RU  UA  EN

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Общество

"У вас запятая не там стоит, переписывайте": как издевались над раненными военными и что изменится с 30 мая

Приняты важные законы, которые должны облегчить жизнь раненым бойцам

Приняты важные законы, которые должны облегчить жизнь раненым бойцам Пройти военно-врачебную комиссию будет легче Фото: vn.ua

В Украине вступили в силу два новых закона, которые должны упростить прохождение военнослужащими военно-врачебных комиссий (ВВК) и получение медицинских документов. Закон №9154 расширяет список медучреждений, где военные смогут проходить комиссии, а закон №9158 должен способствовать усовершенствованию вопросов оформления документов и лечения военнослужащих во время военного положения. Насколько будут эффективными новые законы – выяснил "Апостроф".

Лучше больше, да лучше

Согласно закону №9154, военно-врачебные комиссии, которые ранее находились только при учреждениях здравоохранения Минобороны, СБУ и других военных формирований, а также при военкоматах, теперь могут создаваться при государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения.

Однако надо отметить, что возможность создания ВВК в гражданских учреждениях здравоохранения уже было предусмотрено приказом Минобороны № 402 от 14 августа 2008 года. Но реально их начали создавать только через 1 год и 3 месяца после начала полномасштабной войны. Вопрос – почему этого не делали раньше?

Читайте: Когда электронная очередь на ВЛК появится в больницах: Шмыгаль озвучил дату

"Главная причина – проблема оплаты труда врачей, которые привлекаются к ВВК, в обычных больницах и поликлиниках. Попросту говоря, им за это не платили. Например, программа государственных гарантий медицинского обслуживания населения (она гарантирует полную оплату медицинских услуг и лекарств за счет бюджета) в 2022 году состояла из 37 пакетов медицинских услуг. Однако медицинское освидетельствование военнообязанных не входило ни в один из них. Новый закон лишь четче прописал возможность создания ВВК при государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, и учел оплату врачам", – рассказывает "Апострофу" член комитета медицинского и фармацевтического права НААУ Юлия Миколаец.

В свою очередь, секретарь парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Роман Костенко в беседе с "Апострофом" отметил, что об усовершенствовании законодательства в области ВВК всерьез задумались, когда с фронта пошли сигналы непосредственно от бойцов – много раненых, а действующая система не справляется.

"У нас не было задачи создать и принять законопроекты быстро, на абы как. Члены нашего комитета часто сами выезжали на фронт, изучали ситуацию. Все вопросы тщательно прорабатывались", – говорит Роман Костенко.

Читайте: Постановление ВЛК по мобилизации: есть два варианта обжалования решения

Но возникает вопрос – если ВВК будут теперь и в обычных гражданских больницах (что, безусловно, огромный плюс – уменьшаться очереди на прохождение комиссий), то хватит ли для них врачей-специалистов?

"Это действительно серьезная проблема. Даже опытный врач не может исключить субъективный фактор. А если человек не вполне компетентен, не имеет достаточного опыта? Многие военные врачи – на фронте, не каждый гражданский сможет заменить такого специалиста. Вот пример: что, если в новосозданной ВВК нет хирурга, и вместо него заключение будет делать травматолог? Но это же не один и тот же специалист! Опять же, у каждой гражданской больницы свой профиль. Вот возьмем институт Шалимова. Да, хирурги там великолепные. Но наверняка нет МРТ, офтальмологов, специалистов по кардиологии… Придется привлекать врачей со стороны. Или, например, перевозить бойца с ампутированной ногой в другую больницу на консультацию", – говорит "Апострофу" военный медик, бывший зам главврача Киевского ожогового центра, глава благотворительного фонда "Крылья победы" Виктория Крамаренко.

Как она рассказывает, сейчас среди военнослужащих, получивших ранения, контузии, увечья - немало суицидов. И основная их причина – неправильные, по мнению защитников Украины, заключения ВВК. Которые лишают их справедливых пенсий по инвалидности. Такие заключения были и раньше, когда вопросом занимались военные врачи.

"А что будет теперь, когда заключения станут выносить гражданские специалисты? Так что пока радоваться рано", – считает Виктория Крамаренко.

Все на борьбу с бюрократией!

Закон №9158 призван облегчить для военнослужащих оформление справки об обстоятельствах ранения, контузии, увечья. А также усовершенствовать процесс оформления и направления медицинских документов между воинскими частями и учреждениями здравоохранения.

Это очень важная юридическая инновация – ведь из-за бюрократических процедур военные месяцами не могут оформить себе пенсию по инвалидности и другие полагающиеся по закону выплаты.

"Зимой я получил контузию под Бахмутом. С 23 января по 23 февраля находился в госпитале в Краматорске. Сложилось впечатление, что всех бойцов из госпиталя хотят выписать как можно быстрее. За этот месяц должен был получить боевые выплаты 100 тыс. грн (по закону, они выплачиваются во время пребывания в госпитале), но до сих пор ничего не получил. Параллельно шло расследование военной прокуратуры. Выясняли – я действительно получил контузию на "передке" или просто в расположении подразделения поскользнулся, и головой ударился. Я уже вроде все бумажки собрал, буду подавать в ВВК, чтобы получить единоразовую выплату за контузию. А мой побратим, мы вместе с ним были в том бою, пролежал в госпитале два месяца, его списали по инвалидности, и он до сих пор собирает справки", – рассказывает "Апострофу" Антон, командир отделения стрелкового подразделения.

Согласно приказу Минобороны № 402, существует два вида травм: травма, связанная с прохождением срочной службы, и травма, полученная в связи с защитой родины.

"Первая – это банальная, стандартная формулировка. Человек был в армии, и получил травму. Ранение, контузия – неважно, сначала пишут именно так. Начмед не может написать сразу, что травма была получена в бою (хоть есть свидетели), это надо доказать. Для этого создается комиссия, которая может работать несколько месяцев. Боец за это время может уже пройти лечение, выписаться, находиться на реабилитации, но он не сможет получить документы для оформления пенсии по инвалидности, пока не будет официального вердикта комиссии", – говорит "Апострофу" Тарас, военный хирург, который на фронте с 2014 года.

Читайте: Очередей больше не будет? В Украине запустят электронную запись на медкомиссию

По его словам, еще отдельная проблема – оформление документов на бойца для подачи в военно-врачебную комиссию.

"Восемь операций за день, а тут еще ночью занимаешься бумажной писаниной. Пишешь о бойце все – чем болел, где служил, как получил ранение. Все в бумажном виде. И не дай бог ошибиться – это серьезный документ, он него зависит, получит ли человек пенсию по инвалидности. И подписи, и мокрые печати… Потом отсылаешь дальше по инстанции в госпиталь, а там говорят – "нашли ошибку, у вас запятая не там стоит, переписывайте". Документы возвращаются назад, переписываешь. И так может быть несколько раз. Хорошо, теперь хоть разрешили сначала посылать документы в электронном виде – если ошибка, сразу исправил. Но окончательный вариант все равно надо распечатать, подписать и поставить печати", – рассказывает военный хирург.

Нардеп Роман Костенко уверяет "Апостроф", что теперь, благодаря новым законам (фактически они начали работать с 30 мая) лишняя бюрократия во время прохождения ВВК исчезнет. Как и очереди на прохождение комиссий.

"Теперь не нужно будет долгих расследований: для доказательства того, что человек получил ранение или контузию именно в бою, достаточно несколько свидетелей. Боец не будет долго стоять в очередях, проходя врачебные "квесты", и сам бегать со справками от госпиталя в военкомат – обязанность по направлению документов возлагается на государственные учреждения", – подчеркнул Роман Костенко.

Одним словом, законы вроде приняты неплохие. Юридический каркас создан, теперь главное – его наполнение.

"Важен системный подход. Если он будет. Все-таки очень многое у нас зависит от человеческого фактора", – резюмирует военный медик Виктория Крамаренко.

Читайте: Мобилизация ограниченно пригодных для службы: куда могут отправить

Читайте также

Новини партнерів