В ноябре 2023 года военно-политическим руководством Украины принято решение о переходе к активной обороне. Тогда же президент Владимир Зеленский провел совещание, на котором были рассмотрены меры по строительству фортификационных сооружений. А после потери Авдеевки строительство оборонных укреплений стало еще более актуальным. Где и как возводится фортификационная линия, кто ее возводит, какие средства на это выделены и поможет ли она сдержать врага, разбирался "Апостроф".
Нужно закапываться
На оперативном совещании с военными в Запорожье, 30 ноября прошлого года, Владимир Зеленский отметил, что Украина входит в новую фазу войны, которая во многом будет зависеть от зимнего периода. Президент тогда подчеркнул, что Украине нужно строить оборонные укрепления в ускоренном режиме по всем основным направлениям, где "нужно усилиться". Такими направлениями, по словам Зеленского, должны были стать Авдеевское, Марьинское и другие направления в Донецкой области, а также Купянское направление в Харьковской области, в частности оборонная линия Купянск-Лиман.
"И вся Харьковская, и Сумская, и Черниговская, и Киевская, и Ровенская области, и Волынь. И также юг – Херсонская область", – добавил президент.
"Ничего страшного в переходе к обороне нет, - говорит в комментарии "Апострофу" содиректор программ по безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник, - это закономерная цикличность войны. Когда после наступления на определенном направлении исчерпывается ресурс, нужно остановиться, стать в оборону, нарастить силы, чтобы продвигаться дальше, тем более, что протяженность линии фронта более 1000 километров".
Читайте: Продвижение в никуда: чего добиваются оккупанты в районе Авдеевки
По словам Алексея Мельника, в 2022 году Украина провела успешную оборонительную операцию, вынудив российскую армию сделать так называемый "жест доброй воли" и отступить из Киевской, Черниговской, Сумской областей.
Собственно, уже после начала полномасштабного наступления в северных областях Украины создавалась разветвленная сеть инженерно-фортификационных сооружений, которые не раз демонстрировал тогдашний командующий Объединенными силами ВСУ генерал-лейтенант Сергей Наев.
По мнению советника городского головы Мариуполя Петра Андрющенко, приоритет номер один в городах, граничащих с линией фронта – закапываться.
"Потому что если мы не будем закапываться и закапываться – россияне продолжат продвигаться. Гораздо быстрее, чем в Авдеевке", - отмечает Андрющенко.
Он приводит в пример армию оккупантов.
"Для понимания, а как у них? Еще в августе на расстоянии более 20 км. от с. Никольское в сторону Бердянска не было ничего. С момента ухода из Работино здесь начали рыться. Уже к первому января этого года, всего за полные 4 месяца здесь линия обороны с противотанковыми рвами, подземными переходами, зубами дракона. Да, это четвертая линия обороны от админграницы Запорожской области до Мариуполя", - заметил советник главы Мариуполя.
Улучшить "линию Суровикина"
Говоря о том, какую линию украинских оборонных укреплений строить, эксперты обращают внимание на так называемую "линию Суровикина", возведенную оккупантами на захваченных территориях в Запорожской области.
Американский Центр стратегических и международных исследований отмечает, что "российские укрепления в Украине являются самыми масштабными оборонительными сооружениями в Европе со времен Второй мировой войны".
"Давайте, по-честному, россияне довольно грамотно подошли к инженерно-фортификационному оборудованию на южном направлении, — отмечал руководитель аналитического отдела фонда "Вернись живым" Антон Муравейник, - эта многокомпонентная линия обороны состоит из большого противотанкового рва, который не перескочишь на бронетехнике. Затем идет линия так называемых "зубов дракона" из бетонных пирамидок в три-пять рядов. И между этим есть минно-взрывные заграждения. И только после этого идет непосредственно линия окопов и траншей".
"Там построена классическая эшелонированная линия обороны, предусматривающая три стратегические линии, - заявил в комментарии "Апострофу" военный аналитик Петр Черняк, - Первая – это линия обеспечения 3-4 км шириной, усеянная минами. Здесь мы как раз прошли. Вторая линия также в пределах 3-4 км шириной - это главная линия, которая является огромной сетью окопов, блиндажей, огневых точек, оборудованных позиций для артиллерии и техники, а также тоннелей, сверху закрытых бетоном. Вот что они смогли сделать за время оккупации. И последняя линия – это тыловые склады ГСМ, снарядов и всего прочего, что необходимо для ведения боевых действий".
