Военно-политическое руководство Украины активно занимается поиском новых систем противовоздушной обороны. Так, Зеленский в очередной раз заявил о неотложной необходимости в защите украинских городов от российских ударов. К тому же последние ракетные удары показали, что наша страна нуждается и в новых системах, и в ракетах к уже имеющимся. Что может измениться в ближайшее время и на кого следует рассчитывать в вопросе получения ПВО – в эфире Апостроф TV рассказал директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.
Воздушные силы уже отреагировали на ситуацию с ракетными обстрелами, отметив, что есть большой дефицит противоракет. Плюс запасы ПВО истощаются и из-за событий на фронте, поскольку россия очень активно использует авиацию. Плюс россия значительно увеличила обстрелы: только с начала года оккупанты запустили по территории Украины около тысячи ракет и 2800 дронов типа "шахед". Все это свидетельствует об истощении нашей ПВО.
Читайте: Ситуация критическая: кто спасет Украину системами Patriot
Что касается поисков, то есть четыре страны, которые могут нам сразу что-нибудь передать. Однако в целом речь может быть только об эгоизме Европы, потому что мы знаем, что та же Германия имеет 10 батарей Patriot, а еще Польша, Румыния. Я уже не говорю о таких странах, как Греция, которая вообще нам не настроена помогать. Есть много стран, у которых имеются эти системы.
Кроме того, не стоит сосредотачиваться именно на системах Patriot, потому что есть и другие системы ПРО, намного превосходящие Patriot. Мы не говорим сейчас о Израиле. Но европейские страны НАТО, имея возможности влиять на другие страны, вполне способны подвинуть в очередь третьи страны и сосредоточиться на закупке новейших систем, в том числе и для Украины. Речь о южнокорейских системах. Плюс есть целая серия новых достижений, которые были бы важны для Украины. Те же Штаты сейчас испытывают лазерные системы противодействия дронам на Ближнем Востоке. Почему бы не попытаться использовать такие системы в Украине? Плюс есть оружие на новых физических принципах микроволновых технологий, которое также применяется прежде всего против дронов. Но, возможно, такое оружие будет действовать и против ракет.
Сейчас нужны усилия всей Европы, чтобы осуществить невозможное в этих вопросах. Вот тот же Египет отказал в передаче оружия как Украине, так и россии. Но ЕС внес многомиллиардный вклад для спасения экономики Египта, так что можно было бы рассчитывать на повторный запрос относительно египетских систем. Они советские, но почему бы и нет. Плюс улучшились отношения США и Турции. К примеру, турки рассчитывают получить F-35, так почему бы нам не поднять вопрос получения российских систем ПРО С-400 "Триумф", закупленных Турцией.
Читайте: Уничтожение Трипольской ТЭС – как защитить энергетику от новых мощных ударов
То есть существует большое количество возможностей, которые Европа сейчас не до конца использует. И прежде всего, Европа сейчас не желает отдавать свое. Но это очень опасные решения. Если Европа сегодня откажет Украине, то завтра сама будет этими системами бороться с путинской захватнической войной. А поскольку мы очень связаны с европейским сообществом, то Европе следует ускорить работу в направлении военно-технического сотрудничества. К примеру, уже идут переговоры по производству ракет малой и средней дальности. И в конце апреля будут какие-то решения по этому поводу. Речь идет о мощных ЗРК, которые могут появиться в Украине.
Сейчас ключевое – выиграть время и удержать поле боя до конца 2024 года. Поскольку уже в начале 2025 года должны заработать новые производства как чисто европейские, так и в рамках украинско-западного военно-технического сотрудничества. При этом есть определенные моменты, связанные с зависимостью от Китая в отношении определенных комплектующих. Но очень скоро пройдут мощные переговоры между Шольцем и Си Цзиньпином, после чего китайский лидер улетит в Париж на переговоры с Макроном. То есть мы сейчас на этапе очень больших перемен.
Враг сейчас именно поэтому максимально обстреливает нашу инфраструктуру, потому что мы находимся в переломном моменте. А лето будет самым критическим за всю новейшую историю Украины.