RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Пленники спецприемников: почему тысячи украинцев не могут уехать из россии

Разрыв дипломатических отношений, закрытие границ и война сделали украинцев заложниками в россии

Разрыв дипломатических отношений, закрытие границ и война сделали украинцев заложниками в россии Фото:

С началом полномасштабной войны россии против Украины миллионы украинцев стали беженцами. Кто-то уехал в Европу, а кто-то и в государство-агрессор. По данным ООН с 24 февраля по 5 сентября, как добровольно так и вынужденно, в рф прибыли около 2,4 млн граждан Украины. Теоретически при желании все эти люди могут вернуться на Родину. Однако, в россии есть и другая категория украинцев, которая не учитывается никакой статистикой и о которой мало кому известно. Речь идет о людях, содержащихся в ЦВСИГ (Центрах временного содержания иностранных граждан). Эти люди хотели бы вернуться в Украину, но вынуждены месяцами, а то и годами жить в нечеловеческих условиях. О том, что такое ЦВСИГ, почему украинцы туда попадают и как оттуда выбраться, читайте в материале "Апострофа".

Российский ЦВСИГ хуже тюрьмы

Центры временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) – это подведомственные мвд рф учреждения, куда помещают иностранцев и лиц без гражданства, якобы имеющих проблемы с миграционным законодательством. В этих центрах иностранцы ждут депортации или выдворения на родину. Как пояснил "Апострофу" член Экспертного совета Центра гражданских свобод, доктор политических наук, профессор Михаил Савва, всего в россии таких учреждений 76. Находятся они в разных регионах, но условия содержания в них одинаковые.

В одном из таких центров в город Артеме Приморского края довелось сидеть киевлянину Андрею П. Вот что он рассказал "Апострофу" об условиях в этом заведении:

"Спецприемник для иностранных граждан расположен на окраине Артема в двухэтажном здании бывшей школы, постройки 1950-х годов. Меня удивили решетки на окнах, причем, на всех этажах. Вход в здание тоже был зарешечен, хотя это, вроде бы, не тюрьма.

Вестибюль ЦВСИГ в Артеме

Комната, куда меня определили, была размером 3 на 6 метров, без окон. Стены до половины были выкрашены в синий цвет, а верхняя половина покрыта рисунками голых женщин в разных позах. В комнате было две двухъярусные кровати, в углу расположен унитаз, отгороженный от основного помещения ширмой, в стороне от унитаза умывальник, напротив умывальника - маленький стол и стул без спинки. Вместо спинки натянута проволока. У правой стены находилась батарея отопления, а в левом верхнем углу - вентиляция, представляющая собой трубу диаметром 20 сантиметров, просто вмонтированная в стену.

В камере круглосуточно горела только одна лампа дневного света. А вместо двери была решетка".

По словам Андрея, в спецприемнике содержалось чуть более 60 человек. Здесь были узбеки, китайцы, таджики, азербайджанцы, вьетнамцы. Причем, как мужчины, так и женщины.

"Все постояльцы заведения сидят закрытыми по комнатам, больше похожим на камеры. На часовую прогулку и в столовую выводят в определенное время. Телефоны выдают тоже по расписанию, а по выходным вообще не выдают", - говорит мужчина.

Медицинской помощи здесь тоже нет никакой. "В заведении, где меня держали, был один медработник, не то врач, не то фельдшер у которого от всех болезней было только одно лекарство – парацетамол", - рассказывает Андрей, - Персонал спецприемника состоял из охранников мвд, которые вели себя по-хамски по отношению к иностранцам".

Единственное на что Андрей не жалуется, так это питание. Оно в спецприемнике было нормальным.

Для сравнения, в российских колониях-поселениях условия гораздо комфортнее. Здесь нет решеток на окнах и дверях. Осужденные могут свободно передвигаться по территории колонии и даже выходить за ее территорию без надзора. Им разрешено проживание со своими семьями не только на территории колонии-поселения, но и вне её. Осужденные могут пользоваться телефоном, когда захотят.

Читайте также: Операция "депортация": как российские власти с помощью украинцев заселяют Дальний Восток

Стоит заметить, что в колониях-поселениях находятся люди, совершившие уголовные преступления небольшой тяжести. А в ЦВСИГ российская полиция содержит иностранцев, которые просто ждут отправки на родину.

И еще одно отличие. Срок пребывания осужденного в любой колонии твердо установлен судом. А вот в ЦВСИГе иностранец может находиться бесконечно. Как рассказали "Апострофу" юристы комитета "Гражданское содействие", суд может неоднократно продлевать срок содержания иностранца – каждый раз на 90 дней. Максимально иностранец может пробыть в спецприемнике 2 года. Так гласит закон. Но, после выхода из ЦВСИГа, ничего не мешает российским силовикам снова определить туда иностранца на такой же срок.

К примеру, в августе текущего года юристам этой организации удалось вытащить из ЦВСИГ в Подмосковье украинца, который провел там полтора года.

Попасть в ЦВСИГ просто

Как говорят правозащитники, в спецприемники иностранцы, в том числе и украинцы, попадают несколькими способами. Чаще всего их задерживают за нарушение миграционного законодательства (просрочку вида на жительство или его отсутствие). В таких случаях суд принимает решение о штрафе и выдворении за пределы россии. А вот для тех украинцев, которые отбыли срок в российских тюрьмах и чье пребывание в рф, по мнению фсб, нежелательно, предусмотрена депортация. Но, в обоих случаях всех везут в ЦВСИГ.

