В стенах парламента началось рассмотрение правительственного законопроекта о мобилизации, вызвавшего огромный резонанс и шквал возмущения среди украинцев. И пока парламентарии думают над тем, какими должны быть ограничения для уклонистов, стоит ли вводить демобилизацию – появилась очередная мобилизационная инициатива. Ее суть состоит в том, что от мобилизации можно будет фактически откупиться. Идея не нова, ее начали озвучивать еще в начале широкомасштабной войны. А сейчас предложения звучат таким образом, кто платит больше налогов, тот может получить своеобразную индульгенцию от мобилизации. Почему нардепы и военные перебрасывают ответственность за вопросы мобилизации друг на друга и нужно ли в Украине вводить финансовый критерий для бронирования – в эфире Апостроф TV рассказал политолог Владимир Фесенко.
Вопрос мобилизации – это не политический футбол или пинг-понг. Здесь нет места перебрасыванию ответственности от одних к другим. Мобилизация – это не только вопрос военных. Это прежде всего государственная потребность и государственная обязанность, если речь идет о гражданах, которые не хотят подпадать под мобилизацию. Поэтому следует находить баланс интересов между военными потребностями и возможностями экономики для мобилизации.
Читайте: "Не будет людей, сами пойдете воевать": Залужный жестко обратился к нардепам
Также необходимо искать баланс интересов, связанных с социальной справедливостью, потому что появилась новая тема для дискуссии. Мол, кто платит большие налоги, того не нужно мобилизовать, а других можно – как-то это не совсем корректно.
Да, мобилизация – тема непопулярная, поэтому политики, и не только они, перебрасывают ответственность, но и военные тоже. Это принципиально неправильный подход, от которого нужно избавиться и немедленно. А то, что законопроект нужно доработать и существенно обновить - это должен быть общий продукт, за который должна быть общая ответственность.
Что касается санкций против уклоняющихся от мобилизации. Нужно найти баланс, потому что если не будет санкций вообще, то закон не будет работать. Над этим вопросом нужно поработать и в этом как раз состоит главный смысл работы депутатов. Надо понимать, какие права могут быть ограничены во время военного положения, а какие нельзя ограничивать.
В то же время нужно усилить мотивационную составляющую, чтобы у мобилизованных была определенная мотивация. Ведь мы понимаем, что принуждение будет неизбежно, потому что резерв добровольцев, к большому сожалению, почти исчерпан. И вот для тех, кого мобилизуют, и нужны льготы и бонусы – для них, для их семей.
Читайте: Откупиться от фронта: какую "броню" придумали власти для состоятельных
Что касается брони от мобилизации. В законе должно быть четко определено – кто и каким образом определяет группы населения или категории военнообязанных граждан, имеющих бронь от мобилизации. Должны быть квоты и для госструктур, и для бизнеса – по определенным профессиям. К примеру, в секторе энергетики нельзя мобилизовывать определенное количество людей, потому что это минимум, который нужен для функционирования этого сектора. Так же в транспортной сфере – в той же Одессе уже не хватает водителей автобусов. Да, водители нужны на фронте, но и в тылу они необходимы, в частности для грузовиков, поставляющих товары для военных и гражданских нужд. Здесь надо найти баланс.
И теперь по поводу брони, привязанной к уплате налога с доходов физических лиц. Этот критерий не корректен. Да, формально критерий является стимулом для уплаты налогов. Мол, платишь налоги и меньше шансов быть мобилизованным. Но это нарушение социальной справедливости. Ибо человек, имеющий определенные официальные доходы, формально откупается от мобилизации. А кто получает меньшую зарплату – будет мобилизован. А если этот человек выполняет значимые функции для государства, даже если зарплата невысокая? Потому это не правильный критерий.
Наивысший уровень бронирования должны иметь представители определенных профессиональных групп, в которых имеет наибольшую потребность государство. А не просто – уплатил налоги и ты свободен.
Если депутаты так хотят, чтобы кто-то мог откупиться от мобилизации, то пусть применят особый налог. Мол, человек, который считает, что не готов или не может воевать - пусть платит деньги государству на содержание воюющих. Я намеренно выдвинул такую контраверсионную идею, которая скорее напоминает средневековые индульгенции. Только тогда от грехов откупались, а теперь от мобилизации. И это как раз та же логика.
Вообще, нельзя применять сугубо экономические критерии для бронирования во время мобилизации. Надо прежде всего подходить с точки зрения общественных потребностей. Плюс те, кто работает нелегально – они за пределами контроля. И вот как раз в первую очередь должны подлежать мобилизации те граждане, которые не зарегистрированы в официальном секторе экономики.
Читайте: Есть восемь несовершеннолетних детей: украинца из Одессы не выпустили за границу из-за одного слова