RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

​Нас сейчас просто уничтожают: как живет Херсон спустя месяц после освобождения

В Херсоне ситуация сложная, но с едой и лекарствами проблем нет

В Херсоне ситуация сложная, но с едой и лекарствами проблем нет Во многих домах Херсона зияют дыры Фото: Апостроф

11 ноября войдет в учебники новейшей истории Украины, как дата безусловного успеха ВСУ: в этот день силы обороны освободили Херсон – единственный областной центр, который в ходе крупномасштабного вторжения удалось захватить рашистам. По стране прокатилась волна долгожданной победной эйфории. Однако отступление российских фашистов из Херсона, не означает, что так называемые "освободители" оставили город в покое. Рашисты продолжают планомерно терроризировать Херсон ударами артиллерии, пытаясь спровоцировать энергетическую и гуманитарную катастрофу. Как выживает освобожденный Херсон после деоккупации - узнавал "Апостроф".

Садистские обстрелы

"Приезжаешь в Херсон, и тут классно: нет рашистов, нет этих проклятых "зеток" - свободный город", - рассказывает "Апострофу" местный житель Василий, который в Херсоне владеет магазином спортивных товаров.

Смотрите: Оккупанты нанесли удар по зданию Херсонской ОВА: первые секунды после "прилета" показали на видео

Впрочем оккупанты не дают забыть местным жителям о своем близком присутствии на левом берегу Днепра. Не проходит и дня, чтобы город не обстреливали.

"Первые дни после освобождения Херсона ситуация с обстрелами была абсолютно нейтральной: народ радовался на улицах несколько дней, приезжал Зеленский, и даже не было одиночных выстрелов из винтовок. Примерно через неделю начались обстрелы. Часть из них были хаотичны, но некоторые, скорее всего, по наводке. Например, сотрудники прокуратуры заехали в здание и туда буквально через 30 минут прилетел снаряд", - говорит изданию житель Херсона, волонтер Андрей.

Сейчас же, по словам херсонцев, оккупанты значительно нарастили огневой вал.

"Город обстреливается очень плотно. У нас есть районы, которые обстреливаются практически круглосуточно: Остров, Гидропарк. И непонятно почему именно эти районы, ведь там нет какой-то значимой инфраструктуры, там все жилая застройка и частный сектор, вот их и обстреливают. Прилетает по машинам, домам, во дворах. Разрушений очень много, и людей из этих районов пытаются эвакуировать и как-то переселить. Но это не значит, что в других районах тихо. Практически весь город обстреливается, с самого утра каждый день прилеты, и нас просто сейчас уничтожают", - жалуется жительница Херсона Наталья, комментируя ситуацию "Апострофу".

Читайте: Порвать "кишку" оккупантам: что сейчас происходит на юге Украины

"Сейчас однозначно они стали сильнее обстреливать город, разрушений очень много, - добавляет владелец магазина Василий. – Проезжаешь по районам, видишь эти советские панельки, и во многих домах тупо в стенах дыры от снарядов. Рашистам абсолютно все равно куда стрелять. Какой-то выборочности нет, или она просто такая извращенно-садистская. Когда город был оккупирован, и наши работали по городу, то работали точечно: по местам скопления рашистов, их фейковым администрациям, пунктам сбора военных и техники. А теперь оккупантам пришлось уйти, и они лупят тупо по всему городу: школы, жилые дома, больницы, дороги… им все равно".

Более того, окраины города, до которых "освободители" могут дотянуться, простреливаются снайперами.

"Фактически россияне превращают город в черную дыру и обстреливают из всех видов вооружения, а прибрежная зона простреливается снайперами или просто стрелковым оружием. Начиная с понедельника, 12 декабря, обстрелы приобрели ожесточенный характер. По итогам последних дней под обстрелы попадают школы, медицинские учреждения, администрация, супермаркет. В мой дом прилетало дважды", - отмечает волонтер Андрей.

Для чего рашисты кошмарят город после своего отступления? У херсонцев несколько предположений.

"Учитывая, что 10 декабря оккупанты заняли острова по Днепру и стали обстреливать город из минометов 82 калибра, возможно, они готовят какие-то рейдовые мероприятия на Херсон. Ведь в своих пабликах они же активно разгоняют, что вернут Херсон, - поясняет Андрей. – Кроме того, у них стоит задача сделать невозможным пребывание украинских войск и аварийных подразделений в городе, сделать невозможным нахождение раненых в больницах, поставить под огневой контроль логистику из города и в город".

Ну и, конечно же, никто не отменял тактику тупого террора для провоцирования гуманитарной катастрофы – излюбленный инструмент воздействия рашистов.

Гуманитарная ситуация

Жители Херсона отмечают, что гуманитарная ситуация в городе не критическая: продовольствия, средств гигиены и лекарств хватает.

"Сейчас в городе работает очень мощная продуктовая миссия ООН и других международных организаций. Они присылают нам продуктовые наборы - и в общем то в достаточном количестве: каждый день в город заходят фуры с продуктовыми, гигиеническими и детскими наборами. В городе работает около 20 пунктов выдачи этих наборов. Весь мир сейчас нас поддерживает, и это откровенно говоря очень приятно", - отмечает местная жительница Наталья.

"В городе появилось много полевых кухонь: волонтеры или религиозные организации готовят горячую еду и кормят людей", - добавляет владелец магазина Василий.

Еще два месяца назад, здесь было все совсем иначе.

"Когда рашисты были в Херсоне, они не давали завозить в город ни продукты, ни лекарства, вообще ничего. Людям приходилось скупать остатки: что нашли где-то, какую-то крупу, сухари, консервы, то и покупали. Лекарства разгребли все, аптеки стояли пустые. Когда у меня поднялось давление, я не мог никаких лекарств себе купить", - отмечает Василий.

Будинки в Херсоні після обстрілів Апостроф
1 / 1
Будинки в Херсоні після обстрілів Апостроф
1 / 1
Будинки в Херсоні після обстрілів Апостроф
1 / 1
Будинки в Херсоні після обстрілів Апостроф
1 / 1
Будинки в Херсоні після обстрілів Апостроф
1 / 1
Черги за гуманітарною допомогою Апостроф
1 / 1
Черги за гуманітарною допомогою Апостроф
1 / 1

Но! Ситуация со светом, водой, отоплением, связью куда хуже. Спустя пару недель после освобождения города коммунальщики постепенно начали налаживать коммуникации, стал появляться даже проводной интернет. Однако непрекращающиеся обстрелы сводят на нет все старания вернуть город к мирной жизни.

"Взять, к примеру, район Остров. На днях его были вынуждены отключить от отопления, и система будет слита, так как обеспечить работу систем отопления при таких обстрелах просто невозможно. А сегодня по всему городу пропал свет, и я так понимаю и от отопления все больше домов будет отключаться. Уже сейчас заходишь в многоэтажную панельку, а она вся течет, сырая и вода на полу. Я такого никогда не видел за все время жизни в городе", - уверяет волонтер Андрей.

Напряженная ситуация в Херсоне и с работой.

"Открылось несколько крупных сетевых супермаркетов, но в основном большинство продуктовых магазинов до сих пор не открылись. Поэтому работы нет. В Херсоне работает несколько коммунальных предприятий, которые занимаются инфраструктурой города: водоканал, энергетики. Но малого и среднего бизнеса здесь нет, соответственно и работы нет", - сетует Наталья.

Все эти проблемы заставляют людей вновь выезжать из города, в который еще месяц назад херсонцы возвращались на волне воодушевления. А вот кто точно не собирается покидать город, так это…

Коллаборанты

Конечно, самые одиозные коллаборанты типа Владимира Сальдо удрали из Херсона задолго до его освобождения.

"Те, кто сотрудничал с оккупантами активно, и принимал какие-то управленческие решения, сразу выехали, вместе с оккупантами", - отмечает Наталья.

"Но судя по плотности обстрелов, агентуры в городе остается еще предостаточно. Тем более, что им есть где залечь на дно, ведь город полупустой. Когда я был в оккупации и находился в розыске, мне удавалось в течение двух месяцев менять квартиры и оставаться в городе. Сейчас пустующего жилья еще больше и можно годами, наверное, прятаться, особенно в частном секторе, - добавляет волонтер Андрей. – Херсон, к сожалению, до сих пор не находится под жестким правовым контролем Украины, как не находится под контролем и трафик из Херсона".

Кроме агентуры и наводчиков в Херсоне остаются и любители россии.

"Да, в городе остались люди, которые, например получали гуманитарную помощь от тех же поляков, а потом высказывали в матерной форме свое отношение к Украине. Но это в основном пенсионеры, которые до этого и российские паспорта оформляли, и коммунальные счета переоформляли на россию. Эта группа людей никуда не делась - такова реальность", - уверяет Андрей.

"А есть еще и такие, кто говорит, что вот когда здесь были русские, нас так не бомбили. Ну это недалекие люди. Они не могут продолжить дальше свою логику. Когда в Херсоне были русские, то не бомбил их кто? ВСУ! А теперь русские ушли и бомбят город, ведь их здесь нет, а на вас им просто наплевать. К сожалению, такие люди есть", - добавляет владелец магазина Василий.

Тем не менее, местные жители отмечают, что любителей Мордора выявляют правоохранители.

"В городе сейчас активно работает полиция, СБУ, по коллаборантам ведутся следственные действия. Этих людей знают, есть списки. Кроме того, есть активные херсонцы, которые контролируют этот процесс, ведь у нас были в городе люди, которые предали Украину, и не просто сотрудничали с оккупантами, но даже помогали пытать своих же сограждан. Даже если у силовиков до кого-то руки не дойдут, активные патриоты не дадут спокойной жизни коллаборантам", - резюмировала Наталья.

Читайте также

Новини партнерів