В Украине хотят сделать торговлю подержанными автомобилями более цивилизованной. Предполагается, что такие машины будут реализовываться через автосалоны, которые, в свою очередь, должны будут платить с соответствующих продаж налоги. "Апостроф" выяснял, насколько жизнеспособной является эта инициатива, и подорожают ли в результате автомобили.
Рынок вырастет вдвое
Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №9083, цель которого – облегчить для специализированных предприятий торговлю подержанными автомобилями. Суть документа в том, что он позволит таким предприятиям приобретать автомобили не как транспортные средства, а как товар, который подлежит продаже, и это должно упростить бюрократические процедуры, связанные с такими операциями.
"На сегодня автосалон может выкупить автомобиль только как транспортное средство, — пояснил в комментарии для "Апострофа" глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. - Это влечет за собой обязанность зарегистрировать его в ТЦК, а также в главном сервисном центре МВД. А потом, когда на авто находится покупатель, нужно снова снять его с учета и оформить на нового собственника".
По словам эксперта, все эти бюрократические процедуры достаточно обременительны, требуют времени и стоят денег. И поэтому почти все предприятия, которые занимаются перепродажей автомобилей, не выкупают машины официально, а используют "схемы", позволяющие избежать лишних хлопот. В основном они берут у продавца генеральную доверенность на авто, которая дает право продать автомобиль от имени владельца, или выкупают его на имя физического лица, как правило, кого-то из сотрудников фирмы.
Читайте: Владельцам авто могут выписать штраф из-за цвета машины: как избежать наказания
Сложность процедур регистрации приводит к тому, что на рынке подержанных автомобилей в Украине почти не присутствуют специализированные предприятия, и практически все машины продаются из рук в руки физическими лицами. По крайней мере, так выходит по документам, поскольку даже если автодилер и занимается перепродажей, он официально среди участников сделки не значится. Соответственно, автотрейдеры не платят налоги с этих операций.
Между тем, налогообложение продаж автомобилей на вторичном рынке могло бы стать довольно значительной статьей налоговых поступлений и поддержать национальный бюджет в то время, когда международная финансовая помощь Украине сокращается.
"В условиях войны поступления в государственный бюджет Украины от автомобильного рынка стали вторыми по величине после поступлений от бизнеса, связанного с торговлей нефтепродуктами, — написала в своем телеграмм-канале народный депутат Ирина Геращенко. - А объемы торговли подержанными авто как минимум в 18 раз превосходят продажу новых. При этом в 97,8% случаев покупателями были физические лица".
В прошлом году рынок подержанных автомобилей сильно просел, однако в нынешнем он демонстрирует стремительный рост. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что если в прошлом году в Украине было продано 780 тысяч автомобилей, то в нынешнем году продажи ожидаются почти вдвое больше — на уровне 1,5 миллиона. И, конечно, государство было бы не прочь получить от этих операций налоги. По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, от продажи автомобиля "в белую" государство получает в среднем 19,8 тысячи гривен, тогда как от продажи "в черную" - ничего.
Предполагается, что в случае вступления в силу нового закона автодилеры получат возможность показывать свои операции по купле-продаже подержанных автомобилей в официальной бухгалтерской отчетности и уплачивать с них налоги. И это могут быть значительные суммы.
Конечно, получить в этом году налоги с продажи 1,5 миллиона автомобилей не получится, да и вряд ли машины будут продавать исключительно через автосалоны. Поэтому возьмем для расчетов более реалистичную цифру – 500 тысяч. Если налоговые поступления от продажи одного автомобиля составляют около 20 тысяч гривен, получим в общей сложности 10 миллиардов гривен потенциальных доходов бюджета.
Кто заплатит
Тем временем, пока власти подсчитывают будущие прибыли, главный вопрос, который волнует владельцев и покупателей автомобилей, состоит в том, за чей счет будет пополняться бюджет, и как это в конечном счете отразится на стоимости автомобилей.
"Вероятно, цены на авто в салонах будут несколько выше, чем у перекупщиков или частных лиц" , - сказал в разговоре с "Апострофом" директор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий.
Впрочем, по его словам, от салонов можно будет ожидать более качественного сервиса.
"В салоне покупатель будет знать, что авто проверено на предмет того, что оно не находится в угоне, что он сможет безопасно его испытать, и что ему предоставят определенные гарантии подготовки его к продаже. А расчет можно будет осуществить через банк", - объясняет эксперт. .
В свою очередь, Олег Назаренко считает, что роста цен на вторичном рынке авто не должно произойти.
"Данный закон не запрещает гражданам продавать автомобили из рук в руки или пользоваться услугами перекупщиков, как они это делают сейчас, он только позволяет автодилерам также присоединиться к этому рынку, - объясняет эксперт. - И понятно, что если салоны будут предлагать машины дороже, чем перекупщики, то покупатели к ним просто не придут. Так что вряд ли дилерам удастся повысить цены".
Поэтому сейчас очень сложно спрогнозировать, насколько популярной станет в Украине идея продавать и покупать подержанные автомобили через специализированные салоны. Тем более что за несколько десятилетий в стране были налажены действенные механизмы соответствующей торговли.
Кроме того, украинцы с подозрением относятся к подобным инициативам власти.
"Этот закон лоббируют автодилеры и импортеры, которые всегда выступают против интересов людей, - тех, кто хочет приобрести в Украине доступные авто, - заявил "Апострофу" адвокат общественной организации "Авто Евро Сила" Иван Казачук. - Поэтому вряд ли этот закон направлен на то, чтобы предоставить этим людям дополнительные возможности удовлетворить свои потребности".
Таким образом, вовсе не исключено, что украинцы продолжат по старинке продавать и покупать подержанные автомобили – из рук в руки, а государственный бюджет останется без миллиардных налоговых поступлений.
Читайте: В Украине с 1 мая обновили ПДД: о чем нужно знать водителям