В 2025 году в Украине запланировано проведение пенсионной реформы. Как ожидается, речь идет о давно назревшем введении накопительного уровня пенсионной системы. "Апостроф" разбирался, какую реформу подготовили в правительстве, когда она реально сможет заработать, и какое ко всему этому имеет отношение продолжающаяся третий год война.
Пенсионная реформа в Украине должна начаться в следующем году. Это следует из проекта государственного бюджета страны на 2025 год, который в доработанном виде был подан Кабинетом министров в Верховную Раду в ноябре.
Согласно проекту госбюджета, реформа должна быть введена с 1 июля 2025 года.
Проведение пенсионной реформы согласовано с Международным валютным фондом (МВФ), который продолжает оказывать Украине финансовую поддержку.
Назревшая реформа
Ожидаемую пенсионную реформу можно разделить на две части. Первая связана с так называемыми " спецпенсиями", которые получают бывшие военные, силовики, прокуроры, судьи, народные депутаты. По состоянию на сентябрь 2024 года, "спецпенсии" в Украине получали более 777 тысяч человек, что составляет 7,5% от общего количества пенсионеров в стране (10,3 миллиона).
"Специальными" такие пенсии являются не только потому, что они гораздо больше обычных, но еще и потому, что они назначаются специальными законами.
Именно поэтому в проекте бюджета на следующий год говорится, что перерасчеты пенсий лицам, которые получают пенсионные выплаты по "специальным" законам, должны осуществляться на общих условиях. Соответствующий закон ожидается к июлю 2025 года.
Но основная часть реформы – это, безусловно, введение накопительного уровня пенсионной системы.
На самом деле, накопительная пенсия в Украине - это боль, которая не проходит уже много лет, так как, несмотря на многочисленные планы и, что самое важное, несмотря на большую необходимость, она все никак не внедряется.
До сих пор в нашей стране фактически функционирует один уровень пенсионной системы – солидарный, это когда, грубо говоря, те, кто работает, обеспечивают тех, кто получает пенсии. Но из-за демографических проблем, на которые накладываются тяготы войны (гибель и увечье воинов, эмиграция молодежи и так далее), солидарная пенсионная система уже не справляется, а добровольная накопительная система (третий уровень пенсионной системы) охватывает очень небольшое количество людей. И потому только введение обязательной накопительной пенсионной системы (второй уровень) может хоть как-то улучшить ситуацию.
Накопительная пенсионная система финансируется за счет соответствующих взносов, при этом, в отличие от солидарного уровня, эти взносы направляются не в Пенсионный фонд для финансирования текущих пенсий, а на персональный счет работника, который, по идее, должен стать основой его будущей – накопительной – пенсии.
Законопроект подготовлен
Министерство социальной политики Украины уже подготовило законопроект "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении".
Документом предлагается уменьшить ставку единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (единого социального взноса, ЕСВ), который сегодня составляет 22% от дохода работника и уплачивается его работодателем (самозанятые сами платят ЕСВ на уровне 22% от минимальной зарплаты).
В рамках реформы планируется снизить ЕСВ в первый ее год до 17%, во второй – до 16% и в третий – до 15%, после чего он останется на этом уровне.
Также запланировано, что обязательный накопительный взнос для работников будет составлять 1% от базы начисления накопительного взноса (зарплата, основная и дополнительная, другие виды дохода от выполнения работ, предоставления услуг) в течение первого года с даты начала уплаты накопительных взносов в систему общеобязательного накопительного обеспечения, 2% – в течение второго года, 3% – в течение третьего года и в последующие годы.
Работники также могут делать дополнительные – добровольные – накопительные взносы, которые также составляют 1%, 2% и 3% соответственно в течение первого, второго и третьего (и далее) годов с начала уплаты накопительных взносов.
Для работодателей обязательный накопительный взнос за каждого работника также составляет 1% от базы начисления накопительного взноса в течение первого года с даты начала уплаты накопительных взносов, 2% - в течение второго года, 3% - в течение третьего года и в последующие годы.
При этом обязательный накопительный взнос уплачивается работодателями в составе единого взноса, в то время как для работника накопительный взнос не является частью единого взноса.
Для самозанятых установлены такие же ставки накопительных взносов, базой их начисления является размер текущей минимальной зарплаты. При этом cамозанятые имеют право отказаться от уплаты обязательного накопительного взноса.
Дополнительный налог
Таким образом, как видим, взносы работодателей в результате внедрения накопительного уровня пенсионной системы не будут увеличены – они даже станут меньше за счет снижения ставки ЕСВ.
А вот для работников накопительные взносы станут, по сути, дополнительным, хоть и небольшим, налогом.
Если возьмем для примера человека, получающего минимальную зарплату, которая сегодня составляет (и, согласно планам правительства, в течение следующих трех лет также будет составлять) 8000 гривен, то в первый год действия реформы он будет отчислять только по 80 гривен ежемесячно, во второй – по 160 гривен, в третий год и дальше – по 240 гривен.
Если месячный заработок человека составляет, например, 10 тысяч гривен, соответствующие взносы будут 100, 200 и 300 гривен. При зарплате в 20 тысяч гривен – 200, 400 и 600 гривен.
Не будем также забывать о добровольных взносах. Если человек захочет их платить, через два года после начала действия пенсионной реформы его общие накопительные взносы будут составлять 6% от доходов. Для тех, кто получает 10 тысяч гривен, это будет 600 гривен, для тех, у кого зарплата 20 тысяч гривен – 1200 гривен, а для тех, кто зарабатывают 100 тысяч, то это уже будет 6000 гривен.
Очередная "бурная деятельность"?
