Рассматривая перспективу службы в Национальной гвардии Украины, важно помнить, что это не только правоохранительная силовая структура, но и возможность стать частью большого братства защитников родной земли. Именно так считает боец спецподразделения "Омега", попросивший называть себя Игорем. Спецназовец поделился с "Апострофом" своими впечатлениями о боях в Харькове и о влиянии, которое военная служба оказывает на гражданское население.
"Среди людей, незнакомых с реалиями Национальной гвардии, часто распространяются ложные представления о ней как о бывших Внутренних войсках, хотя это сейчас очень далеко от истины. На самом же деле, после того, как бывшим Внутренним войскам в 2014 году предоставили новые функции, да еще и усилили добровольцами, которые пошли в бой прямо с Майдана, нацгвардейцы успешно выполняют боевые задания на самых горячих участках фронта, получают за это самые высокие государственные награды. Примером является военнослужащий (в то время) срочной службы, Герой Украины, солдат Роман Гломба, на южном направлении сбивший шесть самолетов и одну крылатую ракету (в том числе три самолета – в течение месяца). С другой стороны, я часто думаю: а может, это и хорошо, что о спецназе НГУ известно так мало? Ведь успех сделки измеряется результатами, а не количеством рекламы", – говорит Игорь.
Сам Игорь, присоединившийся к Национальной гвардии Украины добровольцем в 2015 году, прошел через многочисленные испытания в зоне АТО/ООС в Луганской области, где выполнял различные обязанности, включая дежурство на блокпостах, разминирование территории и охрану стратегических объектов. Важно помнить, что даже в самые трудные моменты, когда ситуация на фронте напряжена, чувство важности каждого военнослужащего придает уверенность и силу, говорит он. Также стоит отметить атмосферу взаимоподдержки и взаимопомощи, которая помогает каждому солдату Национальной гвардии Украины найти свое призвание и почувствовать себя полезным для общества.
Уже 24 февраля Игорь участвовал в отпоре полномасштабного вторжения РФ под Харьковом, где вместе с товарищами впервые столкнулся с российскими колоннами. В частности, мой собеседник организовывал блокпост на Окружной, который должен был обеспечить защиту областного центра от вторжения, и еще тогда пообещал рассказать о деятельности спецназовцев. Однако из-за напряженности и интенсивности боевых действий на передовой наши разговоры были ограниченными. Итак, как только мы случайно встретились, я использовал эту возможность, чтобы попросить его поделиться своими воспоминаниями о первых днях широкомасштабной войны.
– Нельзя утверждать, что противник действовал беспорядочно и неумело. На более поздних этапах мы изучали документы, найденные у пленных российских военнослужащих, и они свидетельствовали о детальной подготовке их операции. К примеру, Псковские десантники, занявшие оборону в харьковской 134-й школе на улице Шевченко, имели четкий план продвижения через город и превращение школы в опорный пункт. Однако все они бесславно погибли в этой школе – около тридцати человек – так и не получив подкрепления. Последние прыгали с крыши горящего здания в противогазах, в которых держались до последнего. Их бросили на произвол судьбы, тем самым развенчав миф, мол, "русские своих не бросают". Таких же "своих" они бросали тридцать лет назад в Грозном – это типичный стиль действий для этих орков.
А еще на Окружной дороге под Харьковом они выставили временный блокпост, который должен обеспечивать проход в город основной большой колонны, однако не ожидали тот маневр, который провели мы – на бронетранспортерах ворвались в их боевой порядок с фланга. Это, вероятно, было очень зрелищно: как многотонные БТР-4 на скорости около ста километров в час мчатся, чтобы выйти врагу во фланг. Такого ни в каких фильмах не увидишь! Российский танк совсем не ожидал атаки из нашего направления, даже пушка у них поначалу была развернута в другую сторону. Хотя россияне все же успели раз выстрелить по нам, пока наш офицер 2-го отдельного отряда спецназначения, оператор-наводчик пушки Валера Жук не уничтожил сначала танк, а затем и МТЛБ и КАМАЗ за ним. Между тем, наш десант спешился, личный состав спецподразделения вступил в стрелковый бой с пехотой ордынцев. В итоге те, кому удалось выжить, были взяты в плен. А колонну бронетехники, застрявшую при входе в город, потом сожгла артиллерия из нашей же гвардейской бригады "Спартан".
Читайте: Второе сражение за Харьков будет переломным - ветеран украино-российской войны
Потом был еще бой на "Розе ветров" , где в марте россияне не оставляли попыток наступления на Харьков. Коптеров у нас тогда практически не было, проводили физическую разведку, что было связано с особым риском. Наш офицер Александр Орлов, выдвинувшись на разведку на гражданской машине, неожиданно заехал к посадке, где накопились танки с бурятскими экипажами, даже с одним из бурят встретились взглядом. Но оккупанты совершенно не заподозрили, что в машине мог находиться военный.
И даже в такой экстремальной ситуации Александр Александрович действовал уверенно, сохраняя спокойствие и, обретя ценную информацию, вернулся к своим собратьям. К сожалению, Александра Орлова уже нет среди нас: он погиб во время обороны Харькова в стрелковом бою с московитскими спецназовцами, посмертно ему присвоено высокое звание Героя Украины.
Мой собеседник вспоминает людей, которые по состоянию здоровья не признаны годными к военной службе, но правдами и неправдами протискивались в боевые части и там находили специальность себе по душе.
"Мой лучший друг еще из гражданской жизни, имевший определенные изъяны зрения, специально вернулся из-за границы и буквально настоял на том, чтобы его взяли в НГУ. С тех пор он отличился при обороне Бахмута, попадал под фосфорные бомбы на Южном направлении, но со временем достиг того, что минометный расчет под его командованием стал одним из самых лучших", - говорит Игорь.
– На мой взгляд, гражданские граждане Украины способны недооценивать свои возможности, как тот Ярема Галайда у Шевченко: не знал, выросшие крылья серомаха, что небо достигнет когда полетит… Почему-то многие уверены, что я, мол, не военный, у меня , значит ничего не получится… Выйдет! Сейчас ситуация значительно лучше, чем в 2022 году, когда добровольцы получали оружие, и практически сразу шли выполнять боевые задания. Сейчас для новичков есть и время на обучение и, разумеется, профессиональные наставники, которые помогут им раскрыться наилучшим образом.
Уже через пять недель базовой общевойсковой подготовки эти люди меняются на глазах, а потом их еще ждут недели боевого согласования в воинских частях. Профессиональная подготовка снайперов или танкистов и других узких специальностей длится, конечно, дольше, а в спецподразделениях существует еще более жесткий отбор, подтверждение квалификации, получение навыков, умений. Но даже попадание в отряд специального назначения не делает тебя спецназом: чтобы быть принятым в коллектив, могут понадобиться годы. А что вы хотите? Мы больше чем товарищи, мы – военные собратья, братство которых скреплено взаимным доверием, которое нарабатывается годами. Поэтому коллектив здесь – это вторая семья.
Что, по мнению Игоря, отличает Национальную Гвардию от других украинских вооруженных формирований, так это короткое плечо между руководством и военнослужащими, где солдат может быть услышан на всех уровнях, а доступность руководства, в свою очередь, помогает решать проблемы, как говорится, "с колес". Также в частях НГУ предоставляются не только все возможности для службы, но и создаются лучшие условия для безопасности и эффективности выполнения задач. Благодаря высококачественному снаряжению и оснащению гвардейцы могут чувствовать себя более защищенными и готовыми к любым вызовам. Кроме того, в Нацгвардии существуют программы помощи для военнослужащих, оказавшихся в сложных ситуациях и предоставление им необходимой поддержки для дальнейшего развития и успешного несения службы. Такие условия делают службу в НГУ привлекательным выбором для тех, кто ищет не только возможность служить, но и желает профессионально развиваться.
«А еще стоит упомянуть, что Нацгвардия еще лучше обеспечена, и у нас работает система логистики - быстрого принятия решения».
Как уже говорилось, в 2014 году Национальной гвардии Украины добавили новые функции к уже существовавшим в мирное время, однако и предыдущие обязанности никто не отменял. Поэтому Нацгвардия занимается и тем, что не свойственно другим военным подразделениям: несет охрану, осуществляет конвоирование осужденных, охраняет общественный порядок – то есть здесь она больше похожа на французскую жандармерию, или итальянских карабинеров.
– То есть после войны, а эта война обязательно закончится нашей победой, у бойцов Национальной гвардии не будет проблем с интеграцией в мирную жизнь?
– Конечно. Сейчас, пока у нас такая напряженная ситуация, все мысли о победе над врагом. Есть даже такая поговорка: "граждане служат к пенсии, а военные - к победе". Поэтому мало кто задумывается, что будет после нее. А будет большая демобилизация, и перед многими встанет вопрос получения новой профессии или восстановления уже забытых навыков, поиска места работы. Этих проблем точно не будет у НГУ, которое в мирное время будет востребовано так же, как и в военное. Мы и сейчас шутим, что загруженность в гвардии не 24/7, как у всех остальных, а 25/8 – и нет никаких оснований считать, что после победы она станет меньше.
– То есть, думаешь, что можно рекомендовать Национальную гвардию, как лучший вариант для молодежи?
– Скажем так: уж, наверное, ни у кого нет сомнений в том, что пройти через военную службу придется большинству представителей и представительниц нашего с вами поколения. Так какой смысл ожидать визита из ТЦК, когда уже сейчас можно выбрать для службы удобное и высокопрофессиональное подразделение? В НГУ же можно смело выбирать любую из созданных в ней бригад. Вступление в Национальную гвардию – это не только путь к службе, но и возможность стать частью большого коллектива, работающего во благо Украины и нашего будущего. Здесь каждый может найти свое место и стать весомым звеном в общей цепи безопасности и защиты.
Итак, если вы ищете вызовы, возможности для профессионального роста и возможность служить своей стране, то вступление в Национальную гвардию Украины может быть именно тем, что вам нужно. НГУ – это не только военная служба, но и шанс внести вклад в безопасность и защиту Украины от внешних угроз. Служба в гвардии требует смелости, преданности и готовности работать в условиях высокого стресса, но также предоставляет невероятные возможности для личного и профессионального развития. Если вы готовы принять этот вызов, Национальная гвардия Украины ждет вас.
Читайте также: Пограничники подняли флаги в трех селах Харьковской области: видео