RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Железный "зоопарк": на каких броневиках воюет украинская армия

Зарубежная военная помощь сделала парк бронемашин для ВСУ слишком "пестрым"

Зарубежная военная помощь сделала парк бронемашин для ВСУ слишком "пестрым" Бронеавтомобиль "Варта" Фото:

Зарубежные партнеры Украины присылают нам много военной помощи. В том числе и большое количество различных бронеавтомобилей. Недавно была анонсирована поставка 50 германских Dingo (боевая масса 8 т., десант – 8 человек) и 20 французских ACMAT Bastion (боевая масса 12 т., десант – до 8 человек). В пестром "зоопарке" зарубежных бронеавтомобилей разбирался "Апостроф".

Читайте также: Украина получила американские бронированные машины БРЭМ: фото, видео и особенности

Достаточное количество бронеавтомобилей колесной формулы 4х4 всегда было проблемой для нашей армии. На момент начала войны с россией в 2014 году единственным типом бронеавтомобиля у нас были устаревшие БРДМ-2. В ходе войны были попытки развернуть собственное производство. Сначала это была отверточная сборка нескольких моделей от канадской фирмы Streit Group на базе коммерческих шасси на Кременчугском автомобильном заводе. Однако именно из-за коммерческого шасси у машин типа "Спартан" (на базе Ford 550) или "Кугуар" (Toyota Land Cruiser) были крайне ограниченные возможности для установки брони, ненадежные узлы и агрегаты, слабые внедорожные качества. В итоге закуплено их было не так уж много и к моменту полномасштабного российского вторжения в феврале 2022 года только отдельные экземпляры "доживали свой век" у пограничников, в полку "Азов" и некоторых других подразделениях.

Бронеавтомобиль "Спартан" в полку "Азов"

Проблема была настолько острой, что осенью 2014 года дочерняя компания "Укроборонпрома" "Укринмаш" закупила у британской компании Witham Specialist Vehicles Ltd 75 демилитаризованных бронеавтомобилей AT105 "Саксон" (Saxon) для использования в Вооруженных Силах Украины. С учетом всех затрат одна машина обошлась всего в $51 тыс. По состоянию на февраль 2022 года их количество в частях было минимальным и они использовались только в качестве медицинских эвакуационных машин переднего края и командно-штабных машин. Тем не менее за февраль – декабрь 2022 года было потеряно 15 "Саксонов", большая часть из которых была просто брошена при отступлении в нерабочем состоянии.

Бронеавтомобиль Saxon в "медицинском" варианте

Впоследствии армия и другие силовые структуры закупили еще несколько разных моделей броневиков от отечественных производителей. Наиболее массовыми стали бронемашины "Козак-2" (полная масса 15 т., десант – 13 человек) и "Козак-2М1" киевской фирмы "Практика".

Украинский бронеавтомобиль "Козак" 2М1

Не такими популярными оказались "Барс-8" от "Богдан Моторс» и "Дозор-Б" от Львовского бронетанкового завода. Несмотря на то, что последний броневик был разработан по требованиям военных на Харьковском КБ еще в 2010-х годах, в итоге закупать пришлось его польский вариант - Oncilla. Не очень массовыми стали "Варта-2" (боевая масса – 15,5 т., десант 9 человек, на шасси лесовоза МАЗ) и "Варта-Новатор" (на базе гражданского шасси Ford F-550). Их в основном закупала Национальная Гвардия Украины.

В результате российского широкомасштабного вторжения парк бронеавтомобилей понес значительные потери. По состоянию на 11 декабря по данным известного сайта Oryx всеми силовыми структурами были потеряны 11 КрАЗ "Кобра", 5 КрАЗ "Кугуар", 10 КрАЗ "Спартан", 14 "Варта-Новатор", 30 "Варта", 54 "Козак-2", 13 "Козак-2М1", 3 "Козак-5" и 3 "Тритон-1".

В ситуации, когда значительная часть производственных возможностей была утрачена вследствие ракетных ударов россиян, а потери надо было чем-то возмещать, было решено сделать ставку на зарубежные поставки.

Судя по всему, первыми западными броневиками в ВСУ стали австралийские "Бушмастеры" (масса 12,4 т., 9 человек десанта). Первые машины "засветились" в СМИ в апреле 2022 года. Всего по состоянию на начало декабря известно о трех партиях по 30 машин. Бронеавтомобили очень достойно проявили себя в боях. В частности, ими вооружена 80-я десантно-штурмовая бригада, которая активно участвовала в сентябрьском наступлении в Харьковской области. Известно, как минимум, от трех потерянных бронемашинах этого типа. В целом наши военнослужащие очень довольны "австралийцами".

Австралийская бронемашина BushmasterФото: Армия Inform

В мае ВСУ получили отдельные не очень значительные партии броневиков – речь идет о восьми канадских RoshelSenator (боевая масса 8,7 т., 10 человек десанта), 7 Alvis 4 "Mamba" (переданы Эстонией) и некотором количестве польских AMZDzik-2 (снят с вооружения военной полиции Польши в 2014 году и находился на хранении).

Именно с мая начинается передача партии из 80 бронемашин британского производства – это Wolfhound, Mastiff и Husky. По западной терминологии это машины разного класса и назначения, но в наших условиях они все проходят по графе "бронеавтомобили".

Бронеавтомобиль Wolfhound

Бронеавтомобиль Husky

Бронеавтомобиль Mastiff

Ситуация с поставками начала серьезно меняться с началом лета, когда армия стала получать американские International M1224 MaxxPro (всего США планируют передать нам 400 единиц), а также турецкие BMC Kirpi ("Еж") – их общее количество оценивается в 200 единиц. Считается, что "Ежи" были куплены Украиной на оружейном рынке и не являются военной помощью со стороны Анкары.

Турецкая бронемашина Kirpi

Судя по всему, за собственные (или заемные) деньги была приобретена и партия Inkas Titan-S 4x4 производства ОАЭ (боевая масса 4820 кг, 6 человек десанта). Вероятно, это машины из состава Госпогранслужбы, которая имеет опыт эксплуатации подобных машин. Речь идет о КрАЗ "Кобра", также созданных на шасси пикапа Toyota LandCruiser 79.

Из эпизодических поставок стоит отметить как минимум 18 машин марки Iveco. Так в апреле 2022 года 4 аппарата модели Iveco M 40.12 WM/P передала Португалия, а в октябре – 14 LAVIII Норвегия. Сюда можно добавить 4 трофейных IVECO 65E19WM, известных в российской армии как "Рысь" (как минимум одна машина точно находится на фронте в составе одной из механизированных бригад ВСУ), а также неизвестное количество итальянских вариантов VTLM "Lince", которые заявлены как переданные.

Из трофеев можно отметить примерно 50 российских автомобилей "Тигр-М" (боевая масса – 5,3 т., десант – 6 человек), которые в большинстве своем достались нашим военным в приличном состоянии и сейчас служат в разных подразделениях на фронте.

Один из трофейных российских бронеавтомобилей "Тигр-М"

В целом стоит сказать, что проблема стандартизации парка бронеавтомобилей класса 4х4 останется актуальной и после войны. Ведь такой "зоопарк" долго поддерживать в боеготовом состоянии просто нереально. И что будет выбрано – отечественная машина или западная – покажет только время.

Читайте также

Новини партнерів