Будет ли введена пенсионная реформа в указанные сроки, - вопрос открытый. Ведь, как упоминалось раньше, попытки внедрить накопительную пенсионную систему предпринимаются, по крайней мере, с 2019 года, а в последний раз соответствующий законопроект подавался в Верховную Раду в конце 2023 года, но был признан недоработанным.
Кроме того, представители власти неоднократно заявляли, что накопительный уровень пенсионной системы будет введен уже после войны. Неужели в украинском правительстве надеются, что к июлю 2025 года война закончится? Или, возможно, в планах на следующий год вообще нет внедрения накопительного пенсионного уровня, и все ограничится косметическими изменениями в рамках солидарной системы, что и будет названо реформой?
"Такие поручения (по введению пенсионной реформы с июля 2025 года) бессодержательны, - заявил "Апострофу" бывший министр социальной политики и вице-премьер Украины в 2014-2019 годах Павел Розенко. - Это такая имитация бурной деятельности. Дело в том, что они сами не могут придумать, а те наработки, которые были раньше, они просто игнорируют. Пять лет никто не связывал властям руки, чтобы делать реформу, и вряд ли стоит сейчас чего-то ждать".
По его словам, позицию нынешнего правительства по пенсиям можно понять, исходя из его решения заморозить социальные стандарты, в частности, прожиточный минимум, на три следующих года (речь идет о Бюджетной декларации на 2025-2027 годы, утвержденной Кабмином - "Апостроф").
"Это ударит по пенсионерам непосредственно (к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц привязана минимальная пенсия – "Апостроф"), – говорит Розенко. – То есть, с одной стороны красивые слова, а с другой – конкретные действия. Так что я не вижу в нынешней ситуации никакого шанса на принятие законопроекта о накопительной системе".
Уменьшатся ли пенсии?
Однако, если все же согласиться с тем, что речь идет о введении именно обязательной накопительной пенсионной системы, к законопроекту, который разработало Министерство социальной политики, тоже есть вопросы.
"На сегодняшний день уменьшение ЕСВ без роста экономики приведет лишь к сокращению поступлений Пенсионного фонда, и это приведет к тому, что пенсионные выплаты будут замораживаться, - объясняет Павел Розенко. - ЕСВ целесообразно обсуждать относительно уменьшения только тогда, когда экономика растет, чтобы уменьшение ЕСВ компенсировалось ростом заработных плат".
Таким образом, не получится ли так, что до того времени, как украинцы начнут получать выплаты в рамках накопительного уровня, а это, конечно же, произойдет не сразу, солидарные пенсии не будут индексироваться и даже начнут уменьшаться?
"Понятно, что пенсии уменьшать не будут - Конституция запрещает в первую очередь. А во вторую очередь - социальный взрыв. Поэтому пенсионерам можно не беспокоиться, - успокаивает в разговоре с изданием основатель инвестиционной группы "Универ", эксперт по пенсионным вопросам Тарас Козак. - Что касается того, где брать деньги - Пенсионный фонд дефицитный, ЕСВ не хватает, государственный бюджет ежегодно финансирует сотни миллиардов гривен для покрытия его дефицита".
Кроме того, в Минсоцполитики "Апострофу" сообщили, что, по крайней мере, в 2025 году перерасчет пенсий в сторону увеличения запланирован.
"Показатель будет зависеть от уровня инфляции и среднего роста заработной платы, с которой уплачивают единый социальный взнос. Окончательные данные о проценте повышения могут быть уточнены ближе к дате индексации, поскольку они зависят от экономических показателей на начало 2025 года", - говорится в ответе министерства на наш официальный запрос.
Медлить больше нельзя
В любом случае, введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы уже, как говорится, давно назрело, и сегодня является, без преувеличения, критически важным.
"Покупательная способность пенсий постоянно падает, и без внедрения накопительной части уже не выглядит так, что поколение, родившееся в конце 1990-х, будет иметь пенсию, - говорит Тарас Козак. - Поэтому нужно идти за лучшими мировыми практиками и строить трех-, а лучше пятиуровневую пенсионную систему (в дополнение к стандартным трем уровням еще базовый или нулевой уровень, а также четвертый, нефинансовый уровень – "Апостроф"), как это рекомендует Всемирный банк" .
Совершенно понятно, что тем, кому сегодня 20, 30 и даже 40 лет для того, чтобы получать достойную пенсию в будущем, крайне необходимо будет делать накопительные взносы, но как быть с теми, кому сейчас 50+?
"Часто люди работают после 60 лет, и я считаю, что это правильно, что часть зарплаты идет на накопительную систему столько, сколько человек работает, - говорит Тарас Козак. - Мы сейчас ориентируемся на то, что пенсия в 60 лет, в 63 года (а также в 65 лет при недостаточном страховом стаже – "Апостроф"), но поскольку у нас очень плохая демографическая ситуация, и она будет ухудшаться, нагрузка на государство будет очень сильно расти. Поэтому возможно впервые я об этом заикнусь – возраст выхода на пенсию будет ближе к 70 годам, а не к 60, независимо от того, нравится это кому-то, или не нравится. Суровая действительность заставит любую власть, даже самую популистическую, увеличивать пенсионный возраст".
Украина же и так потратила зря очень много времени, так и внедрив обязательную накопительную пенсионную систему.
"Сегодня приняли закон, а через два месяца начали платить взносы – такое невозможно. Нужна огромная подготовительная работа на разных уровнях, это полтора-два года, поэтому раньше 1 января 2027 года я даже не представляю. Но сам закон нужно принимать уже, потому что эти полтора-два года начинаются с момента принятия закона. Чем дольше мы откладываем принятие закона, тем позже мы начнем делать накопительные взносы", - резюмировал Тарас Козак.