RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

"Евробляхи" по-новому: почему украинцы в Евросоюзе вынуждены продать свои машины

Главная проблема состоит в неопределенности ситуации

Главная проблема состоит в неопределенности ситуации Фото: Pixabay

Миллионы украинцев бежали от ужасов войны за границу. Только в Европе на сегодня находится около 5 миллионов наших соотечественников. В ЕС украинские беженцы получают весь комплекс прав, которые имеют постоянные жители стран Евросоюза, но на них налагаются и обязанности. Одна из них связана с необходимостью переводить автомобили на европейскую регистрацию. Проблема усугубляется тем, что в данном вопросе нет полной ясности, что порождает самые разные слухи, при том отечественный МИД не спешит с разъяснениями ситуации. О непростой ситуации, в которой оказались наши соотечественники, читайте в материале "Апострофа".

Несмотря на то, что даже сейчас, более чем через год после вторжения российских оккупантов, люди продолжают уезжать, основная часть беженцев покинула родину в феврале-марте 2022 года.

"Военная" география расселения наших граждан довольно обширна, однако больше всего украинцев сегодня в Европе, что и понятно – близость к родине, безвиз, а также достаточно комфортные условия пребывания.

Примерно 1,5 миллиона беженцев обосновались в Польше. Еще около 1 миллиона – в Германии. В других странах Европы наших людей поменьше.

Читайте: "Израильский щит" над небом Украины: как будет работать защита от российских дронов

Правда, нужно учитывать не только количество украинцев в той или иной стране, но и численность населения самой принимающей страны. Очевидно, что полмиллиона беженцев в 10-миллионой Чехии – это гораздо больше в процентном отношении, чем миллион наших соотечественников в 80-миллионой Германии.

Регистрация авто по-европейски

Многие украинцы в самом начале войны уезжали целыми семьями на собственных автомобилях, а, если в машинах оставалось свободное место, брали с собой кого-то из друзей или вообще случайных попутчиков.

В зависимости от ситуации, некоторые наши граждане периодически наведывались в Украину, возвращаясь затем в страну временного проживания, - согласно условиям программы временной защиты, по которой оформлены украинцы в странах ЕС, это не запрещено.

Независимо от того, выезжали ли украинцы за пределы ЕС на своих авто, или постоянно проживали в приютивших их странах, недавно они столкнулись с проблемой, которая стала для многих довольно неожиданной. Оказалось, что после года жизни в ЕС машины нужно переоформлять с украинской регистрации на европейскую. В противном случае владельцам автомобилей грозит штраф.

Вопрос перерегистрации авто не на шутку взволновал беженцев.

Как выяснилось, по крайней мере, некоторые страны Евросоюза четко требуют через год перерегистрировать автомобили, тогда как другие позволяют оставлять их и дальше на украинских номерах.

"Таможенные режимы ввоза транспортных средств каждой страны ЕС разные. Они зависят от миграционного статуса субъекта, который ввозит автомобиль", - пояснил "Апострофу" адвокат общественной организации "Авто Евро Сила" Иван Казачук.

Украинцы, столкнувшиеся с данной проблемой на практике, подтверждают такое положение вещей и делятся своим опытом в социальных сетях.

"В Латвии, например, через три месяца авто должно встать на учет. Но перерегистрировать не нужно, то есть оно остается с украинской регистрацией. А в Австрии разрешили (находиться без регистрации) на период действия временной защиты", - написала в чате одной из групп беженцев Ольга С.

В "итальянском" чате украинские беженцы пишут, что в Италии проблема регистрации автомобилей решена, - у всех, кто оформлен по временной защите, есть QR-код, который, если авто остановили для проверки, считывает полицейский, после чего вопрос снимается сам собой.

Украинцы в Польше сообщают, что в этой стране обязательную регистрацию отложили до конца 2023 года.

Фото: Pixabay

Немецкий (бес)порядок

Но есть, по крайней мере, одна страна, где перерегистрация автомобилей, в том числе, для украинских беженцев, является обязательной. Это Германия. В которой, напомним, сейчас проживает примерно миллион наших граждан. Не все они находятся там с машинами, но очевидно, что таких немало.

"Мне прислали официальное письмо, в котором четко написано, что по окончании одного года (пребывания в стране) необходимо перерегистрировать авто", - рассказала в чате уже упомянутая ранее Ольга С.

Украинка Анна В. в том же чате указывает на то, что данное требование – это норма соответствующего немецкого закона: "Пока людей не начнут штрафовать и забирать у них машины на штрафплощадки, они так и будут думать, что это "слухи".

Действительно, по немецкому законодательству, иностранный автомобиль через год нахождения в Германии должен получить местную регистрацию. Для владельцев авто, которые не сделают это вовремя, предусмотрена административная ответственность.

Год пребывания отсчитывается с даты въезда в Германию. Однако, как пишут в одной из групп украинских беженцев в Facebook, поскольку в рамках Шенгенской зоны установить время пересечения немецкой границы практически невозможно, отсчет идет со времени регистрации в Германии не автомобиля, а его владельца. На этом собственники авто выигрывают несколько недель. Но саму проблему такая отсрочка, конечно же, не решает.

Есть еще один нюанс, который может очень не понравиться некоторым нашим соотечественникам: никто не будет разбираться, какое время реально машина находилась на территории Германии, - учитываться будет время пребывания в стране автовладельца.

Например, семья въехала в ЕС в самом начале войны на автобусе или поезде, добралась до Германии, где и осела. Через три месяца кто-то из членов семьи съездил в Украину и забрал с собой автомобиль. Парадоксально, но факт – время нахождения авто будет считаться с момента первой регистрации беженцев. Если, конечно, они не позаботились о том, чтобы проинформировать о фактическом времени ввоза автомобиля.