Участник российско-украинской войны на Донбассе, генерал Сергей Кривонос считает, что нам нужно возводить, что-то подобное "линии Суровикина".
"Это, несмотря ни на что, все же начать фортификационное оборудование территории Украины с таким расчетом, чтобы на любом клочке украинской земли, куда захочет идти враг (а у него еще есть такое желание), он сталкивался бы с достаточно большими проблемами по продвижению. Велосипед изобретать не надо, россияне во многих случаях копируют нас, так и мы должны скопировать россиян. Взять за основу, но еще улучшить ту же линию Суровикина", — заявил Кривонос.
Деньги есть
Понятно, что на строительство фортификационных сооружений нужны средства. И они у нас есть. Еще в марте 2023-го Кабинет министров Украины принял постановление, которым поручил Минобороны профинансировать строительство военных инженерно-технических и фортификационных сооружений администрациями областей. На бюджетную программу тогда было выделено миллиард гривен.
В течение минувшего года правительство выделяло регионам средства на строительство укреплений. Так, в ноябре Днепропетровской области выделили 12,5 млн гривен, а Сумской – больше 100 млн. В декабре Запорожской области выделили 31,7 млн. А летом Харьковская и Черниговская область получили на строительство фортификаций 1,2 млрд гривен.
В этом году суммы значительно возросли. Уже с начала 2024 года из резервного фонда госбюджета правительство направило на фортификации в Украине 20 млрд грн. Дополнительный ресурс из других источников финансирования составляет еще 10,7 млрд. грн. Так, областным военным администрациям передали более 16 млрд гривен на строительство укреплений. Из них: Запорожской области – 1,3 млрд грн, Харьковской области – 3,9 млрд грн, Донецкой области – 1,2 млрд грн, Херсонской области – более 1,2 млрд грн.
Распорядителями средств будут Минобороны, Госагентство восстановления и развития инфраструктуры, а также областные военные администрации.
В конце 2023 года Кабинет Министров принял разработанное Министерством обороны постановление, расширившее перечень государственных органов, которые могут закупать товары, работы и услуги для строительства военных инженерно-технических и фортификационных сооружений.
То есть, строительство оборонных сооружений будет обеспечиваться не за счет отдельной бюджетной программы, а в пределах расходов государственного и местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством. Также это постановление разрешает выплату аванса до 70% стоимости работ. По мнению чиновников, это поможет строителям строить фортификации быстро и, в частности, и в опасных зонах. Кроме того, установлен единый подход в проектировании, поскольку ранее фортификационные сооружения возводились несистемно.
Кто строит
В ноябре 2023 года при Минобороны была создана межведомственная рабочая группа, которая занимается изучением проблем строительства военных инженерно-технических и фортификационных сооружений.
Группа определила зоны ответственности при строительстве фортификаций.
Так, на первой линии обороны строительство фортификационных сооружений осуществляют военные подразделения; на второй-третьей – Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры Украины через привлечение частных подрядных организаций.
Военный обозреватель, майор запаса Нацгвардии Алексей Гетьман считает правильным подход, когда на первой линии укрепления строят военные, а на остальных гражданские подрядчики. "Они не должны знать, как построена фортификация, особенно на первой линии, чтобы не было утечек к врагу, – отмечает Гетьман. – Но привлекать их к работам на определенных участках – надо. Например, к строительству рокадных дорог. У нас есть частные компании, которые до войны занимались дорогами. Их опыт сейчас нужен ВСУ".
Согласен с этим утверждением и Алексей Мельник. "Те оборонные сооружения, которые построили россияне, созданы частными компаниями, – говорит эксперт – российское правительство таким образом еще и обеспечило гражданские компании военными заказами".
К строительству защитных сооружений в прифронтовых и приграничных регионах сейчас привлечены все области Украины. Об этом 19 февраля сообщил в Facebook заместитель руководителя Офиса президента Алексей Кулеба.
“Бригады из тыловых областей помогают строить линию обороны и военные инженерно-технические сооружения, обустраивать системы ограждений и т.д. Кировоградщина и Закарпатье помогают в Запорожской области. Тернопольщина и Львовщина – в Сумской. Бригады из Ивано-Франковской, Полтавской, Черкасской, Хмельницкой и Черновицкой областей – строят защиту в Донецкой области”, – написал он.
