RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Человек из системы или независимый кандидат: кто станет директором НАБУ

Отбор кандидатов в антикоррупционный орган подходит к концу

Отбор кандидатов в антикоррупционный орган подходит к концу Фото:

В Украине зародилась новая шутка о скорости борьбы с коррупцией. Мол, вот-вот завершится конкурс по избранию нового директора Национального антикоррупционного бюро тот придет глянет: а во власти и вокруг нее все убрано, "как перед Пасхой". Подозрения чиновникам и депутатам вручаются, и.о. министра задержали за взятку в 400 тысяч долларов, дело по "Роттердам+" движется, Игорь Коломойский обыскан, весь руководящий состав таможни уволен, обыски и задержания проводятся, а потенциальные топ-коррупционеры даже думать боятся о каких-то нечестных схемах. Посмотрит новый директор НАБУ на все это и скажет: "Нечего мне делать в этой стране, здесь нет коррупции". Это, конечно, шутка. А вот что происходит в реальности, читайте в материале "Апострофа".

В реальности от скорости и эффективности борьбы с коррупцией сейчас напрямую зависит благосостояние каждого украинца и, без преувеличения, будущее государства как такового. Предварительно известно, что на первом послевоенном этапе страны-партнеры готовы поддержать Украину на триллион долларов. Но им нужны четкие гарантии, что эти средства будут иметь надлежащий антикоррупционный контроль.

Приведение в действие антикоррупционных органов – ключевое условие из тех, которые Украина должна выполнить на пути к вступлению в ЕС. "Руководители САП и НАБУ должны быть назначены в кратчайшие сроки", – прямо сказала президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен во время выступления в Верховной Раде Украины 1 июля 2022 года.

Со Специализированной антикоррупционной прокуратурой, просуществовавшей обезглавленной два года, вопрос удалось закрыть еще в июле. После долгих проволочек и дискуссий руководителем САП, наконец, был назначен Александр Клименко.

Читайте также: Бег граблями: изменят ли отставки у таможни ситуацию с коррупцией

Теперь очередь за тем, чтобы найти достойную кандидатуру на главу Национального антикоррупционного бюро. В меморандуме с Международным валютным фондом говорится, что директор НАБУ должен быть назначен до конца марта, а ЕС требует назначения до конца второго квартала 2023 года. Назначение главы НАБУ четко прописано в рекомендациях Еврокомиссии по вступлению Украины в Евросоюз.

У НАБУ нет полноценного руководителя уже почти год. В апреле 2022 года истек предусмотренный законом 7-летний срок пребывания на этом посту Артема Сытника. Из-за ряда формальных поводов, а также из-за активных военных действий избрание нового руководителя НАБУ не стояло в приоритете. Сейчас оно одно из основных.

История с избранием директора Бюро чем-то напоминает своеобразный американский сериал, когда каждая серия тянется долго и неинтересно, а от последней глаз не оторвать, потому что в ней события происходят быстро, динамично и интересно.

Украина сейчас на этапе этой последней серии.

Как обеспечить и быстроту, и качество?

Президент Владимир Зеленский и премьер Денис Шмыгаль имели неосторожность публично заявить, что конкурс на нового директора НАБУ завершится в начале февраля. Физически это практически невозможно. Потому что кроме скорости должна быть и качественная оценка каждого из кандидатов.

Член Комиссии по проведению конкурса Алексей Савчук в конце января описал стандартный день работы с кандидатами на момент, когда их осталось 22. Так, за один день кандидатам нужно было решить сразу три задачи: практическое, задание на лидерские качества и тест для определения качеств личности . "На это ушел целый день" – говорит Савчук.

Далее Комиссия ожидает информацию по каждому кандидату от СБУ, НАБУ, НАПК и общественных организаций, параллельно анализирует общие результаты и назначает собеседования с каждым кандидатом, пояснил член Комиссии.

"Понимаю, что многим хочется поскорее завершить конкурс и получить работающего директора. Это очень важная должность. Будем работать максимально быстро и при этом нужно провести работу максимально качественно", - отметил он.

Конкурс имеет формальные семь этапов, и по состоянию на начало февраля Комиссии осталось реализовать два последних из них – собеседования относительно добропорядочности и определения трех победителей.

Окончательное слово будет принадлежать Кабмину. Согласно закону о НАБУ, конкурсная комиссия вносит представление о трех отобранных кандидатах премьер-министру, который обязан в течение пяти дней внести на рассмотрение в Кабинет Министров представление о назначении одного из отобранных. Кабмин еще в течение десяти дней должен назначить (или не назначить) победителя.

Из всех этапов конкурса ключевым критерием есть проверка на доброчестность. Кандидаты и конкурсная комиссия сейчас усиленно готовятся к этому этапу конкурса.

Чтобы все-таки ускориться, но не потерять в качестве Комиссия по проведению конкурса на заседании 6 февраля приняла решение изменить методику оценки кандидатов. Предварительная процедура предусматривала отправку вопросников кандидатам, относительно доброчестности которых есть сомнения, и предоставление этим кандидатам 5 дней для подготовки ответа.

