Частые нападения на активистов в Одессе являются фактом большой дестабилизации, которая в конечном итоге выгодна лишь России. Как только функциональная возможность власти в регионе упадет, РФ будет пользоваться этим на полную. Об этом "Апострофу" рассказал одесский общественный деятель Павел Поламарчук.
О нападении на участника "Автомайдан-Одесса" 6 октября
Во-первых, человек, на которого совершено нападение, не является активистом настоящего ВО "Автомайдан".
Дело в том, что в Одессе есть несколько "Автомайданов". Первый – это тот, который возник с Майдана и который в Киеве представляют Алексей Гриценко и Виталий Уманец. В Одессе организацию представляет Виталий Устименко – общественный деятель, на которого было нападение с ножем этим летом, и который реально pro bono работает на благо общества.
Второй – "Автомайдан-Одесса", лидером которого является Евгений Резвушкин, был создан в коммуникации с мером Одессы Геннадием Трухановым и бывшим главой Одесской ОГА Палицей еще в 2014 году. Это псевдо-формирование, укравшее популярную вывеску, которое занимается "крышеванием" "Лотомаркетов" и прочей "серой активностью", мало имееющей отношение к ценностям и принципам Евромайдана. До последнего времени у них никаких конфликтов с городской властью не было вообще. Мало того, они ее еще и обслуживали. В частности, все "активисты" этого "Автомайдана" в свое время зачищали антитрухановский Майдан (протесты одесситов против Труханова в 2015-16 годах), в прошлом году во время митингов после трагедии в "Виктории" (пожар в детском лагере "Виктория") тоже стояли на мэрской стороне. Их единственная реальная активность в общественной плоскости была в деле "2 мая", когда пытались отпустить Долженкова (Сергей Долженков - лидер экстремистской организации "Одесская дружина", который подозревается в подготовке к организации массовых беспорядков 2 мая 2014 году в Одессе, - "Апостроф").
То есть это совершенно другой "Автомайдан"
С нападением же была следующая ситуация: у них был конфликт по поводу одной из так называемых игровых точек, который возник на улице Краснова. Была ссора, затем и стрельба в члена псевдо-Автомайдана. Насколько я знаю, люди, которые на него напали, приехали в Одессу в составе большой, организованно расселенной группы лиц с другой целью: для силовых действий в рамках очередного передела рынка "7-й километр" между Юрием Иванющенко и другой стороной
И как раз двое титушек из этой группы отличились в этом нападении. Собственно, вот и вся история – типичные разборки, хозяйственный конфликт и никакой политики.
О постоянных нападениях на активистов в Одессе
Абсолютно понятно, что все общественно-политические деятели, которые в 2013-14 годах проявляли активность в гражданской среде, являются проукраинскими активистами. Это и Стерненко, и Устименко, и я, и Светлана Подпалая, и другие. Все мы в 2014 году были на условной проукраинской стороне Евромайдана. И сейчас мы работаем на антикоррупционном, экологическом, политическом фронтах общественной жизни города.
Отталкиваясь только от этого факта, говорить о том, что к нападениям на активистов причастна Россия, которая нейтрализует проукраинское сопротивление Юга Украины – это может быть очень удобная отговорка для властей. То есть продолжать зачищать, терроризировать неудобное гражданское общество и покрывать эту расправу теориями большой геополитики.
Но если спецслужбы РФ все-таки работают на дестабилизацию, то у генпрокурора, председателя СБУ есть все инструменты, чтобы предоставить доказательства. Они же в 2016 году предоставили расшифровку переговоров советника президента РФ Глазьева с одесскими недобоевиками мифической "Одесской народной республики", подтвердив пророссийский сценарий в Одессе.
Если у государственных мужей есть какие-то факты, то ждем от председателя СБУ Грицака или генпрокурора Луценко, который 11 октября должен быть в Одессе, конкретной информации. Можно и не публично. Мы же все умные люди, сотрудничающие с властью в этой плоскости, несмотря на нашу принципиальную оппозиционность к коррупции и произволу в целом. Если не говорить о государственной политике в комплексе, а брать исключительно плоскость государственного суверенитета в регионе, то мы, естественно, в одной команде с центральной властью.
А если Россия что-то в Одессе "качает", то мы давно ждем предметную и профессиональную коммуникацию по этому вопросу с прокурором области Жученко, председателем СБУ в Одесской области Довженко. А пока это удобная большая "сказка", под которую нейтрализуют активную часть общества..
