В субботу, 7 января, на Рождество по юлианскому календарю предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний проведет службу в Киево-Печерской Лавре. Она состоится в главном храме монастыря — Успенском соборе, недавно в нем служить имели право только представители Украинской православной церкви Московского патриархата. Об историческом значении события и тонкостях взаимодействия православия с государством "Апострофу" рассказала доктор философских наук, религиовед Людмила Филиппович.
Рождественское Богослужение ПЦУ в Верхней Лавре без преувеличения является историческим событием. Долгое время Киевская митрополия была составной частью Церкви-матери, то есть Константинопольского патриархата, но потом, говоря не совсем научной терминологией, была захвачена. В действительности, в связи с тем, что Константинополь не мог благословлять и ставить на Киевскую кафедру избранных митрополитов, потому что на патриархию сильно давили турки-османы, само существование ячейки православия было под угрозой, там временно в 1686 году передали право благословлять Киевских митрополитов в московском патриархе. Но никто не передавал Киевскую митрополию, не дарил ее, не соглашался с тем, что она принадлежит другой церкви.
Сейчас мы видим возобновление связи, прервавшейся еще более 300 лет назад, хотя его пытались восстановить и в начале ХХ в. Особенно яркими такие попытки были после 1917 года, когда Украина стремилась к получению мировой субъектности, к такой же субъектности стремилась и православная церковь Украины. Тогда не получилось из-за массы причин – политических, экономических, социальных. Идея, с которой выступил тогда профессор Иван Огиенко, впоследствии ставший митрополитом Илларионом, не была единодушно поддержана иерархами церкви на киевских территориях, хотя существовала идея апелляции к Константинополю относительно урегулирования вопроса статуса Православной церкви Украины, признания ее независимости и возвращения в лоно Вселенского патриархата. Однако эти процессы были остановлены большевистскими войсками, напавшими и разорившими Киев. Теперь же после дарования Томоса и предоставления Украинской православной церкви автокефалии она проведет Богослужение в Лавре. Восстанавливается историческая справедливость, которой не было сотни лет.
Кстати, следует напомнить, чем западное христианство отличается от восточного. Речь идет об очень важном моменте – взаимоотношениях между государством и церковью. В католичестве есть папоцезаризм, а в православии – напротив, цезаропапизм - то есть признается превосходство светской власти над духовной. Это началось еще с императора Константина в Византии, и продолжается сотни лет. Этот элемент сохраняется и у нас, стоит только взглянуть на краткую, свежую историю последних 30 лет. С приходом к власти президентов, которые были привержены мнению о независимости украинского православия, начинались определенные движения в этом направлении, но довольно неуклюжие – ведь надо было признать, кто является Церковью-матерью для Киева.
Читайте: Рождественское богослужение ПЦУ в Киево-Печерской Лавре: где и когда смотреть
Патриарх Варфоломей ждал, даже можно сказать, требовал, чтобы последовала просьба об автокефалии от Церкви и от государства, и такие обращения были, сначала от церкви, потом от президента Порошенко и в конце концов от Верховной Рады, через которую народ просил предоставить независимость православной церкви. Поэтому здесь следует говорить не только о "политическом проекте пятого президента", но и о желаниях верных церкви и ее иерархов.
Конечно, оппоненты ПЦУ с РПЦвУ накануне рождественского Богослужения в Верхней Лавре снова называют ее "так называемой церковью", Епифания - так называемым митрополитом" и т.п. - много определений в кавычках. Это все следует не из понимания самой РПЦвУ, а из штампов, которые она получает из Москвы.
Фактически, слушая все их высказывания, понимаешь, что речь идет о духовной победе украинского народа. Вспомнить хотя бы высказывания того же пресс-секретаря российского диктатора, Дмитрия Пескова, который сказал, что "власти Украины начали войну против НАШЕЙ ЦЕРКВИ там". Можно считать, что Украина победила, и Богослужение в Верхней Лавре 7 января – часть этой победы, дальше будет больше, речь идет не только о лавре. Конечно, я не думаю, что вся УПЦ (МП) – "их", как выразился Песков, церковь в Украине. Уже более 1500 общин перешли из нее в ПЦУ, да и в целом верующие РПЦвУ недовольны той стратегией и позицией, которую занимает руководство этой церкви.
УПЦ (МП), которая уже угрожает ПЦУ и ее верующим, которые придут на Рождественскую службу, не способна не только мыслить на пару шагов вперед, она не способна рефлексировать над произошедшими событиями, застряла в прошлом и не может понять, что после 24.02 началась принципиально иная реальность, и тот доминантный статус, и монополия, которую она имела, которую финансировали определенные силы, закончилась. Теперь они должны научиться жить так, как все остальные, иначе, как сказал председатель Государственной службы по вопросам этнополитики и свободы совести Виктор Еленский, структурам УПЦ (МП) – не место в Украине. Они же говорят, что они не МП – но это все слова, пусть доказывают делами. Недостаточно "исправить" устав, в котором от Украины - только самоназвание церкви и титул ее предстоятеля. Понимаю, что некоторым трудно сломать определенную "матрицу", которая существовала десятки, а то и несколько сотен лет, а сломалась за последние 10 месяцев - но альтернативы нет, пора это понять.