Минувшие выходные ознаменовались бурей негодования в социальных сетях: обсуждался вопрос – стоит ли после войны установить запрет украинским мужчинам выезжать за рубеж, как минимум на три года. Мол, раз уже из Украины выехало около 7 млн человек, то если будут уезжать и дальше, мы просто не сохранимся как нация. Что на самом деле необходимо делать для того, чтобы украинцы не уезжали, а даже наоборот, возвращались на родину – выяснял "Апостроф".
Проверка реакции
Автором шума выступил руководитель аналитического центра "Украинский институт будущего", бывший советник министра внутренних дел Вадим Денисенко, опубликовав на своей странице в фейсбуке пост соответствующего содержания.
Читайте: Можно ли мужчинам до 18 лет выезжать: разъяснение ГПСУ
Резонанс оказался такой, что пресс-служба МВД Украины срочно выступила с официальным заявлением о том, что публичные высказывания Денисенко следует считать его личным мнением, и еще раз подчеркнула, что он не является советником министра внутренних дел. Сам бывший советник начал оправдываться – мол, его не так поняли, что в его сообщении речь шла об ограничениях, а не о запрете. Но на самом деле не все так просто.
"Тема, что делать с выездом из страны после войны (или в случае перемирия) обсуждалась Офисом президента и силовиками с начала зимы. И этот сценарий обсуждали как полностью рабочий. То, что Денисенко залил, а потом отскочил - это была классическая проверка реакции. Она оказалась более чем однозначной. Тем не менее, это не означает, что от подобного рода запретов и ограничений отказались. Всегда же можно придумать разного рода ограничения. Например, для тех, кто служил. А это в любом случает костяк ВСУ", – рассказывает "Апострофу" источник во властных кругах.
Сценарий, в принципе, логичный. А почему нет? Всегда можно что-нибудь новенькое придумать. Ввели же например в июне в Ивано-Франковской области временное прекращение плановых госпитализаций пациентов-военнообязанных без согласования с территориальными центрами комплектования. Что является полным нарушением Конституции.
"Это не первый раз, когда Денисенко какие-то контраверсийные мысли вбрасывает. Я склоняюсь к тому, что это результаты его исследований (насколько они релевантны – отдельный вопрос) и умозаключений. Тем более что сотрудники Института будущего его поддержали. Да и критика была со всех сторон – и со стороны власти. Так что власть к этой инициативе может и не причастна. Хотя – смотря какая ветвь власти… Меня вот настораживает, зачем Денисенко позвали на телемарафон, чтобы эту тему обсудить", – говорит "Апострофу" политолог Олег Лисной.
Главное – это победа
Вообще такие инициативы, наподобие запретов, глубоко пагубны – это только еще больше будет побуждать всеми правдами и неправдами выезжать из страны и плодить коррупцию. Государство наоборот должно стимулировать своих граждан к скорейшему возвращению.
"Вообще для возвращения наших сограждан необходимо решить целый пласт вопросов. Первое – это, конечно, победа и обеспечение безопасности. Желательно, скорейшее вступление в НАТО: если не будет гарантий безопасности, то кто же будет возвращаться? Тем более, что подавляющее большинство беженцев – это женщины с детьми. И, конечно, нужны дополнительные законодательные инициативы – по кредитам, льготам на бизнес. Опять же, просто срочно необходимы судебная реформа, минимизация коррупции: наши люди за полтора года в Европе уже как-то привыкли жить в правовых государствах", – говорит "Апострофу" секретарь комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Роман Костенко.
Читайте: Запрет на выезд мужчинам на 3 года: к чему приведет такое решение
Кстати, президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило абсолютно не согласен с цифрой, озвученной Вадимом Денисенко – что из Украины выехало 7 млн граждан.
"Максимум, если учитывать уехавших или насильно вывезенных в россию – 5 миллионов, - говорит он. – Главный фактор для возвращения – не экономический. Люди боятся войны, и большинство не вернется, если не будет гарантирована безопасность. А из экономических факторов на первом месте наверное жилье. Речь идет о компенсации, а не о какой-то льготной ипотеке. Вот человек потерял жилье, работу, откуда у него деньги на ипотеку? Опять же, люди, уехавшие из Луганской и Донецкой областей, вряд ли туда вернуться: россия под боком, и она всегда останется источником неприятностей. А если беженцам из этих регионов предоставить жилье в других областях – вернутся".
Немаловажный фактор для возвращения – работа, "белая" зарплата и соцзащита.
"Если бы у меня была работа с соблюдением моих прав – официальная зарплата, отпуска, все стандарты, как положено, то я бы вернулась. У нас беспредел в трудовых правах, и никто с этим не борется. Чтобы люди возвращались, надо навести с этим порядок. Трудовые права включают все – зарплата, налоги, гарантии, социальная защита. Я не хочу жить за границей, как и многие другие. Но пока моя страна не защитит мои права, я должна быть здесь, иначе как жить и растить детей?", – говорит "Апострофу" сотрудник отдела финансов варшавского филиала банка JP Morgan Наталья Шевчук.
По твердому убеждению Олега Лисного, в Украине должны прекратиться любые разговоры о потенциальных штрафах для уехавших граждан и тому подобному. А то некоторые даже говорят о лишении гражданства и конфискации имущества.
"В Европе многие живут на две страны. У нас, собственно, до войны тоже так было. Я о заробитчанах. Мы не должны клеймить позором тех, кто уехал. Наоборот – надо морально поддерживать. Людям необходимо сохранять ментальную связь с Украиной. Да, многие не вернутся – работу хорошую нашли, дети в школы и институты ходят. Но важно, чтобы они чувствовали себя украинцами. Просто они будут жить на две страны. А многие вернутся", – говорит политолог.
Но главный залог возвращения – это все-таки победа. И гарантии будущей безопасности страны.