И здесь очень важно отметить другое. У всех общественных деятелей проблемы начинались после каких-то адресных действий. Например, Светлана Подпалая зарегистрировала заявление по "Гринвуду" (незаконная застройка склона на Французском бульваре) у вице-мэра Рябоконя - ее жестоко избили на следующий день. И в Нацполиции нам потом рассказывают чиновники и коммуникаторы, очень тесно сотрудничающие с городской властью, что, мол, стрелочник "перепутал и напал не на ту женщину"…
Устименко с друзьями начал очень продуктивно работать по теме одесских прибрежных строек – и буквальной на той же неделе на Виталия напали с холодным оружием. У Стерненко начались проблемы сразу после протестов возле Летнего театра, хотя в его нейтрализации могут быть заинтересованы различные силы - от руководства полиции до бизнесменов, которые организовывают гастроли украинских артистов, не отказавшихся от российского рынка, поскольку они теряют деньги из-за его активности. При этом [начальник ГУНП в Одесской области] Дмитрий Головин в интервью заявлял, что громкое майское нападение на Сергея - это результат исключительно личного конфликта Стерненко с экс-активистом "Правого сектора" Панченко. А остальные 10 версий? Отработаны полицией?
Далее – местный политик [глава одесского отделения НРУ] Михаил Кузаконь и журналист-расследователь Григорий Козьма подверглись атакам (в авто, в котором находились Кузаконь и Козьма, на огромной скорости влетел грузовик, - "Апостроф") после судебных исков по незаконной реставрации Старосенной площади в Одессе и по захвату военного аэродрома торговым центром группы Галантерника.
Странные "совпадения". Поэтому я настаиваю на том, что все атаки на общественно-политических деятелей в Одессе были осуществлены после точечной адресной активности в каком-то направлении.
И ситуация вакуума государственности в Одессе дошла до того, что активное гражданское общество не верит ни одной официальной позиции полиции. Тотальное недоверие. Прокуратуре мы тоже не верим, потому есть факты прямого сотрудничества с одесской мэрией. Юрия Витальевича, если он предоставит реальные факты пророссийского следа атак на общественность, выслушаем и начнем диалог. Но только, если будет предметный, подробный разговор.
Пока же, повторюсь, теорию о следе спецслужб РФ я лично вижу, как очень удобную для властей отмазку.
И, кстати, резонансный случай с Олегом Михайликом. В него стреляли после пресс-конференции об отставке областного прокурора Жученко и начальника одесской полиции Головина. Олег был инициатором мероприятия, и буквально через день получил тяжелейшее ранение - полдня был между жизнью и смертью.
Также были некоторые моменты с нападениями, которые не выносились в публичную плоскость. Это депутаты горсовета и политики, которые по разным причинам не захотели говорить об этом публично. Того же Дениса Плаксиенко, главу РНС в Одессе, избили после митинга РНС и четкой адресной критики Труханова.
Подчеркиваю, что все эти разговоры о российском следе – очень удобная отговорка для власти. А если это так – власть должна выйти на открытый и честный диалог.
О вмешательстве России в выборы
Россия это делает 28 лет независимости Украины, не прекращая. плодотворной почвой для сценариев агрессора является то, что сейчас доверие различных электоральных групп к украинской власти на полном нуле.
Региональная политика в Одесской области тотально провалена из-за ставки центральной власти в 2014-15 годах на коррумпированные постянуковические элиты. И Порошенко показывает себя очень наивным политиком, думая, что его стратегия и тактика "кнута и пряника" по отношению к мэру Одессы даст ему голоса одесситов на выборах президента.
Я не знаю ни одного избирателя Геннадия Леонидовича [Труханова], который бы проголосовал за Порошенко. Это как идеологический вопрос, так и вопрос "пустого холодильника" .Если же власть надеется на фальсификацию выборов, то мы не дадим прямо сфальсифицировать волеизъявление - это первый момент. Ну и админресурс работает до какого-то момента, на 5-10 процентов голосов, не более - это второй момент. Подчеркиваю, что одесситы, которые ходят на выборы, не будут голосовать за "хунту" Порошенко по идеологическому разлому, даже не по экономическому, не из-за газа или роста цен, хотя это тоже влияет. Даже если об этом избирателя попросят или как-то мотивируют Труханов и [соратник мэра, нардеп БПП] Дмитрий Голубов - вероятность низкая.
Кроме того, у Труханова отличные контакты и налаженная коммуникация с Юлией Владимировной, которая его поддерживала в 2014 году, с Оппоблоком, с РФ, большое поле для политического маневра.
Я веду к тому, что расчет Порошенко, что он гарантировал себе голоса лояльностью к Труханову, не имеет под собой оснований. Кто бы сейчас что не обещал. А Труханов в 2019 году будет всеми силами пытаться сбросить с себя "ошейник" в виде уголовных дел и избавиться от зависимости – это же очевидно. У него есть и верный электорат, и ресурсы, и частная армия – титушки Департамента муниципальной безопасности.
Вся эта ситуация является одним из факторов к началу большой дестабилизации. Мы об этом громко говорим и пытаемся объяснять всеукраинской аудитории имеющимися каналами коммуникации – проводим большие резонансные акции, публикуем колонки в Facebook и СМИ.
Сейчас власть еще относительно сильна, но как только ее институциональная способность упадет в связи с предвыборными пертурбациями, Юг начнет "шатать", и в первую очередь это будет Труханов. Монопольная коррумпированная власть ФПГ Ангерта - Галантерника не "держит Одессу в украинских цветах", а это очень серьезный фактор нестабильности. Гибридный агрессор будет пользоваться этим по полной.
Но не Трухановым единым... Есть депутаты Верховной Рады Кивалов, Киссе и Барвиненко, каждый из которых "на крючке" у Москвы. Об этом прекрасно осведомлены спецслужбы и лично глава СБУ Грицак. Но решения вопроса нет. Три года мы наблюдаем статус кво, когда Киссе и Барвиненко ежедневно через подконтрольные СМИ "зомбируют" население своих округов антиукраинской риторикой, а Кивалов в Одессе строит "церковно-приходскую школу" РПЦ для Путина и патриарха Кирилла на 1000 мест.
Также в области ведут активную деятельность депутаты облсовета от Оппозиционного блока Саутенков и Баранский, у которых отдельный канал выхода на Москву. Это те депутаты, которые развернули травлю главы [Одесского художественного] музея Александра Ройтбурда, проводили громкие профинансированные "флешмобы" с песнями победы на вокзалах и так далее. Они же устраивали разные провокации по заказу России, делали постановочные видеосюжеты о якобы восстании в Одессе, которые снимались для пророссийских каналов.
А сейчас в Одесском областном совете БПП едва ли не сформировала (помешал публичный скандал и отсутствие большинства, - "Апостроф") коалицию с Оппоблоком, куда входят эти два персонажа. Собираются выбросить из коалиции, по риторике власти, промосковскую "Батькивщину" и принять точно промосковский Оппоблок - где логика? Это государственная политика?
Я веду к тому, что когда власть в лице "Блока Петра Порошенко" в области и городе идет на сращение с активным пророссийским криминалом – это означает то, что Россия уже имеет сдобренную почву, чтобы использовать все свои рычаги влияния в Одессе.
Как с этим бороться?
Честно говоря, я уже не вижу действенных рецептов. Непродуманная децентрализация, предельно "накормившая" удельные феодальные княжества финансовыми ресурсами, которые без контроля центральной и исполнительной власти повально разворовываются - уже сделала свое черное дело.
Рейтинг Труханова с 40% вырос до 55% после показательной импотентности САП и [руководителя САП Назара] Холодницкого по криминальным делам с "Краяном" (расследование уголовного производства о покупке зданий завода "Краян", - "Апостроф") и прочих кейсах.
Хотя главная стратегическая ошибка была сделана в 2014 году, когда экс-регионалы Гончаренко, Кивалов, Голубов, Матвийчук и другие прошли в ВРУ или в списке БПП, или при поддержке АП - еще два года, или даже год назад были шансы на положительный сценарий. Порошенко мог пойти навстречу украинской общественности, а силовики и судебная власть должны были доводить факты коррупции до конкретных санкций и судебных решений. Были возможности нейтрализовать Труханова, Барвиненко, Кивалова, Киссе, Баранского. Но у Петра Алексеевича другая стратегия. Он думает, что перережет сотни лент на открытиях объектов и люди за него проголосуют. Единственная беда - из-за повальной коррупции в этих объектах, как в "Виктории", потом сгорают дети.
Подчеркну, что децентрализация в Одесской области - преступна. Она обеспечила феодальные элиты огромными ресурсами и сделала их абсолютно независимыми и неподконтрольными.
Вот, нам демонстрируют, что в Одессе Труханова "держат" уголовными делами, но в то же время в Одесском горсовете создана частная армия (в 500 штыков), у которой хозяин один – ФПГ Труханова-Ангерта-Галантерника. Для чего она нужна? Чтобы в 2019 году, если что-то пойдет не так, поднять над горсоветом новоросскую "тряпку" и устранить физически всех не согласных с этим сценарием одесситов?
А СБУ спокойно наблюдала два года, как эту нелегальную структуру создавали – не было никакой превентивной реакции спецслужб. Никаких выводов из горьких "уроков Донбасса". Мало того, СБУ и Нацполиция периодически получают финансирование из городского бюджета.
Как восстановить диалог гражданского общества и центральной власти? За полгода до выборов уже мало что можно сделать. Но для начала нужно ликвидировать эти незаконные муниципальные милитари-формирования, и дать украинской Одессе, среднему бизнесу, элитам города четкие ценностные сигналы.