RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Наивный человек и плохо относится к Майдану: интересные данные о шпионе из Кабмина Гройсмана

Шесть странных моментов громкого шпионского дела

Шесть странных моментов громкого шпионского дела Фото: Станислав Ежов / "Вконтакте"

СБУ поймала очередного российского шпиона на территории Украины. Эта новость так и могла бы остаться незамеченной в информационном пространстве и благополучно уйти в архив сайта Службы безопасности если бы не одно "но": ФСБшной "консервой" оказался замруководителя протокольной службы премьер-министра Станислав Ежов, который работал переводчиком Владимира Гройсмана и, по данным СБУ, сливал секретные данные прямиком в Кремль. Ежову вменяют статью 111 УК Украины "Государственная измена". Однако спустя несколько часов после задержания, когда страсти улеглись, а на руках Ежова защелкнулись наручники, еще до решения суда, который в пятницу арестовал чиновника, его коллеги и эксперты обратили внимание на ряд странностей в спецоперации, проведенной силовиками. Что не так с задержанием Ежова, разбирался "Апостроф".

Странность №1: Задержание on air

Обычно о громких задержаниях шпионов или преступных групп журналистов информирует лично глава СБУ Василий Грицак на брифинге. Но не в этот раз. Первыми новость о задержании Ежова в прямом эфире сообщили журналисты телеканала "Прямой", финансирование которого связывают с Банковой. Мол, съемочная группа, возвращаясь с задания, случайно увидела, как из Кабмина силовики выводят мужчину в костюме и решила поинтересоваться, что да как. В принципе, журналистская удача - явление хоть и редкое, но не невероятное. Но что интересно: корреспонденты "Прямого" "поймали" Ежова в объятиях СБУ прямо возле центрального входа в Кабмин.

"Ну не может канал, который ассоциируют с президентом, внезапно оказаться в прямом эфире возле Кабмина, где выводят задержанного", - сказал "Апострофу" экс-сотрудник СБУ Иван Ступак.

Странность №2: Большой начальник

Сразу после того, как подозреваемого в госизмене упаковали в авто силовиков, камера "Прямого" переводит фокус на начальника контрразведки СБУ генерала Алексея Петрова, который дает журналисту развернутый комментарий о том, за что задержали Станислава Ежова: чиновник был завербован российскими спецслужбами во время заграничной командировки и передавал информацию о деятельности правительственных структур своим российским кураторам.

Однако после подрыва в Киеве автомобиля начальника спецназа разведки Минобороны Максима Шаповала и аналогичного теракта в Мариуполе, жертвой которого стал полковник контрразведки СБУ Александр Хараберюш, возникает вопрос: зачем Алексей Петров, целый генерал, да еще и руководитель департамента, засветился перед объективами телекамер?

"Такие действия для спецслужб не характерны, - пояснил "Апострофу" экс-глава Службы внешней разведки Николай Маломуж. – Обычно информацию предоставляет открытый сотрудник, который не ведет оперативной работы".

Тем не менее Петров засветился, и, по словам Маломужа, в этом просматривается политический мотив.

"Это могли сделать для того, чтобы показать неосмотрительность самого премьер-министра. Тут присутствует политическая составляющая. Якобы премьер сам допустил оплошность и может получить определенные моральные или политические проблемы", - пояснил разведчик.

Задержание Станислава Ежова Фото: Кадры видео Телеканал Прямий via YouTube, коллаж НВ

Странность №3: Где доказательства?

Традиционно, когда силовики задерживают резонансного преступника или хотя бы имеют веские основания полагать, что тот или иной гражданин причастен к противоправной деятельности, общественности предоставляются доказательства. Это могут быть перехваты телефонных переговоров, личная переписка, оперативные видео, документы.

Тем более, в СБУ сообщили, что "вели" Ежова несколько месяцев, чтобы собрать доказательную базу. Оценивать подлинность доказательств – прерогатива суда и экспертов, но в случае с Ежовым оценивать нечего. В СБУ ограничились лишь сухим комментарием на официальном сайте: "Злоумышленник передавал кураторам данные через электронные каналы связи".

"Но, если есть реальный шпион, который действует на самом высоком уровне, его очень мощно зашифровывают, средства связи ни в коем случае не открытые, и расшифровки общения стараются не допускать", - подчеркнул Маломуж.

Странность №4: Что знал Ежов?

Эксперты и сотрудники Кабмина, знакомые с работой протокольной службы, утверждают, что Ежов не мог знать какой-либо тайной информации, которая была бы особо ценной для сотрудников спецслужб России. Ведь задержанный работал переводчиком у премьера и сопровождал его на официальных мероприятиях, где никаких тайн не сообщается.

"Такие мероприятия, в основном, носят скучный формальный характер: обмен приветствиями, рукопожатиями. Да, определенные проблемные вопросы обсуждаются, но больше на поверхностном уровне. Разговоры идут о том, что все и так знают, а тем более пресса", - рассказал "Апострофу" экс-сотрудник Кабмина на условиях анонимности.

"Характер работы Ежова предполагал доступ к информации высокого уровня, она важная. Но все же носила более открытый характер, потому как его не могли допустить к государственной тайне. Он мог приносить определенный ущерб государству, но эта не та информация, которая могла принести большой ущерб", - отметил Маломуж.

Более того, сам Владимир Гройсман сообщил, что утечки от Ежова практически никак не могли навредить Украине.

"На самом деле, вы знаете, что такое служба протокола. Она занимается организацией официальных событий, встреч. В том числе, он занимался переводами. Но, подчеркиваю, у него не было никакого доступа к государственной тайне. И поэтому никаких серьезных потерь мы не получили", - сказал Гройсман во время общения с журналистами в парламенте.

По словам Маломужа, странной выглядит и сама кандидатура Ежова в роли шпиона.

"Его жена – гражданка России, потом счета в Сбербанке. На классического шпиона высокого уровня он не тянет. Скорее всего, он просто лояльный к России человек, который по недосмотру СБУ находился в аппарате премьер-министра. С такими данными шпионов не бывает", - резюмировал Маломуж.

Странность №5: Зачем нужно было задерживать Ежова

В самом деле, если СБУ вскрыла "консерву" ФСБ в Кабмине, зачем нужно было арестовывать Ежова?

"Больший смысл был использовать его для игры. Это же чистая задача контрразведки. Спецслужбы играют между собой. Ему можно было давать дезинформацию или перевербовать наконец. Не совсем понятно зачем же задерживать", - отметил Ступак.

Правда, если исходить из политической целесообразности, то тут смысл разоблачения Ежова читается очень хорошо.

"Гройсман начал самостоятельную политику, и ему просто напомнили, кто его руководитель", - подчеркнул Ступак.

Однако эксперт по управлению репутацией Борис Тизенгаузен уверяет, что премьер-министр не понесет особых репутационных потерь от скандала со своим подчиненным.

"Не думаю, что этот скандал серьезно повлияет на Гройсмана. Тем более, премьер правильно успел отреагировать и сказал, что было сотрудничество с СБУ, - пояснил "Апострофу" аналитик. – Правда, все международные организации и лидеры, которые общались с Гройсманом через этого переводчика, теперь будут вспоминать, что такого они могли наговорить".

Странность №6: Копают под Гройсмана?

Источник "Апострофа", близкий к украинской власти, отметил, что задержание Ежова вызывает очень много вопросов, поскольку объем его доступа к секретам был невероятно низким. "Все, кто знает Ежова лично, знают его как наивного человека с детским характером. Он очень часто шел навстречу и помогал в решении тех или иных вопросов. И это все выглядит, как задержание самого невиновного, из которого хотят сделать козла отпущения", - сказал собеседник издания.

По его словам, есть несколько версий произошедшего, и одна из них - показать видимость работы силовых структур, вторая - попытка ослабить позиции премьер-министра.

"Во-первых, нашим силовикам надо было показать эффективность работы, ведь сейчас же никого не ловят. Все же видят, что россияне много где руководят, но никого не могут поймать. Вот и нашли наивного человека, зная, что он негативно относится как к президенту Петру Порошенко, так и к Майдану. Все это скрывают, а он всегда открыто выражал свое отношение. Вот и принесли сакральную жертву", - считает собеседник издания.

"Спецслужбы специально копают под Гройсмана, а за всем этим стоит руководитель контрразведки Петров. Это человек, который имеет отношение к нефтегазовому сектору и связан с Андреем Коболевым (глава НАК "Нафтогаз Украины", - "Апостроф"). Эта спецоперация могла быть использована для того, чтобы скомпрометировать Гройсмана перед президентом и расчистить Коболеву путь к премьерскому креслу. А во время допросов Ежову вложат в уста фразы, которые будут компрометировать премьер-министра, и, таким образом, их целью является устранить Гройсмана и открыть путь для Коболева", - озвучил еще одну версию источник "Апострофа".

Читайте также