Правительство Украины предлагает существенно увеличить акцизы на бензин и дизель, что приведет к росту стоимости горючего. "Апостроф" выяснял, зачем властям понадобился такой шаг, к чему он приведет, и сколько, в конечном счете, придется платить на АЗС.
Налоговая евроинтеграция
На фоне сокращения иностранной помощи украинское правительство ищет способы пополнения бюджета за счет внутренних источников. Одним из таких способов должно стать повышение акцизов на автомобильное топливо – Кабинет министров разработал законопроект, предусматривающий их постепенное увеличение в течение ближайших пяти лет.
Помимо того, что принятие закона может дать дополнительные поступления в бюджет, оно еще и является частью программы евроинтеграции Украины.
"В соглашении об ассоциации Украины с ЕС есть обязательство по гармонизации отечественного налогового законодательства с европейским, - рассказывает в комментарии для "Апострофа" руководитель специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. - В частности, там речь идет и о введении в Украине по крайней мере, минимальных ставок (акцизов), установленных Еврокомиссией. Конкретных сроков, когда это должно быть сделано, соглашение не содержит, однако в любом случае в процессе подготовки к вступлению в ЕС Украине нужно провести такое повышение".
Читайте: Бить или не бить: что делать Украине с российскими НПЗ
Если правительственный законопроект будет принят Верховной Радой, то наиболее резкое повышение акцизов ждет владельцев авто с дизельными двигателями. Топливо для них подорожает на 237% – с нынешних 139,5 евро до 330 евро за 1000 литров в 2028 году. Акциз на бензин будет расти не столь быстро. За пять лет он увеличится на 68% – с 213,5 евро до 359 евро за 1000 литров. В такой же пропорции увеличится и акциз на альтернативное горючее – со 162 евро до 272,4 евро за 1000 литров.
Наиболее снисходительно правительство отнеслось к сжиженному газу. Для него акциз к 2028 году вырастет с нынешних 52 евро до 70 евро за 1000 литров – всего на 35%.
Планируется, что первый этап повышения пройдет уже в нынешнем году. С 1 июля акциз на бензин должен повыситься до 242,6 евро (на 14%), на дизель – до 177,6 евро (на 27%), на автогаз – до 55,6 евро за 1000 литров (на 7%).
Увеличение акцизов конечно приведет к росту стоимости горючего.
"Если законопроект будет принят в таком виде, как он представлен правительством, то со второго полугодия 2024 года из-за повышения акцизов себестоимость бензина повысится на 1,5 гривны за литр, дизеля - на 1,1 гривны, а газа - на 18 копеек, - сказал в комментарии изданию директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.- А до 2028 года в результате всех запланированных повышений цена бензина должна вырасти на 7,3 гривны, а дизеля - на 9,6 гривны за литр. В то же время, сжиженный газ подорожает только на 0,9 гривны" (эти подсчеты сделаны исходя из текущего курса евро – "Апостроф").
Такое распределение акцизов эксперт считает несправедливым, поскольку при нем получается, что владельцы бензиновых и дизельных автомобилей вносят значительный вклад в финансирование государственного бюджета, тогда как те, кто установил газобаллонное оборудование, от этой функции практически освобождены.
"Это тем более странно в военное время, когда правительство ищет дополнительные источники финансирования бюджета, - говорит Сергей Куюн. - И при этом оно предлагает оставить фактически внутренний налоговый оффшор для покупателей сжиженного газа. Вместо этого логично было бы ввести справедливые акцизы, когда все владельцы автомобилей платили бы примерно одинаковые суммы за единицу энергии, независимо от того, на каком именно горючем они ездят".
Ссылки правительства на опыт европейских стран, где акциз на газ также значительно ниже, чем на бензин и дизель, эксперта не убеждают: "Во многих странах Европы действительно установлены низкие акцизы на газ, в каких-то странах он вообще равен нулю. Это связано с тем, что в Европе этот вид топлива практически не используется. Поэтому и нет смысла устанавливать высокие акцизы на то, чего не существует. Однако для нас этот опыт не годится, поскольку в Украине автомобили, которые ездят на газе, занимают довольно значительную долю рынка".
По словам Куюна, европейское законодательство не содержит жестких требований относительно того, какими должны быть размеры акцизов. Еврокомиссия устанавливает только минимальные значения, и при этом никто не запрещает устанавливать их на каком-либо более высоком уровне. Поэтому в разных странах ЕС акцизы на бензин, например, колеблются от 300 до 1000 евро за 1000 литров. Так же никто не может запретить Украине установить более высокий акциз на сжиженный газ, который лучше отвечал бы текущим реалиям отечественного рынка.
"Если этого не сделать, то диспропорция между ценами на газ и бензин в результате внедрения правительственного плана только вырастет, – говорит эксперт. – Это подтолкнет значительное количество людей к переходу на газ и, соответственно, к сокращению поступлений в бюджет от продажи бензина".
Налог на вред
Впрочем, европейские законодатели и отечественное правительство при установлении размеров акцизов на разные виды горючего руководствуются другой логикой.
"По своей природе акциз – это специальный налог на вредные товары, цель которого – сдерживание их потребления, – объясняет Геннадий Рябцев. – Поэтому он взимается с табачных и алкогольных изделий. А также – с автомобильного горючего, которое наносит вред окружающей среде. А поскольку сжиженный газ дает значительно меньшее количество вредных выбросов, то и акцизы на него устанавливаются на более низком уровне, что позволяет поддерживать более низкую цену на него, и таким образом стимулировать переход на более экологическое горючее".
Вот почему существует значительный разрыв в размере акцизов между бензином и дизелем с одной стороны и автогазом с другой. И в ходе предложенного правительством повышения этот разрыв только увеличится. Если сейчас акциз на газ равен примерно четверти акциза на бензин, то в 2028 году он будет меньше уже в пять раз.
Безусловно, изменения в налогообложении автомобильного топлива имеют гораздо более далеко идущие последствия, чем ценники на АЗС. Ведь транспортная составляющая является важной частью цены практически всех товаров. Поэтому предложенные изменения, которые приведут к удорожанию горючего, отразятся и на общем уровне инфляции, и на темпах экономического роста страны.
"Налоги в разной степени влияют на экономическое развитие, - объясняет "Апострофу" эксперт CASE Украина Владимир Дубровский. - Наиболее вредными в этом отношении являются налоги на труд и доходы (ЕСВ, НДФЛ). Меньше всего влияют на рост налоги на ресурсы (например, налог на землю). С этой точки зрения акцизы на горючее занимают промежуточную позицию - они тормозят рост, но их влияние достаточно ограничено" .
В то же время, нет уверенности в том, что повышение акцизов приведет к пропорциональному росту доходов бюджета.
"Исследования показывают, что как правило повышение акцизов выше определенного предела приводит к миграции бизнеса в "тень" и сокращению налоговых поступлений, - говорит Владимир Дубровский. - Поэтому для увеличения поступлений в бюджет не достаточно просто увеличить акциз - нужно иметь возможность взимать его со всех участников рынка".
По словам эксперта, в последнее время ситуация с администрированием налогов в топливном секторе улучшилась: если в 2021 году в "тени" находилось около 30% рынка, то сейчас этот показатель снизился до 12-13%. И если государству удастся сохранить это соотношение, то увеличение акцизов действительно даст дополнительные поступления в бюджет, но если нет – то только приведет к росту доли "теневого" рынка.
Читайте: Атаки дронов по НПЗ "переписали" бюджет РФ: доходы стремительно падают