Систему высшего образования Украины в ближайшее время ожидают радикальные изменения. Верховная Рада планирует рассмотреть подготовленный правительством законопроект №10399 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о финансировании получения высшего образования и предоставлении государственной целевой поддержки его соискателям". О реформе высшего образования, а также об обязательной военной подготовке в вузах и стимулах для возвращения в Украину оказавшейся за границей из-за войны молодежи "Апострофу" рассказал заместитель министра образования и науки МИХАИЛ ВИННИЦКИЙ.
Читайте также: Сколько абитуриентов получат деньги от государства: Минобразования озвучило цифру
– Для чего понадобилось менять систему финансирования высшего образования?
– Система государственного заказа в сфере высшего образования досталась Украине еще от Советского Союза, и с тех пор оставалась практически неизменной. В СССР планы подготовки кадров составлял Госплан. Исходя из прогнозов, он делал заказы на необходимое количество специалистов по всем направлениям. А учреждения высшего образования, согласно этим планам, их готовили.
Сейчас эта система уже безнадежно устарела. Основная ее проблема – планирование. В условиях рыночной экономики государство не может точно предугадать, какие потребности будет иметь рынок труда через 5-10 лет. Поэтому фактически государственный заказ формировался исходя не из потребностей рынка, а из возможностей системы образования. Заказчики (министерства, к ведению которых относятся вузы) делали запросы в подведомственные им учреждения высшего образования, сколько и каких специалистов они могут подготовить, и на основе этого формировали планы.
- То есть правительство планирует совсем отказаться от госзаказа?
– Вовсе нет. Есть специалисты, потребность в которых можно достаточно точно предсказать. Есть, к примеру, нормативы, сколько врачей и учителей должно быть на определенное количество населения. Также Украине нужны специалисты в отраслях экономики, которые будут играть особую роль в восстановлении Украины – энергетики, строители, агрономы. Исходя из развития этих отраслей, мы можем приблизительно формировать планы подготовки.
В то же время очень трудно определить, сколько нам нужно журналистов, политологов, юристов, экономистов, IT-инженеров и так далее.
- Некоторые считают, что их уже слишком много.
– Это не так. Все профессии важны, поэтому нет вопроса, нужны ли они. Но мы не можем спрогнозировать конкретную потребность в таких специалистах на предстоящие годы. Поэтому одна из целей запланированной реформы - дать людям самостоятельно выбрать специальности, которые, по их мнению, нужны.
– Каким образом?
– Для этого планируется ввести разные формы финансирования высшего образования. На специальности, на которые есть постоянный спрос на рынке труда, сохранится государственный заказ. Планируется, что по нему будут получать образование около трети студентов. Их обучение будет полностью оплачиваться за счет государства.
А для других студентов будет введена система государственных грантов на образование. Она позволит абитуриентам поступать на такие специальности, которые они сами выбрали, исходя из своих планов на будущую деятельность. И при этом будут получать от государства грант, полностью или частично покрывающий стоимость обучения. Таким образом реализуется принцип "деньги идут за человеком".
Кроме того, такая система позволит расширить круг лиц, получающих государственную поддержку. Сейчас около 40% студентов учатся по государственному заказу на средства государства, а 60% - по контракту и полностью оплачивают стоимость обучения. Мы ставим перед собой задачу перевернуть это соотношение. Доступ к государственному финансированию получат не менее 60% студентов.
– Кто будет получать эти деньги?
– Они будут зачисляться на специальный счет студента, и потратить их можно будет только на оплату обучения. А уже какому вузу их перечислить, будет решать сам студент.
– А как будет определяться размер гранта?
- Это зависит от результатов, полученных на ВНО (внешнем независимом оценивании). Чем выше баллы, тем больше сумма гранта. Сейчас планируется, что она будет составлять от 15 до 50 тысяч гривен на каждый год обучения.
- Но ведь объективно существует разная стоимость обучения.
- Будут введены коэффициенты при расчете грантов для разных специальностей, которые будут учитывать стоимость обучения.
Попробую объяснить на цифрах. Только сразу замечу, что они абсолютно условны. Допустим, абитуриент получил на ВНО 165 баллов. Если он примет решение учиться на гуманитарной специальности, то грант на обучение составит 25 тысяч гривен. Если же на инженера или ветеринара, где обучение дороже, то уже 35 тысяч гривен.
– Стоимость обучения может отличаться не только в зависимости от специальности, но и от вуза. На одну и ту же специальность разные университеты могут выставить разную цену. Это будет учитываться?
– Нет. Грант выдается на определенную сумму. Абитуриент уже самостоятельно будет определяться, куда ему с этим грантом идти, учитывая все факторы, в том числе стоимость обучения. Например, образование по определенной специальности в университете Прикарпатья может быть дешевле, чем в Киево-Могилянской академии. И не потому, что его качество хуже, а потому, что Могилянка находится в престижном районе Киева, а Прикарпатский университет – в Ивано-Франковске.
Получив грант на определенную сумму, абитуриент может обнаружить, что он покрывает 80% стоимости контракта в одном заведении и 50% в другом. И тогда он будет решать для себя, может ли он доплатить большую сумму, чтобы учиться в Киеве, или согласиться на более дешевое заведение, расположенное в другом городе. По нашему мнению, это станет важным фактором поддержки региональных университетов, позволит поднять их конкурентоспособность в борьбе за студента с престижными вузами.
Читайте также: Вступительная кампания 2024: в Украине обновится формат и еще один предмет станет обязательным
За грант придется побороться
- Допустим, человек сдал ВНО не слишком успешно. Он получает грант, но он не покрывает стоимость обучения по выбранной специальности. Что ему предлагается делать?
- Действительно, государство намерено помогать большему количеству студентов, но при этом во многих случаях грант не будет покрывать полную стоимость образования. Так что доплатить разницу студенту придется самостоятельно. Источники финансирования могут быть разные. Могут помочь родители. Или студент может устроиться на работу и заработать нужные средства. Кроме того, законопроект предусматривает возможность получения льготного кредита.
– Кто будет выдавать такие кредиты?
- Банки. Предполагается, что они будут выдаваться по льготной схеме под 5-10% годовых. И возвращать такой кредит человек будет уже после окончания учебы, когда получит работу.
- Будет ли система грантов распространяться на второе высшее образование?
- Гранты будут выдаваться только на первое образование. Однако мы понимаем, что иногда человеку нужно получить дополнительную квалификацию или вообще сменить профессию. И в этом случае ему тоже может потребоваться государственная поддержка. Законопроект предусматривает такой инструмент как ваучер.
– Что он будет собой представлять?
- Человек, который чувствует, что ему нужно дополнительное образование, может обратиться за помощью в центр занятости. И если он решит, что это действительно целесообразно, то выдаст ваучер на образование по определенной специальности. С ним человек сможет обратиться в вуз, который предоставляет такое образование. А государство по ваучеру перечислит деньги на обучение. Так же и центр занятости сам может предложить человеку возможность получить новую профессию, которая поможет успешнее искать работу.
Подобная система, только для рабочих профессий, недавно уже начала работать на основе центров занятости. И показывает очень хорошие результаты, давая людям, у которых есть проблемы с трудоустройством, получить профессии, пользующиеся спросом на рынке труда.
– Как, по вашему мнению, новая система финансирования изменит ситуацию в сфере высшего образования?
– Думаю, это будут принципиальные изменения. Учебные заведения окажутся в гораздо более конкурентной среде. Они не получат деньги напрямую от государства, а им нужно будет убедить абитуриентов, что гранты или ваучеры нужно принести именно к ним.
В свою очередь, студент, поставленный в положение, когда он сам оплачивает образование, будет более тщательно выбирать место обучения. На его выбор будет влиять ряд важных факторов – рейтинг вуза, качество образования, уровень научных исследований, статистика трудоустройства выпускников, международные связи. И для того, чтобы привлечь студентов, а с ними и финансирование, вузы будут конкурировать, повышая все эти показатели.
Различные способы финансирования позволят дать людям более широкие возможности при получении образования. Те, что хотят стабильности и гарантий занятости, смогут учиться на бюджете. Те, что хотят реализоваться в новых сферах, могут свободно выбрать специальность и получить материальную поддержку через государственный грант и льготные кредиты. А взрослые люди, которые хотят усовершенствовать свою квалификацию или получить новую специальность, получат такую возможность через ваучеры.
Читайте также: Как абитуриенты будут выбирать специальность в 2024 году: Минобразования озвучило ответ
Учился бесплатно – отработай
- Студенты, которые будут учиться по государственному заказу, окажутся в наиболее комфортной ситуации - их обучение будет оплачено государством полностью. Будет ли это налагать на них какие-нибудь обязанности?
– Да. Поскольку они учатся по заказу, государство будет ожидать, что они по окончании вуза будут работать именно по специальности, которую получили. Поэтому после прохождения половины образовательной программы (по большинству специальностей бакалавриата это два курса – "Апостроф") студенту будет предлагаться первое рабочее место, куда он будет направлен по окончании обучения. И он будет заключать контракт с будущим работодателем.
– Сколько выпускник должен будет отработать на этом предприятии?
– Три года.
- Это очень похоже на возвращение к распределению студентов, которое существовало в Советском Союзе.
– Такие ассоциации возникают у многих. Однако есть существенная разница. Советское распределение было разновидностью закрепощения. Человека направляли на работу, и отказаться было нельзя. В нашем случае государство оставит за студентом выбор. Соглашаться на первое рабочее место не обязательно. И если студент не заключает контракт, то у него не потребуют возврата денег, уже потраченных на его обучение по государственному заказу. И из вуза его не исключат. Однако продолжить обучение он сможет уже только на контрактной основе, самостоятельно оплатив его стоимость.
Кроме того, для студентов, согласившихся на первое рабочее место, будет существовать определенный материальный стимул. После того, как они заключат соответствующий контракт, их стипендия будет повышена до уровня минимальной зарплаты, которая будет действовать на тот момент (в настоящее время эта сумма составляет 7100 гривен – "Апостроф").
– Первые рабочие места будут предоставляться только в государственном секторе?
– Оператором этой программы будет Государственная служба занятости. Она будет собирать данные о потребностях экономики в подготовке специалистов по госзаказу. Конечно, в первую очередь, она будет обращаться в государственные органы. Но не только. По замыслу, любое предприятие, в том числе и частное, сможет предоставить информацию о своих будущих потребностях в специалистах и готовности предоставить им первое рабочее место.
Кроме того, закон предусматривает не только государственный, но и региональный заказ. Областные органы власти также смогут сформировать заявки, исходя из потребностей и перспектив местного бизнеса.
– Но зачем государству готовить работников для частного бизнеса за счет налогоплательщиков?
- Государство заинтересовано в том, чтобы деньги тратились максимально эффективно, и люди, подготовленные за счет бюджета, сразу после окончания вуза приступали к работе именно по специальности, по которой их готовили. Поэтому, если человек гарантированно получит работу в частном секторе, это полезно и для экономики, и для государства. Хотя реально, я думаю, в начале работы этой системы подавляющее большинство мест все же будет в государственном секторе.
– Льготы на обучение останутся?
– Сейчас льготы в сфере высшего образования предусмотрены большим количеством различных законов и подзаконных актов. Законопроект упорядочивает этот вопрос, и содержит полный перечень категорий населения, которые имеют право на льготы. При этом все льготные категории остаются, никого не предполагается лишать их.
– В пояснительной записке к законопроекту говорится, что по окончании вуза работать по специальности устраиваются всего 20% выпускников. Не свидетельствует ли это, что наша система образования работает в значительной степени вхолостую?
- Образование в любом случае не бывает лишним. Я уверен, что одна из причин, почему Украине удалось остановить российское нашествие, – то, что у нас очень высокообразованное население. И мы не имеем права терять это преимущество. Напротив, его нужно усиливать, увеличивая уровень образованности.
А что касается статистических показателей, то на них можно посмотреть и с другой стороны. 90% выпускников вузов быстро находят себе работу, хотя далеко не все по специальности, которая указана в их дипломах. Это говорит о том, что проблема у нас не с качеством образования, а с планированием госзаказа – его структура не отвечает потребностям государства и экономики. Именно на решение этой проблемы и направлена реформа.
К тому же, честно говоря, нам пора уже отходить от мысли, что высшее образование – это только подготовка к профессиональной деятельности. Это, конечно, важная, но не единственная его функция. Высшее образование готовит человека к жизни в обществе, формирует субъектного гражданина, способного понимать окружающий мир и принимать сознательные решения. И Украина, которая является сегодня форпостом демократии и в будущем должна создать передовую постиндустриальную экономику, нуждается именно в таких гражданах. Это, возможно, даже более важная функция образования, чем просто профессиональная подготовка.
– Население Украины сокращалось и до войны, а после начала полномасштабного вторжения за границу выехало несколько миллионов сограждан. Не нужно ли нам в связи с этим сокращать систему высшего образования?
– У нас сейчас около 160 государственных учреждений высшего образования, из которых 130 находятся в ведении Министерства образования. Помимо них есть также коммунальные и частные вузы – их вместе еще примерно столько же, сколько государственных. И сегодня этого количества для Украины действительно слишком много. На них не хватает студентов. Сейчас среднее количество студентов на одно учреждение в системе МОН составляет 5700 человек. Тогда как оптимальным показателем для функционирования университета считается 10 тысяч студентов.
Это совсем не значит, что мы должны закрыть все небольшие вузы. Некоторые из них по своей природе должны иметь небольшой контингент. Например, в консерватории никогда не будет 10 тысяч студентов. Также большую ценность имеют университеты в небольших городах, которые являются центрами науки и культуры (как, например, Глуховский университет или Острожская академия).
Но в больших городах нужно укрупнять учебные заведения таким образом, чтобы они могли обеспечить достаточный выбор дисциплин, надлежащее финансирование учебного процесса и научных исследований. Поэтому сейчас идет оптимизация сети государственных вузов. Происходит в среднем два слияния в месяц.
- Есть много вопросов относительно частных вузов. Многие не имеют необходимой материальной базы и преподавательского состава. И, по сути, их деятельность сводится к торговле дипломами.
- Сразу замечу, что среди частных заведений есть очень качественные и престижные университеты, известные на всю страну. К ним нет никаких вопросов. Однако многие действительно не могут обеспечить качественного образования.
– И что государство намерено с этим делать?
– С ними разбирается рынок. Люди заинтересованы за свои деньги получить необходимые им знания. Так что те вузы, которые не могут этого обеспечить, теряют студентов и закрываются. Когда-то частных вузов было больше сотни. Сейчас осталось 90, и процесс сокращения продолжается.
Военная подготовка для всех
– В проекте нового закона о мобилизации есть и статьи, посвященные высшему образованию. В частности, по введению военной подготовки для всех студентов.
– Сейчас я бы не хотел подробно этот вопрос комментировать, поскольку работа над законопроектом и соответствующими изменениями в системе образования продолжается, и окончательные решения по многим вопросам еще не приняты.
Однако совершенно очевидно, что система военной подготовки в высших учебных заведениях должна коренным образом измениться. Ведь мы нуждаемся в офицерах нового образца, вооруженных самыми современными знаниями, в том числе по стандартам НАТО. И унаследованные нами от Советского Союза военные кафедры не способны удовлетворить эти потребности. Именно поэтому мы работаем вместе с военными над созданием новой системы военной подготовки в вузах. Планируется разделить аудиторную часть обучения (так как современная военная техника нуждается в глубоких знаниях) и полигонную. Аудиторную будут проводить гражданские преподаватели университета. А полигонную, которая предполагает чисто военные навыки, – офицеры. Причем не пенсионеры, как это было на советских военных кафедрах, а действующие офицеры (возможно, те, кто имеет педагогическую квалификацию), способные заинтересовать студентов военным делом и подготовить будущих офицеров.
– Специальные кафедры существуют далеко не во всех вузах. Между тем, предполагается, что военную подготовку будут проходить все студенты.
– Да, систему придется радикально расширять. Это вопрос, над которым мы активно работаем совместно с Министерством обороны. Думаю, на первом этапе в городах будут созданы единые подразделения, где будут учиться студенты из всех местных вузов. Конечно, это не касается Киева, Львова и других мегаполисов, где одним учебным заведением не обойдешься.
– Военная подготовка будет распространяться только на ребят?
- Этот вопрос также обсуждается, поэтому сейчас нельзя говорить, каким будет окончательное решение.
- Сейчас из-за войны за рубежом оказалось много украинских детей. Что мы можем предложить им, чтобы они вернулись учиться в Украину?
- Мне кажется, что "проблема невозвращения" несколько преувеличена. У нас сейчас очень много сообщений, когда женщины, которые выехали за границу и, возможно, охотно бы там остались, возвращаются домой потому, что этого требуют их дети. Есть также статистика, которая показывает, что подавляющее большинство студентов, в частности ребят, выехавших за последние два года по программам мобильности в европейские и северо-американские университеты, также возвращаются для завершения обучения здесь. Поэтому, думаю, большинство уехавших вернутся назад.
- Однако иностранные университеты сейчас прилагают усилия, чтобы завлечь талантливую украинскую молодежь.
- Не похоже, чтобы эти усилия были слишком эффективными. В прошлом году национальный мультипредметный тест (НМТ, временная замена ВНО в связи с войной - "Апостроф") писали около 260 тысяч человек. Из них 20 тысяч – из-за границы. Писали дети, которые находились в Европе, США, Австралии, по всему миру. Понятно, что нет смысла писать этот тест, если ты не собираешься поступать в украинский вуз. Так что очевидно, что эти дети и их родители думают о возвращении на Родину.
К тому же мы можем ожидать не только нашу молодежь. К Украине имеют интерес очень много иностранцев, молодых людей в возрасте 20-35 лет, которые стремятся к самореализации и не могут этого добиться в своих странах. Конечно, сейчас они не приедут. Но как только прекратятся военные действия, мы увидим большие очереди людей, которые будут ехать в Украину именно за самореализацией - учиться, работать, основывать собственные предприятия...
- Вряд ли Украина может привлечь жителей Европы привычным для них комфортом...
– Конечно нет! Но давайте вернемся на 150 лет назад. Люди со всей Европы ехали в Америку. Они искали комфорт и стабильность? Очевидно, что нет. Эти люди стремились к новым возможностям и самореализации. Такой контингент в Европе есть и сейчас, однако уезжать в Америку сейчас для них нет смысла. А Украина как раз может дать им возможности, которые они ищут.
И сегодня мы думаем о том, как сделать наши университеты центрами притяжения для таких энергичных людей. Если нам это удастся, Украина станет новым фронтиром, который позволит людям добиться успеха. Я в это верю, потому что сам такой: более 20 лет назад иммигрировал из Канады в Украину, потому что здесь огромные возможности. Не верю в собственную уникальность. Но верю в уникальную привлекательность Украины и нашей будущей системы образования.
Читайте также: В Украине будут реформировать военные кафедры: что должно измениться