В минувшее воскресенье на Донбассе подорвался автомобиль Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. В результате взрыва погиб сотрудник миссии – гражданин США. Эхо происшествия разнеслось по всему миру, но заставит ли эта трагедия западных политиков пересмотреть основы урегулирования конфликта на Донбассе, разбирался "Апостроф".
Снова ДРГ
Взрыв произошел 23 апреля в районе села Пришиб Луганской области. По словам первого заместителя главы миссии Александра Хуга, шесть сотрудников ОБСЕ на двух бронированных автомобилях осуществляли патрулирование этого населенного пункта. По предварительной версии, один из автомобилей патруля наехал на мину. "В результате взрыва погиб один член патруля – гражданин Соединенных Штатов Америки. Двоих других членов патруля – граждан Германии и Чехии – доставили в больницу в Луганске для дальнейшего медицинского осмотра", - пояснил Александр Хуг.
Замглавы миссии добавил, что дорога, по которой двигался патруль ОБСЕ, находится в непосредственной близости от линии соприкосновения, однако ранее по ней безопасно передвигались как патрули мониторинговой миссии, так и автомобили местных жителей. "Мин там не должно было быть вообще", - подчеркнул Хуг, напомнив, что, согласно Минским соглашениям, устанавливать минно-взрывные заграждения запрещено, а те взрывные устройства, которые были установлены ранее, необходимо демонтировать.
Несмотря на то, что подрыв автомобиля произошел на территории, подконтрольной вооруженным формированиям "ЛНР", в ОБСЕ воздержались от конкретных обвинений в адрес боевиков. А вот сами боевики уже успели озвучить свою версию трагедии: по сообщению так называемого "министерства госбезопасности "ЛНР" во всем виновата (кто бы мог подумать!) украинская диверсионно-разведывательная группа. В свою очередь главарь луганских боевиков Игорь Плотницкий намекнул, что наблюдатели ОБСЕ сами виноваты в инциденте. "Этой трагедии можно было бы избежать при условии согласования сотрудниками миссии своих маршрутов с нашими силовыми структурами", - заявил Плотницкий.
Кроме того, Плотницкий в своем заявлении акцентировал внимание на одной интересной детали: "Этот взрыв не просто унес жизнь человека, но и поставил под удар всю республику", - отметил главарь боевиков. То, что Плотницкий называет "ударом по республике", спустя несколько часов после трагедии обсудили в телефонном разговоре президент Петр Порошенко и Госсекретарь США Рекс Тиллерсон. "Президент Украины предложил активизировать рассмотрение вопроса о размещении на Донбассе международного миротворческого контингента под эгидой ООН", - рассказали в пресс-службе президента.
Очевидно, что введение миротворцев на Донбасс поставит крест на "молодых республиках". Соответственно, это отчетливо понимают не только боевики, но и их начальство в Кремле. Так, в МИД РФ уже назвали произошедшее провокацией, "нацеленной на подрыв процесса урегулирования конфликта на Донбассе. Очевидно, что подобные инциденты и общая эскалация напряженности выгодны тем, кто не заинтересован в выполнении политических, экономических и гуманитарных положений минского "Комплекса мер", - отметили российские дипломаты.
В ответ наши дипломаты назвали трагедию в Луганской области "подтверждением попыток Москвы и ее марионеток запугать наблюдателей ОБСЕ, свести на нет усилия Украины и СММ по стабилизации ситуации на линии разграничения".
Однако точку в дипломатических войнах поставили в Госдепе США, призвав именно Россию повлиять на сепаратистов для проведения прозрачного расследования причин трагедии.
Кому выгодно
После трагедии российские СМИ наперебой с боевиками стали тиражировать версию о том, что, если кому и выгоден взрыв автомобиля ОБСЕ, так это Украине, ведь после происшествия Порошенко вновь актуализировал тему миротворцев ООН на Донбассе. Например, главарь донецких боевиков Александр Захарченко заявил: "Я неоднократно говорил о том, что со времени поражения в первой военной кампании Киев всеми силами старался втащить в наш конфликт третью силу, то есть иностранцев. Будь то миротворцы или международные полицейские силы".
Однако, по словам замдиректора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антона Михненко, обольщаться насчет миротворцев ООН не стоит. "Ранее этот вопрос поднимался неоднократно, но не думаю, что сейчас Украина приблизилась к введению миссии под эгидой ООН, - говорит "Апострофу" эксперт. – Не уверен, что будет принято решение о выделении средств на мандат другой миссии, кроме ОБСЕ. Для этого нужно большое количество людей, на заседании Совета безопасности ООН страны должны дать свое согласие на размещение международной миссии ООН в этом регионе. Это такая большая волокита, что я сомневаюсь насчет того, что международное сообщество пойдет на решение вопроса именно в таком ключе. Но в то же время очевидно, что этот инцидент должен подтолкнуть международное сообщество к тому, чтобы гораздо более внимательно следить за ситуацией на Донбассе".
В том, что Россия гарантированно не пропустит через Совбез ООН решение по миротворцам, уверен и экс-глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж. Впрочем, эксперт отмечает, что после трагедии с миссией ОБСЕ активизация Запада, в частности США, в конфликте на Донбассе обеспечена.
"До этого США даже не определились в спецпредставителе по Украине. Раньше была Виктория Нуланд, а сейчас этот вопрос поставлен чрезвычайно актуально, - поясняет "Апострофу" Маломуж. – Украине следует ожидать возобновления интереса ЕС в системном формате и отдельных его лидеров, в первую очередь Германии. Также возможно изменение форматов контроля, связанного с обстрелами, неотводом тяжелого вооружения, непроведением разминирования и контроля над боевыми структурами, которые сейчас перемещаются в зоне АТО. Понятно, что РФ будет всячески противодействовать представительству военных сил ООН на Донбассе, но расширение международного мандата ОБСЕ и его полномочий, увеличение количества наблюдателей и участие в этом формате США – все это предпосылки к более существенному контролю, но, к сожалению, не полному урегулированию конфликта".
Но если Украина остается без миротворцев и получает лишь перспективу более деятельного участия Запада в конфликте, которое, как мы знаем, может измеряться по шкале от "обеспокоенности" до "глубокой обеспокоенности", то выгода России от взрыва автомобиля ОБСЕ выглядит куда более существенной. Во-первых, это своеобразное "указание" наблюдателям передвигаться "нужными" маршрутами и не лезть, куда не просят. Не случайно в этом контексте обращение Плотницкого, мол, предупреждали же согласовывать маршруты патрулей с нами, и заявление так называемого "командующего оперативным командованием ДНР" Эдуарда Басурина о том, что наблюдатели "отклонились от маршрута".
Кроме того, по словам экс-заместителя начальника Генштаба ВСУ Игоря Романенко, для России лучше вообще вывести ОБСЕ за скобки конфликта на Донбассе. "В таком случае у Украины ограничатся возможности показать на международном уровне преступления РФ, и это будет явным ослаблением позиции Украины, - поясняет "Апострофу" Романенко. – Посмотрите на суд в Гааге: по финансированию терроризма Россией у Украины не хватило доказательств. Кроме того, украинская сторона ранее работала над тем, чтобы мониторинг ОБСЕ был круглосуточный, ведь обстрелы начинаются вечером, когда наблюдатели расходятся по своим гостиницам, и завершаются только утром. Вопрос этот изучался, но конкретного решения так не было принято, а после этих событий вообще становится вопрос безопасности мониторинговой миссии".