Предложенные изменения позволят сразу же пригласить всех кандидатов на собеседование относительно доброчестности, одновременно с отправкой вопросников кандидатам. "Предыдущий подход к организации собеседований предусматривал перерыв как минимум в 5 дней между собеседованиями о доброчестности и профессиональной компетентности кандидатов. Предлагаемые изменения позволят нам утверждать графики двух собеседований одновременно, без перерыва между ними. Таким образом, процедура конкурса становится более интенсивной и оперативной, без влияния на качество процесса", – говорится в официальном сообщении Комиссии.

Кого избрать?

В долгой процедуре избрания нового директора НАБУ больше вопросов возникает до этапа, на котором премьер-министр должен из трех предложенных Комиссией кандидатов выбрать одного. Парадокс в том, что закон о НАБУ не прописывает четкие критерии, по которым Шмыгаль будет делать свой окончательный выбор.

На основании чего он вычеркнет двух кандидатов? Чем будет руководствоваться, когда будет выбирать одного?

И здесь Украина снова возвращается к своей извечной проблеме, когда функционирование государства зависит не от устоявшихся институтов, а от конкретного лица. В нашем случае напомним: речь идет о лице, которое возглавит НАБУ на следующие долгие семь лет и от которого будет зависеть вступление Украины в Европейский Союз.

Так что процедуры процедурами, формальности формальностями, но кто те люди, которые имеют больше шансов возглавить НАБУ?

Если проанализировать список кандидатов, там наблюдается интересная картина. О ней будет чуть ниже, а прежде напомним, как выглядит вся антикоррупционная система Украины.

Структура специализированных антикоррупционных органов сформирована в треугольнике НАБУ – САП – ВАКС. Национальное антикоррупционное бюро – как специализированный следственный орган. Специализированная антикоррупционная прокуратура – как специализированный орган прокуратуры. Высший антикоррупционный суд – как специализированный судебный орган. Такая система выглядит очень мощной независимой антикоррупционной машиной. Фактически образовалась новая юридическая правовая экосистема, которая должна поглощать углекислый газ коррупции и выдавать чистый кислород прозрачных справедливых решений по ТОП-коррупционерам.

Но поскольку в Украине, как ни крути, все зависит от персоналий, то именно от конкретных людей будет зависеть степень прозрачности антикоррупционных решений.

Анализ списка кандидатов свидетельствует о том, что в соревновании за Бюро столкнулись три концепции.

Первая состоит в том, что возглавить НАБУ стремятся те, кто уже работает в этой закрытой антикоррупционной машине. Так, из 21 кандидата – 10 являются действующими работниками Бюро.

Вторая концепция связана с "посягательством" на НАБУ со стороны других правоохранительных ведомств. Шесть кандидатов в списке работают в прокуратуре, один в ГБР и один в МВД.

"Офис Генпрокурора фактически выставил своих звездных кандидатов на руководство НАБУ и потому, что ему подчиняется САП, через которую прокуроры хотят и могут влиять на ход всех антикоррупционных расследований. Поэтому свой прокурорский человек во главе НАБУ может рассматриваться как рычаг влияния", - считает политолог Алексей Голобуцкий. Другими словами, существует риск, что Национальное антикоррупционное бюро может потерять свою субъектность в случае, если его возглавит человек из прокуратуры.

Кандидаты от ГБР и Генпрокуратуры вызывают сомнения и у представителей антикоррупционных органов и нардепов антикоррупционного комитета. "Власти будет с ними легче договориться", – рассказал нардеп из антикоррупционного комитета на правах анонимности.

А третья концепция – это независимые кандидаты, которые могут смотреть на работу свежим взглядом, потому что люди не из этой системы. Их среди кандидатов всего трое, и они работают в Государственной инспекции архитектуры и градостроительства, ОВА и в адвокатуре.

Поскольку на финальном этапе у премьер-министра Шмыгаля не будет четких критериев для отбора одного из трех финалистов, то самым логичным вариантом для него может быть ответ на два вопроса.

    1. Не потеряет ли НАБУ независимость и незаангажированность, если на уровне руководства получит человека из правоохранительной системы?

    2. Не закроется ли НАБУ в самом себе, если ключевые должности в экосистеме займут сотрудники самого Бюро?

Кандидатов с самого НАБУ на днях дискредитировал Руслан Габриелян. Конкурсная комиссия тщательно проверила документы и обнаружила, что его кандидатура не отвечает требованиям закона. Габриелян предоставил ложные сведения о своем пребывании на руководящих должностях. Комиссия сняла его кандидатуру.

Эта история очень хорошо демонстрирует потенциальную угрозу в случае, если НАБУ возглавит представитель того же НАБУ. Кстати, новоназначенный руководитель САП Александр Клименко тоже выходец из НАБУ.

Опасность состоит в том, что вся огромная антикоррупционная машина может превратиться в замкнутую в себе систему, закрытый клуб, систему своих.

Украинцы мечтают об эффективной работе антикоррупционной троицы НАБУ-САП-ВАКС. Но точно не мечтают вырастить трехглавого монстра, закрывающего глаза на собственные огрехи, а при выходе во внешний мир затопчет даже ни в чем невинных людей.

Ввиду потенциальных рисков сбалансировать систему мог бы как раз внесистемный кандидат. То есть независимый человек извне.

Антикоррупционная машина Украины конструируется в тяжелых мучениях и вот-вот виднеются ее идеальные очертания. А дальше важно, чтобы эта машина уверенно ехала прямо, не перегибаясь то в одну, то в другую сторону.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів