Министр обороны Украины Рустем Умеров намерен ввести электронный военный билет, запустить единый реестр военнообязанных и цифровизировать все процессы деятельности военно-врачебных комиссий (ВВК). По мнению министра, такие решения сделают невозможным коррупционные риски в военной сфере. Так ли это, и какие дополнительные риски несет цифровизация данной сферы – выяснял "Апостроф".
Отрыв от кормовой базы
Проблема коррупции в территориальных центрах комплектования и социальной поддержки (бывшие военкоматах) и в ВВК так уже навязла на зубах всего украинского общества, что одни из первых слов новоназначенного министра обороны Рустема Умерова не могли не касаться этой области.
"ВВК. Эта аббревиатура в сегодняшнем понимании должна остаться в прошлом. Задача: цифровизировать все процессы, запустить единый реестр призывников, который исключит какие-либо коррупционные риски. Digital. Все, что можно оцифровать, должны оцифровать. Вся информация о воине должна быть в digital: электронный военный билет, цифровизация ВВК и госпиталей, электронный журнал, отчет для военных", – сказал в ходе своего выступления в Верховной раде Рустем Умеров.
Читайте: Шварценеггеры закончились: почему в Украине мобилизуют ограниченно пригодных
Но смогут ли нововведения действительно исключить какие-либо коррупционные риски и победить взяточничество?
"Новый министр обороны немного преувеличил – исключить какие-либо коррупционные риски невозможно, коррупцию не смогли победить ни в одной стране мира. Другое дело – масштаб коррупции. В каких-то государствах она локализована в пределах 10-15 человек на самой верхушке, а где-то проходит до самых низовых ветвей власти, до самых мелких чиновников. Что касается военкоматов то да – цифровизация и прозрачность действительно будут способствовать уменьшению коррупционных рисков. Основные взятки берут на низовом уровне – в районных ТЦК. И лишение военкомовской вертикали "кормовой базы" действительно может стать эффективным средством против коррупции", – говорит "Апострофу" управляющий партнер в адвокатском объединении "Войченко и Дульский" Сергей Войченко.
Оцифрованные риски
Однако создание единого цифрового реестра военнообязанных несет и свои риски. Достаточно вспомнить медицинскую информационную систему Helsi – когда там появляются фейковые визиты к врачам, обследования, которых на самом деле не было, и анализы, которые пациенты не проходили. Где гарантии, что в цифровом реестре призывников не будут появляться какие-то левые записи, которые смогут повлиять на дальнейшую судьбу военнообязанного?
Но это еще не все.
"За год - с 24 февраля 2022-го по февраль этого года - в Украине официально зафиксировали более 2 тысяч кибератак со стороны россии на реестры с персональными данными граждан и информационные системы МИД, Минобороны и энергетического сектора", – намекает Сергей Войченко.
Читайте: Будут ли повестки в "Дие": эксклюзивный комментарий Минцифры по электронному военному билету
В учетных данных, которые хранятся в Территориальных центрах комплектования, содержится максимально полная информация о военнообязанных – состояние здоровья, где жил, где живет, родственники, семейное положение. И штатные айтишники российских спецслужб и российские хакеры (по некоторым данным, более 90% их контролирует ФСБ) могут доставить нам много неприятностей.
"Насколько я знаю, с самого начала большой войны российские специалисты пытались и пытаются проникнуть в базы данных военкоматов и в реестр МВД, где хранятся данные владельцев оружия. Чтобы их как-то использовать, возможно – кого-то ликвидировать и так далее. Единый реестр должен быть очень хорошо защищен. Вообще новые инициативы Умерова хороши, но они должны быть тщательно проработаны, иначе все это просто превратится в популизм и сильно ударит по авторитету нового министра обороны", – говорит "Апострофу" политолог Олег Лисный.
По его мнению, все инициативы Рустема Умерова насчет военкоматов должны сначала пройти юридическую проработку, затем техническую (особенно – с точки зрения защищенности систем от хакеров), и, что не менее важно – информационную.
"Гражданам надо объяснить, что к чему. Потому что не успел Умеров сказать насчет введения электронных военных билетов, как уже второй день в социальных сетях шум – мол, через приложение "Дiя" скоро будут присылать повестки. Оно вроде бы логично: цифровой документ – значит "Дiя". Военный билет – значит повестка. Но никто же этого не говорил. А слухи пошли. И люди могут просто начать сносить со своих смартфонов приложение, лишаясь множества полезных услуг", – говорит Олег Лисный.
Кстати, в Минцифре тоже несколько обескуражены.
"Идея с цифровизацией военного билета – не наша. И надо спрашивать у Минобороны – хотят ли там, что бы военный билет был в "Дiї", и прочее. К нам сегодня уже несколько изданий обращалось с просьбой прокомментировать заявление министра обороны, но пока что ничего прокомментировать мы не можем, для нас самих это, в общем-то, неожиданность. Если Минобороны к нам обратится, если будет что-то определенное, то Михаил Федоров сделает официальное заявление", – рассказывают "Апострофу" в Министерстве цифровой трансформации Украины.
Одним словом, Рустему Умерову теперь надо начать тщательно прорабатывать свои новые инициативы. Чтобы на старте военно-министерской карьеры не прослыть популистом.
Читайте: Отдельным категориям женщин хотят ограничить выезд из Украины: в ГПСУ дали подробное разъяснение