Об условиях работы на строительстве фортификационных сооружений написала Ивано-Франковская областная администрация, которая ищет туда работников.
"Заработная плата составит 20 тысяч гривен. Кроме того, людей обеспечат жильем и питанием. Те, кто согласятся помочь со строительством оборонных сооружений, получат отсрочку от призыва в период строительства", - сообщается на сайте администрации.
Как строят и поможет ли это
20 февраля Командование сил поддержки ВСУ обнародовало фотографии строительства оборонительных сооружений. На снимках видно, как они выглядят.
"Руками и металлом, мы создаем непробиваемые барьеры, стоящие между нашими войсками и русскими оккупантами. От углубленных окопов до минных полей мы роем землю и заливаем бетон, чтобы обеспечить нашим воинам лучшую защиту", - написано в сообщении под фото.
При этом в пресс-службе Командования сил поддержки ВСУ отметили, что "для безопасности операций и личного состава на фото убраны ориентиры для предотвращения определения геолокации".
Об активном строительстве оборонных укреплений рассказал на брифинге 21 февраля и глава Запорожской области Иван Федоров.
"Круглосуточно почти ведутся работы по строительству оборонительных сооружений, как военными, так и гражданскими подрядчиками. Конечно, детали мы раскрывать этой работы не будем, но копаем круглосуточно, делаем совершенно неожиданные вещи для врага, почти круглосуточно, большим количеством людей", - заверил Федоров.
То, что строительство оборонительных укреплений идет – это хорошо. Однако как показывает опыт обороны Авдеевки, российским оккупантам удалось пробить оборону украинских укреплений управляемыми авиационными бомбами КАБ. По Авдеевке, к примеру, их было сброшено около 300 штук.
В связи с этим возникает вопрос, помогут ли строящиеся оборонные укрепления защитить от КАБов.
"Удары КАБов эти оборонные сооружения не выдержат, - говорит в комментарии «Апострофу» директор научно-технического центра Академии строительства Украины Иван Перегинец, - Они защитят наших воинов от осколков, от дронов, от взрывной волны. А от прямого попадания КАБа они бесполезны. Но строить их, безусловно, нужно".
По словам эксперта, защитить от КАБов могут специальные бетонные бункеры.
"Нужно делать специальные расчеты мощности этих бомб и в соответствии с ними строить многослойные бетонные бункеры-норы. На всем расстоянии оборонительных сооружений такого, конечно, сделать нельзя, а в виде какого-то точечного пункта – вполне возможно. Кроме того, строить нужно под маскировкой, поскольку к***пы увидят и будут по ним бить еще на этапе строительства", - поясняет Иван Перегинец.
"Помешать противнику использовать КАБы прежде всего могут системы ПВО, но их не хватит на весь фронт, - отметил в комментарии, боец ВСУ, политолог Тарас Березовец, - КАБ – это не ракета или "Шахед". Рассчитать ее траекторию и увидеть полет – практически невозможно, ведь бомбу не видно на радарах. Можно увидеть только самолет, который подлетает, но не сам боеприпас. Поэтому КАБ физически невозможно сбить".
Иными словами, сбить можно только самолет, который является носителем КАБа. Но и здесь проблема в том, что ПВО всегда является приоритетной целью для врага и подводить ее близко к линии фронта не желательно.
Между тем, враг продолжает продвижение на запад от Авдеевки. Спикер ОСУВ "Таврия" Дмитрий Лиховой сообщил, что подразделения ВСУ отошли от села Ласточкино, чтобы организовать оборону возле сел Орловка, Тоненькое и Бердичи и не допустить дальнейшего продвижения россиян в западном направлении.
Младший сержант батальона БпАК, 3-й ОШБр Анатолий Никитин, который, как раз воюет на этом направлении в эфире "Общественного радио" сказал: "Враг очень давит, враг начал массированно использовать управляемые авиационные бомбы, так называемые КАБы, он их не жалеет. Враг пытается вытеснить нас, замысел его ясен. Он идет вдоль естественных препятствий, пытаясь взять такие населенные пункты, как Ласточкино, Первомайское, Орловка и т.д.".
Удастся ли Силам Обороны Украины задержать врага на новых оборонительных рубежах благодаря новым фортификационным сооружениям, станет ясно уже в ближайшее время.
Читайте: У них есть пыл и силы: что еще могут оккупировать россияне после Авдеевки