Организация гражданской авиации Ирана обнародовала доклад о причинах катастрофы пассажирского Boeing-737 украинской авиакомпании МАУ. Этот самолет был сбит 8 января над Тегераном. Утверждается, что трагедия случилась вследствие "человеческой ошибки", произошедшей из-за неправильных настроек зенитного ракетного комплекса. Такие выводы иранских специалистов порождают больше вопросов, чем ответов.
Катастрофа пассажирского Boeing украинской авиакомпании МАУ произошла 8 января над Тегераном. Самолет рухнул на землю сразу после взлета. Погибли все 176 человек, находившихся на его борту, в том числе 11 украинцев. Иранская сторона признала, что лайнер был по ошибке сбит двумя ракетами, запущенными с зенитного ракетного комплекса "Тор-М1", развернутого в окрестностях аэропорта.
Организация гражданской авиации Ирана (САО) обнародовала доклад о причинах ошибочного запуска. Сообщается, что один из комплексов ПВО "был перемещен", что "привело к изменению его географического положения и направления". После перемещения не была выполнена перенастройка комплекса. В результате, из-за неправильных настроек радара, система ошибочно идентифицировала пассажирский "Боинг" как объект, движущийся в сторону Тегерана, хотя на самом деле он удалялся от города.
Напомним, что в начале января в небе над иранской столицей было тревожно. Из-за резкого обострения отношений с США, в Тегеране ожидали запусков американских крылатых ракет и готовились к отражению удара. Но даже это обстоятельство не позволяет считать пояснения САО исчерпывающими. Скорее наоборот - они вызывают много вопросов.
Автор этих строк изучал зенитные ракетные комплексы. Тезис о том, что "один из комплексов ПВО был перемещен", по сути, говорит о смене стартовых позиций дивизиона. Эта процедура является обычным явлением для боевой работы ЗРК "Тор - М1", да и любого мобильного зенитного ракетного комплекса. Более того, зачастую командиры просто обязаны менять стартовую позицию батарей и дивизионов, чтобы обмануть противника.
После такого перемещения, ЗРК должен как можно скорее возобновить выполнение боевых задач. И чем меньше времени занимает процесс развертывания - тем лучше. Никакое изменение географического положения не должно мешать зенитчикам, поэтому совершенно непонятно, о какой перенастройке радаров здесь вообще идет речь. Переместившись на новое место, оператор просто перезапускает РЛС, которая в рамках своих технических характеристик, начинает сканировать пространство, выдавая информацию о воздушной обстановке.
Эту информацию оператор видит на специальном индикаторе, например, в виде световых отсечек. По перемещениям этих меток на экране можно судить, как минимум, о скорости, высоте и направлении полета воздушной цели. Эта информация вполне наглядна и подается в реальном времени. Очень сложно представить, как человек, если он находится в трезвом уме и здравой памяти, может не понять, в какую сторону перемещается яркая световая точка.
Еще больше вопросов вызывает заключение о том, что система сама перепутала направление движения самолета, решив, что он приближается к столице, хотя на самом деле он удалялся. Оно противоречит принципам работы когерентно-импульсной РЛС, которой оснащены комплексы "Тор". Такие РЛС передают в пространство короткий сигнал, слушают отраженное эхо; выбрасывают следующий импульс и по новому ответу узнают, изменил ли облучаемый объект положение в пространстве. Именно так и формируется информация о воздушной обстановке и, в частности, фиксируется расстояние до цели. Теперь посудите сами, может ли такая РЛС "ошибиться", определяя, удаляется ли цель или приближается...
Такие спорные выводы вряд ли делались дилетантами, что может свидетельствовать лишь о желании иранцев скрыть какую-то важную информацию. Гибель лайнера может поясняться куда более простыми причинами: чудовищной некомпетентностью оператора, который не разобрался в ситуации или же прямым приказом "уронить" самолет. Кстати, вторая причина прекрасно объясняет, почему по "Боингу" было выпущено именно две ракеты. Если сбивать - то уже наверняка, и случайностям тут не место.