: в сентябре объемы вывоза сырья из Украины выросли кратно. Но проблема не в самом экспорте, как таковом, а в том, что это стало схемой для ухода от уплаты экспортной пошлины в размере 180 евро/т, вывода прибыли с территории Украины и прикрытия реэкспорта металлолома в другие неевропейские страны, например, в Турцию или даже Приднестровье. О том, как это происходит читайте в материале "Апострофа".

В чем фишка?

Согласно данным Гостаможни, в сентябре экспорт лома черных металлов в Евросоюз достиг 4,854 тыс. т, что в несколько раз выше показателя августа в 1,203 тыс. т, а еще небольшой объем в размере около 0,5 тыс. т пришелся на другие страны и легированный лом. Стремление экспортеров поставлять сырье в Евросоюз понятно: благодаря Соглашению об ассоциации с Украиной эти партии не облагаются экспортной пошлиной в 180 евро/т, что резко улучшает маржу трейдеров.

Однако, чтобы не платить эту пошлину, экспортер должен был получать на таможне так называемый сертификат Евро-1, который доказывал бы украинское происхождение металлолома. И вот тут у ломщиков начинались сложности. Дело в том, что отечественная ломозаготовка – абсолютно непрозрачная, теневая отрасль, что позволяло Налоговой выставлять как металлургам, так и металлоломщикам многомиллиардные штрафы, а сделки с ломом называть фиктивными. Известно, что в 2021 году между метпредприятиями и Налоговой было множество судебных слушаний из-за доначислений на сумму в 10 млрд. грн.

А вот у экспортеров лома получилось без каких-либо проблем доказать украинское происхождение сырья, причем только на двух таможнях – в городах Луцк и Ровно. С одной стороны, это говорит о том, что нет никаких проблем ни с экспортом сырья в европейские страны, ни с оформлением сертификата Евро-1, о чем неоднократно заявляли ломозаготовители. Но с другой – слишком много странностей и нестыковок возникает при детальном изучении поставок экспортеров.

Сам себе продавец

ЧАО "Керамет" было среди экспортеров-первопроходцев. Но если в августе этот трейдер поставлял пробные партии в Польшу объемом 122 тонн, то в сентябре отгрузки выросли почти в 5 раз, до 595 тонн. Неизменным получателем металлолома выступала польская компания Keramet Polska Sp.zo.o., которая явно является сестринской структурой украинской "Керамет", из-за чего возникает закономерный вопрос о трансфертном ценообразовании внутригрупповых поставок. Впрочем, как нам известно, на таможне "Керамет" декларировал цену лома в $250-360/т, что в целом соответствовало рыночной конъюнктуре на тот период.

Тем не менее, необходимо упомянуть один важный нюанс: именно ассоциация ломозаготовителей "УАВтормет", одним из главных участников которой является "Керамет", как раз активно лоббировала упрощение выдачи сертификата Евро-1 на украинских таможнях. Однако этот документ подразумевает не только неоплату экспортной пошлины, но еще и предписывает поставки лома именно потребителям – металлургическим заводам в ЕС.

Именно так осуществлялся экспорт в ЕС в 2021 году: непосредственно потребителям-метзаводам. То есть, украинские ломотрейдеры выполняли одно из условий выдачи сертификата Евро-1 -оставлять лом на территории ЕС и потреблять там же. Но сейчас, как выяснилось, ломщики продают сырье не заводам, а трейдерам-экспортерам, а украинские таможенники предпочитают "закрывать глаза" на это обстоятельство.

Поставки прямо в порты

Второй украинский экспортер - ООО "Миртен", входящее в "КВВ групп", - стал крупнейшим поставщиком лома в Евросоюз. Если в августе компания отгрузила 1,081 тыс. т металлолома, то по некоторым сведениям, уже в сентябре объемы возросли в 3,5 раза, до 3,720 тыс. т.

И, что интересно, среди получателей украинского лома нет ни одного реального потребителя. Например, 288 тонн было поставлено Keramet Polska Sp.zo.o., еще 386 тонн – другому польскому трейдеру Przedsiebiorstwo Handlowo Uslugowo Produkcyjne "SDS sp. z o. o.".

Однако, по некоторым сведениям, наибольшие объемы – свыше 3 тыс. т – приобрела некая структура Polcopper sp. zo. o., которая, судя по названию, вообще должна заниматься медью. Тем не менее, один из ее адресов находится в морском порту Гданьска. Более того, как нам известно, "Миртен" даже не особо стесняясь отправил один автомобиль с 22 тоннами лома в порт Каунаса (Литва), где покупателем выступил SB Terminal.

"Укрзализныця" в помощь

Фото: gmk.center

Но наиболее "отличившимся" в плане экспорта лома в ЕС стал новичок данного процесса - ООО "Альянсметпром", входящей в группу "Евро Финанс Лтд". По нашим сведениям, эта структура в сентябре отгрузила в Словакию, местному трейдеру KMGroup spol. s r.o. порядка 539 тонн металлолома.

И в данном случае больше всего впечатляет источник лома. Это тендеры "Укрзализныци", проведенные в августе. Уже в сентябре "Альянсметпром" подписал контракт с УЗ и начал экспортировать лом. Что примечательно: на таможне компания задекларировала цену в $200/т или 7300 грн./т, тогда как в контрактах с "Укрзализныцей" обозначена фактическая стоимость в 7500-8300 грн./т.

Тут возникает закономерный вопрос: в чем суть такого бизнеса, когда металлолом отгружается на экспорт, по сути, в убыток (и это без учета затрат на переработку и транспортные расходы на перевозку)?.

В чей карман деньги?

Анализ поставок экспортеров металлолома дает повод полагать, что эти экспортеры разработали схему по реэкспорту металлолома из Украины, через страны Евросоюза в другие государства без уплаты пошлины в 180 евро/т в бюджет воюющей страны. Выходит, что, уйдя от уплаты экспортной пошлины, только в сентябре три структуры – "Керамет", "Миртен" и "Альянсметпром" могли нанести Украине убытки в размере $874 тыс. А если подсчитать потери за 2 месяца, то они уже превысили $1 млн.

И это происходит в то время, когда и Кабинет министров Украины, и Офис Президента ведут тяжелейшие переговоры о привлечении помощи от наших международных партнеров.

Тем времени, экспортеры лома, похоже, нащупали "золотую жилу" и будут только наращивать беспошлинные поставки в Евросоюз, где с каждым месяцем закрывается все больше и больше сталеплавильных мощностей. По оценкам Jefferies Group, сейчас около 1/5 часть от всех мощностей по производству жидкой стали в Европе не работает. Не исключено, что ломотрейдеры будут и дальше выводить прибыль с территории Украины, а само сырье реэкспортировать в Турцию или даже в Приднестровье.

Читайте также

Бензин в Украине взлетит в цене: в чем причина

Повышение акцизов на горючее, которое предлагает правительство Украины, вызовет существенный рост цен, прежде всего, на бензин и дизель

Бластеры против "Цирконов": какое оружие лучше "Патриотов"

Оружие будущего в виде лазеров для Украины важно, но сейчас придется использовать нынешнее ПВО

Украинцы, берите оружие уже, когда Россия придет в ваш дом, будет поздно - командир батальона "Ахиллес"

Командир батальона Ахиллес рассказал о ситуации под Бахмутом и сделал важное обращение к украинцам

Новини партнерів