RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Каховская ГЭС необходима, у нее уникальная миссия - директор Института водных проблем НАН Украины

Ущерб Украине оценивается миллиардами долларов

Ущерб Украине оценивается миллиардами долларов Михаил Ромащенко Фото: latifundist.com

Уровень воды в Каховском водохранилище упал ниже 12,7 метров, так называемой "мертвой точки", ниже которой водозабор невозможен. Каждый час уровень воды падает на 6-7 сантиметров, то есть за сутки на полтора метра. О проблемах, связанных с обезвоживанием огромного региона и перспективах восстановления Каховской ГЭС "Апострофу" рассказал директор Института водных проблем НАН Украины, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники Украины МИХАИЛ РОМАЩЕНКО.

- С момента подрыва ГЭС прошло уже более трех суток. Можно уже оценить основные последствия этой техногенной и экологической катастрофы?

- Пока еще непонятно, до какой именно отметки будет опустошено Каховское водохранилище. Если плотина разрушена до самого основания, глубина водохранилища составит не более трех метров, а оно уменьшится в ширине с 3,5 км до 1-1,2 км, то есть вернется в русло Днепра.

Читайте: Вода отступает, но медленно: что происходит на подтопленной Херсонщине

Процесс схода воды из водохранилища неумолимо продолжается, вода из него вытекает быстрее, чем сходит с затопленных территорий даже в устье Днепра в районе Херсона. В Голой пристани уровень воды поднялся на 4,5 метра, результат - человеческие жертвы, трупы животных, разрушенные дома. Это экологическая катастрофа планетарного масштаба.

В любом случае можно констатировать факт: огромный южный регион Украины – Херсонская, Николаевская, части Запорожской и Днепропетровской областей рискуют остаться без питьевой воды – если срочно не будут найдены резервные источники водоснабжения. Регион останется без воды для нужд сельского хозяйства, для орошения.

Нанесен серьезный удар по промышленности региона. Перерабатывающая промышленность – вода, производство марганцевой руды – вода. Горнорудные комбинаты и выплавка металла – вода. В общем куда не кинься – вода, без нее нет жизни. Вопрос жизни и смерти, в прямом смысле – это охлаждение реакторов Запорожской АЭС, разрушение которых приведет к ядерной катастрофе.

- Возможно ли сейчас оценить экономические убытки от разрушения Каховской ГЭС, хотя бы приблизительно?

- Давайте так – сколько стоит построить такую ГЭС? Сейчас уже называют цифры $800 млн – $1 млрд, но я думаю – минимум раза в два больше. Это только прямой убыток. По некоторым данным, разрушение Каховской ГЭС оставило без источников воды 94% оросительных систем в Херсонской области, 74% – в Запорожской, и 30% – в Днепропетровской области.

Читайте: В Украине произойдут существенные изменения климата, отдельные виды животных и растений исчезнут навсегда - эколог

Благодаря Каховскому водохранилищу происходило орошение около 1 млн гектар сельскохозяйственных земель. Посчитаем потери продукции. При орошении урожайность в 2-3 раза выше, в регионе в среднем получали с одного гектара прибыль 500 долларов в года. То есть – утрачено только прибыли $500 млн. А прибыль составляет максимально 20% общих затрат на производство, то есть пятая часть. Соответственно потери от недополученной сельскохозяйственной продукции – $2,5 млрд ежегодно. Потери по промышленности представить не берусь – не моя компетенция.

- Когда окончательно спадет вода, что мы можем увидеть на дне Каховского моря?

- Отходы химических, металлургических и других производств, возможно радиоактивный ил. Мусор. Гниющая биомасса – водоросли, дохлая рыба. По оценкам Министерства аграрной политики и продовольствия, в результате уничтожения Каховской ГЭС ущерб для рыбной отрасли от гибели только взрослых особей может достигнуть 95 тыс тонн. Если вернуться к убыткам – это около 4 млрд гривен. А общий ущерб от гибели всех биоресурсов составит около 10 млрд гривен.

Потом вниз по течению Днепра унесет верхний слой затопленных земель, с пестицидами. А, по предварительным данным Минагро, на правом берегу Днепра затопило 10 тыс гектаров сельскохозяйственных земель. На оккупированном левобережье – в несколько раз больше.

На ранее затопленных территориях водохранилища оставались старые кладбища, скотомогильники. Теперь это все откроется, существует вероятность всплеска инфекционных заболеваний, в числе которых могут быть холера и сибирская язва. Вообще эпидемиологическая ситуация будет сложной. Представьте – прямо возле Никополя или Марганца будут гнить рыба и водоросли. Это смрад, болезнетворные бактерии. Необходимо будет тратить значительные средства для захоронения биомассы.

- Может, пока вода из водохранилища еще не полностью вытекла, стоит как можно быстрее вылавливать рыбу?

- В таких условиях, при постоянном понижении уровня воды, это нереально. Да еще и в условиях войны. А ту рыбу, которую уже вынесло на мелководье, и которая уже подверглась мору, ни в коем случае собирать нельзя.

Смотрите: Настоящий экоцид: появились видео массового мора рыбы из-за подрыва дамбы Каховской ГЭС

- Некоторые экологи говорят, что лет через 10-15 случившееся для природы будет даже плюсом – Днепр будет течь в своем природном русле, восстановится окружающая среда.

- Люди когда-то жили, и не было машин. Но сейчас же никому не придет в голову останавливать производство автомобилей, потому что они загрязняют окружающую среду, и опять пересаживаться на лошадей. Когда-то, в 50-х, Рейн называли сточной канавой Европы, из-за ужасной экологии – там можно было зайти в воду и заработать на ногах язвы.

Таким этологам я рекомендую построить в лесу шалаш, вывезти туда детей, спать на еловых ветках и питаться дарами природы. А не ездить на машинах, жить в современных домах и пользоваться всеми благами цивилизации.

Мы в любом случае уже не получим на юге Украины ту степь, что была во времена казаков – земли распаханы, да и климат не тот. Без водохранилища мы рискуем получить безжизненную потрескавшуюся пустыню, с пылевыми бурями и ужасной экологией. Так что Каховскую ГЭС необходимо восстанавливать однозначно. Тем более, если мы хотим стать мощной аграрной державой, и кормить пол-мира.

Читайте: Может быть еще одно наводнение: в британской разведке предупредили о последствиях разрушения Каховской ГЭС

- Специалисты говорят, что восстановление Каховской ГЭС невозможно. Новую гидроэлектростанцию нужно строить где-то рядом? Или, может, стоит построить две ГЭС, для надежности? Выше по течению Днепра есть довольно узкие места, например, возле села Золотая балка, где по идее тоже можно построить дамбу.

- Я не особо специалист в этих вопросах, но думаю, что стоит использовать неразрушенную часть дамбы, просто построить новый машинный зал, новые водосбросы вместо разрушенных. Днепрогэс ведь восстановили.

А насчет еще одной гидроэлектростанции… Каховская ГЭС – довольно уникальный проект, станция построена на равнинной части реки, что в мировой практике – большая редкость. В свое время, в 50-х годах, когда строили ГЭС, специалисты все исследовали, рассчитали (в том числе – с учетом рельефов), и выбрали самое оптимальное место.

Еще раз подчеркну: восстановление Каховской ГЭС необходимо. Ее главной функцией изначально было не производство электроэнергии (сама станция не очень мощная), а аккумуляция больших запасов воды. Если не будет Каховского водохранилища – огромный регион для страны будет утерян.

Читайте: Уничтожение Каховской ГЭС было выгодно России - отчет ISW

Читайте также

Новини партнерів