Особо повышенное внимание к гражданам Украины российские полицейские стали проявлять после 24 февраля 2022 года. Международная правозащитная группа "Агора" в своем Докладе "Технологии политического профайлинга" пишет следующее: "28 февраля на международном автовокзале “Северные ворота” в Москве полицейские сняли с автобусов более десятка граждан Украины, которые собирались выехать в Украину, купили билеты и даже уже успели занять места в автобусах. Силовики явно знали кого ищут: мужчин задержали на ночь, оформив протоколы о нецензурной брани в общественном месте (стандартный предлог для задержания). На следующий день Головинский суд Москвы отправил всех в спецприемник на 15 суток, обвинив в мелком хулиганстве".

Камера в ЦВСИГ в городе Артеме

"Точное количество граждан Украины, находящихся сейчас в ЦВСИГах, установить невозможно, - говорит руководитель департамента документирования военных преступлений Украинского Хельсинского союза по правам человека Сергей Мовчан, - Если из европейской части россии еще поступает какая-то информация, то, что делается в Зауралье – неизвестно".

Член Экспертного совета Центра гражданских свобод Михаил Савва в комментарии "Апострофу" отмечает, что в июне этого года только в Московском городском центре находились 113 граждан Украины. "Количество украинцев, по которым принято решение о выдворении из россии и находившихся в этих центрах, с 24 февраля постоянно росло. Этих людей не могли отправить на родину, а держать в этом центре человека могут до 2 лет. Фактически это лишение свободы без приговора суда. По рф в целом количество граждан Украины в центрах временного содержания мы оценивали в начале лета этого года не менее 2 тысяч человек. Но уже в сентябре их количество значительно уменьшилось. В Московском городском центре, к примеру, осталось около 10 граждан Украины. Это люди, которых фсб подозревает в "склонности к терроризму". Остальных отпустили", - говорит Савва.

Сложности депортации

Андрею П. повезло: благодаря активности его жены и украинского консульства в Новосибирске, он провел в ужасных условиях ЦВСИГа всего две недели. После того, как мужчину отправили в спецприемник для иностранцев, его супруга, гражданка россии, связалась с консульством Украины, которое и ускорило депортацию украинца на родину.

Дело в том, что федеральная миграционная служба россии (фмс) обязана выдворять или депортировать иностранцев за счет российского бюджета и на это часто не бывает средств, а потому иностранцы вынуждены были сидеть в ЦВСИГах месяцами.

"По настоятельному требованию украинского консульства фмс купила мне билеты на ближайший рейс из Владивостока до Москвы и на стыковочный из Москвы до Белгорода, - рассказывает Андрей П., - Из Белгорода на своем микроавтобусе фмсники довезли меня до границы с Украиной. Всю дорогу до границы меня сопровождал сотрудник миграционной службы россии и всю дорогу мне звонил консул Украины и интересовался куда меня везут. И такой контроль был реально необходим. Еще в ЦВСИГе фмсники намекали, что могут отправить меня в "ДНР": "Ты же родом из Донецка и считаешь Донецк Украиной. Вот мы и отправим тебя в Донецк, нам так проще".

Но это было до полномасштабного вторжения рф в Украину. После 24 февраля посольство и консульства Украины в россии закрылись, дипломатических отношений между странами теперь нет. Отправка украинцев на родину если не застопорилась, то существенно затормозилась. "После начала российской агрессии, граждан Украины российская власть не может непосредственно высылать или передавать украинским властям, - говорит Михаил Савва, - Украинские адвокаты и правозащитники также не могут работать на территории страны-агрессора. Юридическую и гуманитарную поддержку гражданам Украины оказывают наши российские друзья и партнеры. Российские адвокаты в июне занялись защитой прав этих людей. И уже в июле представители федеральной службы исполнения наказаний начали подавать заявления в суды об освобождении украинцев "в связи с невозможностью выполнить судебное решение", то есть отправить человека в Украину. Приблизительно в 50 случаях судьи сами приняли решение об освобождении, в других случаях освобождения украинцев из ЦВСИГов добились адвокаты".

Требуя в судах освобождения граждан Украины из спецпремников, российские адвокаты приводят аргумент о том, что отправка украинцев на родину несет угрозу их жизни, поскольку в Украине идет война и мест безопасных для проживания нет. Суды с этим соглашаются и отпускают украинцев из ЦВСИГов. Но тут опять возникает проблема.

"Человек получает возможность самостоятельно уехать из рф, например в Европу, через Эстонию или в другую страну. Но у некоторых нет денег, чтобы это сделать", - говорит Михаил Савва, - В таких случаях людям помогают российские правозащитники и религиозные организации". Некоторые украинцы, выйдя из спецприемника, остаются в россии, поскольку имеют там семьи, и снова рискуют попасть в спецприемник.

"Чаще всего люди используют два варианта выезда из россии: через страны Балтии или через Беларусь. Возможны также варианты выезда через Грузию или Армению. Во всех этих странах функционируют наши посольства, где можно оформить документы на возвращение в Украину, - пояснил "Апострофу" Сергей Мовчан. По словам правозащитника, через Беларусь возвращение гораздо легче: "Во-первых, между Беларусью и россией "особые взаимоотношения", во-вторых, между Беларусью и Украиной специально открыт один пункт пропуска для возвращения украинцев на родину".

На вопрос "Апострофа" не вербуют ли на войну украинцев, находящихся в спецприемниках, правозащитники ответили, что таких случаев им неизвестно.

И последнее. Российские правозащитные организации, которые занимаются помощью украинцам в ЦВСИГах, можно пересчитать по пальцам одной руки. Все эти организации признаны в россии "иностранными агентами". А 20 декабря стало известно, что одну из них – Московскую Хельсинскую группу – Минюст россии потребовал ликвидировать. Такой же участи ожидают и другие правозащитные организации россии. Все идет к тому, что помогать гражданам Украины в россии скоро будет некому.

Читайте также

Новини партнерів