Полномасштабное вторжение России, очевидно, поставило своей целью уничтожение украинцев как нации. Поэтому и неудивительно, что оккупанты наносят удары не только по энергетической инфраструктуре страны, но и пытаются уничтожить культурное наследие Украины, ведь именно с культурной идентификации начинается идентификация национальная. Так, по данным Министерства культуры, разрушения получили около тысячи объектов культурной инфраструктуры. Однако культурное поле нации это не мост или здание - его не разрушишь бомбами или ракетами, ведь сам выстрел уже порождает новые нарративы, смыслы и символы. Такие новейшие смыслы попытались найти авторы арт-проекта "Большая семерка 2.0", презентованного 3 ноября в столичном Национальном музее Тараса Шевченко. На открытии выставки побывал и "Апостроф".
Еще в 2020 году журнал "Новое время" инициировал рейтинг "Топ-100 великих украинцев" – от Киевской Руси до наших времен. Рейтинг сформировали 100 авторитетных украинцев ХХ века, такие как Сергей Жадан, Юрий Андрухович, Владислав Троицкий. В списке топ-100 оказались семь художников: Анатолий Криволап, Михаил Бойчук, Казимир Малевич, Георгий Нарбут, Александр Архипенко, Мария Примаченко и Тарас Шевченко. В это время известный украинский галерист Юрий Комельков создал арт-проект "Большая семерка" , в рамках которого были собраны в одной экспозиции работы выдающихся художников страны.
"Первый проект "Большая семерка" был очень успешен. На него обратили внимание и даже некоторые страны хотели его импортировать. Но началась война, все было приостановлено", - объясняет "Апострофу" Комельков.
Однако бурные события великой войны стали толчком к тому, чтобы переосмыслить творческое наследие украинских художников в новой интерпретации.
"Прошло около полугода, я познакомился с волонтерским фондом "Современная Украина" и они захотели сделать художественный тур, чтобы показать украинскую культуру", - объясняет Комельков.
Так и родился проект "Большая семерка 2.0", реализованный совместно с благотворительным фондом "Современная Украина".
"С культурным наследием героев этого проекта произошло много изменений. Например, весь мир облетели фото расстрелянной скульптуры Тараса Шевченко из Бородянки. На оккупированной территории куча памятников Шевченко были разрушены или сброшены. Или наследие Марии Примаченко. Полностью разрушен был ее музей в Иванковском районе Киевской области. Анатолий Криволап - один из самых успешных художников Украины. Он 6 лет расписывает церковь в Киевской области в селе Липовка. Росписи почти все былы завершены, но село было оккупировано. Церковь использовалась как бомбоубежище для сельских детей, а затем начались ожесточенные бои и церковь была обстреляна Михаил Бойчук - известный украинский авангардист, он и его ученики были расстреляны советской властью в 30-х годах, да и вообще сотни всемирно известных украинских деятелей искусства были тогда расстреляны или репрессированы. Тот период назвали "Расстрелянное возрождение". Я считаю, что сегодня наступил другой период в украинской культуре: "Расстрелянное возрождение 2.0", когда уничтожают не только людей, но и культурную инфраструктуру, наследие. Грабятся музеи, уничтожаются театры", - объясняет Комельков.
В обновленную экспозицию вошли работы Марии Примаченко из серии "Людям на радость", посвященные теме войны и мира, знаменитое полотно Шевченко "Екатерина", автопортрет Казимира Малевича, фотодоказательства расстрела церкви в селе Липовка фрагменты разрушенных росписей и триптих Анатолия Криволана "Вспышки", расстрелянная скульптура Шевченко из села Бородянка, а также многие другие работы украинских художников.
По словам научного консультанта проекта Натальи Кривды, главная ценность экспозиции состоит в том, что благодаря визуальным образам каждый украинец может точнее идентифицировать себя.
"Истребление культурных ценностей - это истребление нации. Этничность - лишь часть идентичности. Не кровь объединяет нас с вами, а ценности. Давайте зададимся вопросом: когда мы говорим о себе "я - украинка, я - украинец", чем мы наполняем это понятие? Как визуализируем, какими текстами, фразами наполняем нашу украинскость? Вклад в этот символический капитал и делает эта выставка. Это возможность для всех нас наполнить свою украинскость символами, ценностями, визуальными образами", - говорит Наталья Кривда.
В столичном музее Тараса Шевченко выставка продлится до 13 ноября, а затем запланирован тур проекта по Европе.
"Есть планы ее показать в 22 странах мира, есть договоренности с МИД, определены первые столицы: Варшава, Лондон, Брюссель, Прага. То есть это те страны, которые оказывают значительную помощь Украине. Да, следующий год будет сложным для реализации такого проекта, но будем стараться. Это не просто проект об украинской культуре, а проект о выдающихся художниках Украины со времен Киевской Руси", - отмечает Юрий Комельков.
"10 октября мы все помним обстрелы столицы: разрушены наши основные устои культуры, образования, истории, и продолжается уничтожение и дальше. Поэтому наша цель - объединить большую семерку наших художников художников. Мы сделаем все для того, чтобы "Большую семерку 2.0" мы смогли реализовать в странах Европы и мира. Мы стремимся превратить Украину в мощный бренд, который будет в авангарде мира: от вопросов мира до искусства и культуры", - добавил президент благотворительного фонда "Современная Украина" Владимир Гавриш.
"До 24 февраля мы жили в мире, где, к сожалению, наша классика и мы сами не были нам интересны. Мы сами ее знали очень плохо, и, соответственно, наше культурное наследие было вещью в себе. Но сейчас наши воины, и весь наш народ наполняют этот проект новой историей. Наше наследие и история становятся интересными для нас, а потому обязательно станет интересна миру. Время пришло", - резюмировал директор музея Шевченко Дмитрий Стус.