Несколько иной, но похожий вариант – семья въехала в Германию на автомобиле, но потом вернула его в Украину, не сообщив об этом властям. Результат будет аналогичным.

Впрочем, в чатах украинских беженцев можно встретить посты, в которых утверждается, что, несмотря закон, обязывающий иностранцев перерегистрировать автомобиль через год пребывания в Германии, к украинским беженцам он не применяется.

Этому, на самом деле, тоже есть объяснение.

"Каждая земля может отдельно решать, позволить ли украинским авто и дальше ездить без регистрации", - рассказывает Ольга С. По ее словам, на сегодня такое решение принято только в немецкой земле Саксония-Анхальт (Sachsen-Anhalt).

Кроме того, обсуждение о приостановке действия закона в отношении украинских беженцев идет и на федеральном уровне.

"Обсуждение ведется о том, можно ли для украинцев сделать исключение, и вместо полной перерегистрации ввести прохождение только обязательного техосмотра машин с украинской регистрацией, - поделилась информацией в одном из чатов Елена Х. - Но как скоро этот вопрос решится, пока неизвестно".

В группе украинских беженцев в Германии Наталья Г. указывает на то, что сейчас циркулирует очень много неподтвержденных слухов на этот счет, но закон об освобождении украинцев от обязательной регистрации пока не принят, хоть он и активно обсуждается в Бундестаге.

Продай дешевле - купи дороже

Неопределенность заставляет людей нервничать и нередко толкает их на радикальные шаги.

"Ситуация с необходимостью регистрации машины загнала многих наших в тупик, - рассказала "Апострофу" украинка Людмила, которая временно живет в Германии. - Ведь регистрация означает, что машина получит номера страны, где находится человек. И потом, когда он решит вернуться в Украину, высок риск, что ее нужно будет растаможивать. Фактически, это "евробляха".

То есть, получается, что владельцу автомобиля по возвращении в Украину придется растаможить собственное авто! Которое, скорее всего, уже проходило таможенное оформление перед тем, как было продано в нашей стране.

Фото: Pixabay

Напомним, вскоре после вторжения в Украине была введена льготная растаможка иностранных автомобилей, но с 1 июля 2022 года ее отменили за исключением машин, которые покупаются в интересах украинской армии.

Даже те, кто с этим не сталкивался напрямую, прекрасно знают, что растаможить "евробляху" стоит несколько тысяч евро.

При этом в Германии сама растаможка бесплатная. Но, с учетом налогов и сборов перерегистрация авто будет стоить примерно 300-500 евро.

Описанные выше обстоятельства подталкивают временно оказавшихся в Европе украинцев к тому, чтобы продать свои автомобили в Германии. Много за них выручить не получится – европейский рынок подержанных машин и без того перенасыщен. Поэтому, скорее, всего, цена продажи окажется существенно ниже той, по которой автомобиль покупался, даже если это было совсем недавно.

Но часто другого выхода просто нет.

Этими обстоятельствами пользуются перекупщики, потом завозящие эти машины в Украину, где продают с большой маржой.

Кстати, с необходимостью избавиться от транспортных средств, правда, по другой причине, столкнулись и те, кто нашел пристанище в Швейцарии. Эта страна, как известно, не входит в ЕС, а потому у нее свои правила приема беженцев и условия их пребывания.

Об этом даже написала местная газета 20 Minuten. В статье от 14 марта 2023 года говорится, что автомобили будут засчитываться в общий доход беженцев, в связи с чем им урежут выплаты, которые на сегодня составляют щедрые 4000 швейцарских франков (4062 евро) на человека или 10 тысяч франков (10 155 евро) на семью в месяц.

Но "вернемся" в Германию.

Как было замечено выше, украинцы, дабы не столкнуться с неприятностями, связанными, как с возможными штрафами в отсутствие немецкой регистрации, так и с необходимостью повторной растаможки при возвращении на родину, продают свои авто за недорого.

"Из-за ситуации с перерегистрацией, а также необходимостью проведения ТО, наши сдают свои машины по дешевке "перекупщикам", которые наваривают немалые деньги в Украине", - рассказывает нашему изданию уже упомянутая Людмила.

То есть проданные украинцами автомобили через какое-то время снова ввезут в Украину как "евробляхи" и, с учетом стоимости растаможки, продадут существенно дороже. Теоретически, человек в будущем может купить собственную же машину, но по цене в два, а то и три раза выше той, по которой он ее продал от безысходности.

МИД уполномочен промолчать

В данной ситуации ясность могли бы внести украинские государственные инстанции, в частности, Министерство иностранных дел, но они предпочитают отмалчиваться.

Понятно, что сейчас у отечественных дипломатов хватает забот, но к ним относится, в том числе, защита граждан за границей.

Справедливости ради, стоит отметить, что генеральное консульство Украины в Дюссельдорфе дало "разъяснение" по поводу необходимости перерегистрации автомобилей в Германии, но оно по большей части цитирует упомянутый выше закон.

К тому же, помимо Германии, вероятно, есть и другие страны, которые требуют от украинцев перерегистрации авто.

"Апостроф", в связи с этим, обратился за разъяснениями в украинский МИД. Но на момент публикации материала ведомство не ответило на информационный запрос нашего издания. При этом номера телефонов, указанные на сайте МИД, не отвечали.

Что ж, украинцам к такому не привыкать: мы давно уже поняли, что в большинстве подобных случаев можем рассчитывать только на себя.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів