Новый пожар на складе боеприпасов в Балаклее Харьковской области, который произошел 3 мая, дает повод задать важный вопрос - может ли украинская власть скрывать что-то важное в связи с неоднократными ЧП на военных объектах Украины. Такое мнение "Апострофу" высказал политический эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Игорь Петренко.
Прокуратура уже начала уголовное производство по факту халатности военных. В Украине такие вещи приобрели системный характер, потому что это не первый пожар на военных складах. И очевидно, что власть не делает никаких выводов, начиная от пожарной безопасности, заканчивая защитой от диверсионных групп, о чем часто говорят. Поэтому, конечно, это проблемы нашего высшего военного руководства, которое не сделало соответствующих выводов, чтобы обезопасить воюющую страну от уничтожения военного арсенала.
Здесь может возникнуть совершенно логичный вопрос: а не хотят ли они что-то скрыть? Мы понимаем, что возникает вопрос подсчета военной техники, вооружения и тому подобное. Это все засекречено от журналистов и общества, поэтому возможны определенные желания у некоторых командиров, военных определенным образом заработать на этом деньги. А самый простой способ скрыть кражу перед проверкой - сымитировать кражу (как было в фильме "Операция Ы") или пожар, якобы огонь уничтожил то, что уже невозможно подсчитать. К сожалению, эти версии слабо отрабатываются, поскольку это дискредитация власти, прежде всего, президента и военных, что недопустимо. Поэтому халатность звучит немного лучше.
Пока нет данных, какой ущерб нанесен при этом пожаре. Напомню, что в прошлом году пожар на складах в Балаклее обошелся Украине в 1 млрд долларов, в Калиновке - в 800 млн долларов. Еще 200 млн гривен ушло на ликвидацию последствий пожара. Конечно, это космические суммы за "халатность". Это прямое преступление против Украины, и надо провести прозрачное расследование. Но мы также должны четко понимать, что у нас конечным бенефициаром по основным заказам оборонного сектора выступают те же аффилированные компании, которые так или иначе связаны с первыми лицами нашего государства и являются засекреченными. Не до конца понятны возможности этих заводов по изготовлению той продукции, за которую они берутся.
Читайте также: Взрывы на складе боеприпасов в Балаклее: генерал указал на серьезные угрозы для Украины
Я помню журналистское расследование о коррупции в оборонном секторе по изготовлению минометов на соответствующем заводе, которое было очень быстро приглушено. Тогда оказалось, что там ничего не производилось, а модернизировалось. За ту сумму можно было построить две единицы подобного вооружения. Эта сфера очень непрозрачна и порождает много манипуляций. Такой конфликт может быть выгоден, так как дает возможность засекречивать информацию и создавать определенные схемы для заработка. Сейчас многие политические силы начинают акцентировать на этом внимание и говорить, что оборона страны превратилась в "кормушку". Конечно, у них есть и политические мотивы, так как это предвыборный год. Однако эта ситуация требует достаточно пристального внимания со стороны общества и жесткой реакции со стороны ответственных лиц.
Какие могут быть последствия? Учитывая, что из предыдущих ЧП не вынесено никаких уроков, и никто не понес наказания, то и этот пожар не будет иметь никакого логического завершения или продолжения в виде реальной оценки случившегося. Я думаю, что, возможно, уволят командира какого-то среднего звена, но не выше. В нормальной стране за убытки, которые мы назвали, должен подниматься вопрос на самом высоком уровне. Вопрос к руководителю Генерального штаба, министру обороны, потому что это не единичный случай. Мы видим, что и в медиа этот вопрос замалчивается, ему уделяется мало внимания. Почему? Потому что первым лицом государства, которое отвечает за это как гарант, является президент Петр Порошенко. И пока нет большого желания идти в противостояние или наживать себе врага в его лице.