RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Нам говорили, что Украины уже нет: боец ВСУ о битве за Мариуполь, выживании в "Азовстале" и пытки в плену

В ноябре 2021 года 18-летний Максим пошел на срочную службу и попал по распределению в Мариуполь

Максим Рудень Максим Рудень (справа) Фото: из личного архива

Семья Руденив из Сумщины – уникальный пример патриотизма и стальной несокрушимости. И это не просто громкие слова. Сразу три брата в семье: Сергей, Артем и Максим встали на защиту Украины в первые дни полномасштабного вторжения. В этой истории мы расскажем историю самого младшего из братьев – Максима Руденя, который принял бой за Мариуполь, получил тяжелое ранение, выжил в бункерах "Азовстали" и прошел ад плена.

На войну в 18 лет

Максим Рудень стал военнослужащим Нацгвардии как раз накануне "большой" войны. Парень повторил путь двух старших братьев, защищавших Украину со времен АТО. В ноябре 2021 года Максим пошел на срочную службу. Ему было всего 18 лет. Затем военный попал по распределению в Мариуполь.

Парень признается, что тогда, зимой 2022 года, не верил в "майские шашлыки" и отдавал себе отчет, что Россия готовится разжечь пожар большой трагедии.

"Я так и думал, что это случится. Но верить не хотелось", - говорит Максим.

Читайте: Болгарка не завелась, тогда россияне взяли бензопилу и стали отрезать мне кости – история десантника ВСУ

24 февраля 2022 года юноша находился на боевых позициях.

"В этот день я был в наряде. Вдруг у нас раздалась боевая тревога, я получил дополнительный боекомплект и пошел в бой", - вспоминает Максим Рудень.

Подразделение, в котором служил Максим Рудень

Боец вспоминает, что с первых дней "полномасштабки" намерения врага в отношении приморского города были понятны – стереть Мариуполь с лица земли.

"Обстрелы начались сразу и сразу они стали уничтожать микрорайон "Восточный". Дома были повреждены, еще и авиация начала сбрасывать по нам ракеты и бомбы. Им было все равно что бомбить. Какие там военные объекты... Они по части попали только через несколько недель, когда там уже никого не было. А так – все гражданская инфраструктура и жилые дома", - говорит Максим.

Задача – выжить

Парень продержался до апреля 2022 года, а затем получил тяжелое ранение: бойца догнал танковый снаряд.

"Это произошло в частном секторе. Враг в то время как раз начал свою атаку. Мы отбивались и сначала все было нормально, а потом выехал танк... Я в этот момент был на позиции под одним из домов и танк попал как раз в дом", - объясняет военный.

Обломками от снаряда Максиму критически изуродовало руку. Конечность обвисла как кнут и была полностью недееспособна.

"У меня из руки буквально вырвало 5 сантиметров кости и мышцы на правой руке. Ну и, конечно, получил контузию", - вспоминает защитник.

Собратья быстро затащили Максима в дом и оказали первую помощь. Далее парня эвакуировали в бункеры "Азовстали", где скрывались военные и гражданские. Люди там выживали из последних сил: перевязка ран раз в неделю и обезболивающие, которые делали из чая.

"Там, где я был, это был глубокий бункер с несколькими входами. В одной части бункера оборудовали кухню, а в отдельном крыле была реанимация, где делали операции и ампутации. Всего нас было около 200 человек", - вспоминает военный.

Максим Рудень

Впрочем, не было и дня, чтобы россияне не пытались уничтожить мариупольский "остров" несокрушимости. Максим говорит, что для этих целей враг использовал весь арсенал дальнобойного оружия: артиллерию, минометы, авиационные обстрелы.

"У врага была такая тактика: они несколько раз били в одно и то же место, чтобы стены бункера обваливались и под завалы попадали люди", – объясняет защитник.

Однажды не выдержал и бункер, где с ранением скрывался и Максим.

"Туда было два прилета и сразу минус кухня и реанимация. И когда кухня была разрушена, то стало еще труднее: приходилось носить еду из других бункеров. И в сутки у нас был стограммовый стаканчик каши, вот и вся еда", - рассказывает парень.

В конце концов оккупационная военная машина продавила сопротивление Мариуполя и украинские военные получили приказ сложить оружие, чтобы сохранить жизнь. "Азовсталь" Максим покинул 18 мая 2022 года. Выходил с другими бойцами… сразу в плен.

"Терял надежду на освобождение"

Защитника этапировали в Еленевку – пресловутую 120-ю колонию в Донецкой области, где в июле 2022 года оккупанты убили 50 военнопленных.

"Первые два месяца в Еленовке мы спали на полу, ведь барак был переполнен. Чувствуешь себя как в консервной банке. Только тяжелых "трехсотых" положили на кровати. Медицинской помощи с их стороны, конечно, никакой. Только помогали наши ребята, такие же пленные", - напоминает Максим условия содержания.

Затем нашего героя вместе с другими пленниками увезли в Россию в Волгоградскую область.

"И если в Еленовке еще хоть как-то кормили… Ну более-менее. То когда перевезли в Россию, стало все плохо: по две ложки пищи пару раз в день", - говорит защитник.

На территории РФ уже начались пытки, избиения и жесточайшее психологическое давление.

"Рассказывали, что половину Украины они уже захватили и ничего от нее не осталось, ни света, ни воды нет… пустыня", - вспоминает военный.

Максим откровенно признается, что иногда терял надежду на увольнение.

"Тяжелее всего в плену - это незнание того, когда ты вернешься домой и вообще вернешься ли", - говорит он.

Впрочем, Максиму повезло: 29 октября 2022 парня обменяли в Запорожской области. Правда, даже в день обмена оккупанты не отказали себе в извращенном удовольствии поиздеваться над украинскими военными.

"На аэродроме нам говорили, что ведут нас на расстрел. Да еще и подогревали ситуацию, мол, что вы такого сделали, что вас хотят расстрелять", - вспоминает боец.

Сейчас Максим находится в реабилитации. Молодому человеку сделали операцию и пересадили часть кости.

"Да еще минимум три года нужно, чтобы восстановить руку и ее функции", – объясняет Рудень.

На реабилитации находится и средний брат парня Артем, получивший ранение позвоночника.

"Матери очень тяжело, хоть мы со средним братом уже не на службе. У меня проблемы с рукой, у него с ногами и он передвигается на коляске", - говорит Максим.

Тем не менее, несмотря на все испытания, через которые уже прошла и продолжает проходить семья Руденов, парень уверяет, что украинский народ обречен на победу. Иначе – никак.

"У нас есть мужество, смелость и наш народ не собирается отдавать земли, которые по праву наши. Если это произойдет, это будет началом конца нашей нации. А мы казацкого рода и нам нет перевода", - резюмировал Максим Рудень.

Получить помощь украинцам с инвалидностью можно на сайте организации EnableMe Ukraine. Вы можете задать вопросы эксперту и получить бесплатную помощь в сообществе EnableMe.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів