RU  UA  EN

среда, 20 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество
Мнение

Соинвестора Sky Mall Хиллара Тедера обвинили в коррупции

Хиллар Тедер

Конфликту между двумя совладельцами киевского торгового центра Sky Mall – украинским бизнесменом Андреем Адамовским и эстонским предпринимателем Хилларом Тедером – уже 10 лет. Казалось бы, об этом уже все знают всё. Но этот конфликт вошел в новую фазу.

Украинский бизнесмен устал от этой тяжбы и, несмотря на предыдущий негативный опыт отношений с эстонским коллегой, он все еще предлагает заключить мировое соглашение.

Но, кроме этого, Адамовский попытался донести до общественности одну интересную мысль, суть которой состоит в том, что если перед нами так называемый западный инвестор, то это вовсе не значит, что он цивилизованный.

Уже далеко не новость, что в Эстонии Тедер стал фигурантом скандала и судебного разбирательства в связи с коррупцией в мэрии Таллина: эстонский инвестор по этому делу был признан виновным, хотя и не сел за решетку.

В нашем распоряжении оказалось судебное решение, которое показывает, к каким методам прибегает Тедер, решая свои бизнес-интересы. И это дело достойно внимания уже хотя бы потому, что случись оно в Украине, скандал был бы куда большего масштаба, как и его последствия.

Образно говоря, судя по материалам суда Эстонии и по его делам в Украине, Тедер – типичный «решала-рецидивист».

Услуга за услугу

Чуть более года назад, 18 июня 2019 года Хиллар Тедер Постановлением Харьюского уездного суда в городе Таллин по делу 1-16-10503 был признан виновным в даче взятки мэру Таллина. Согласно решению суда, Тедер заплатил государству 200 тыс евро в виде наказания. И все выглядит так, что он еще легко отделался, так как был в одном шаге от получения 5-летнего тюремного срока.

Согласно материалам суда, Тедер дал взятку мэру Таллина и по совместительству основателю и лидеру Эстонской центристской партии Эдгару Сависаару. Зачем и как?

Жена Тедера Наталие является членом правления и владельцем компании Promptus Capital. Компания владеет недвижимостью в Таллине площадью 3585 кв м, которое представляет собой что-то вроде технических помещений и выглядит буквально как сарай. Супруги Тедер захотели обменять эту недвижимость на аналогичную. Участок земли и тоже не очень выдающиеся строения, которые они облюбовали, находятся практически рядом, и их площадь меньше – всего 2697 кв м. И эта недвижимость принадлежала Таллину.

Может показаться странным, что Тедер занялся такой мелкой недвижимостью, поскольку он известен тем, что владеет помещениями в десятки тысяч квадратных метров. Но, как следует из судебных материалов, семейство Тедеров не делало это просто так – городская недвижимость очень хорошо подходила для строительства курортных залов, теннисных кортов и тому подобного.

Но Тедер не пошел формальным и законным путем, чтобы добиться желаемого.

15 января 2015 года встретились финансовый секретарь Центристской партии Эстонии и председатель Таллинского городского собрания Калев Калло и Хиллар Тедер. Именно на этой встрече между ними состоялся разговор о том, что Калло может выступить посредником между бизнесменом и мэром Таллина, чтобы городские власти без проблем решили дело об обмене недвижимостью. Калло сказал, что поговорит об этом с Сависааром, но за это Тедер должен будет оказать некую услуг Центристской партии.

Калев Калло

Уже на следующий день Калло и мэр в Таллина встретились в кабинете мэра. В материалах суда есть аудио-записи их разговора, на которых слышно, как Калло убеждает Сависаара отдать Тедеру городскую недвижимость в обмен на деньги, которых партии очень не хватало для проведения предвыборной рекламной кампании. Мэр согласился поговорить с Тедером.

Их встреча состоялась также в кабинете мэра 19 января. Сависаар жаловался на нехватку денег на выборы и просил Тедера помочь. Тедер, в свою очередь, тоже жаловался на нехватку денег, но обещал подумать, чем он сможет помочь партии. И это выглядело несколько странно, потому как на тот момент эстонские деловые СМИ оценивали состояние Тедера в 1 миллиард эстонских крон или в 50-60 миллионов евро. Тем более это удивительно, если знать, сколько же именно денег просили у Тедера.

На этой встрече все трое придумали схему передачи взятки за решение вопроса с обменом недвижимости: Тедеру предложили выдать фиктивный заем компании Midfield во главе с давним рекламистом Центристской партии Пааво Петтаем.

Также Калло договорился с двумя вице-мэрами о том, чтобы они помогли обмену недвижимости с Тедером.


Несмотря на то, что Тедер говорил о сложностях с деньгами, вскоре после встречи с мэром Таллина он поручил компании Retail Real Estate, которой руководит его сын Рауно, перечислить на счет Midfield деньги двумя траншами. И оказалось, что речь тут вовсе не шла о каких-то баснословных суммах: первый транш составил 200 тысяч евро, а второй – 75 тысяч. Кстати, мэр не брезговал и более мелкими подношениями ради решения вопросов других «ходоков»: ему оплачивали перелет и отдых в Испании с предоставлением личного автомобиля с водителем.

Петтай получил на счета своей компании деньги 31 января 2015 года, а уже 1 февраля вернул свой долг другой компании, за свои услуги взял себе наличными 10,7 тыс. евро, а оставшимися деньгами начал платить за рекламу партии на ТВ и в других СМИ.

Попался на мелочи

Тедер, который был уверен, что все это останется в секрете, стал жертвой то ли незнания законов мэром Таллина и руководством Центристской партии, то ли слепой веры в их безнаказанность. Однако выяснилось, что по законам Эстонии такое финансирование рекламной кампании партий запрещено. Партии могу брать займы только в кредитных учреждениях, а фирма сына Тедера таковой не являлась.

Изначально защитники обвиняемых пытались отделить эту ссуду от решения по поводу обмена недвижимости, мол, заем на рекламную компанию партии – это одно, а недвижимость – это другое. Тем не менее, суд установил, что эти эпизоды связаны и заем является взяткой. Тедер вынужден был признать, что не дай он денег партии, он не получил бы городскую недвижимость, и пошел он на это вполне осознанно.

Во время расследования по этому делу в квартире Тедера прошел унизительный обыск. И под конец судебного процесса он полностью признал свою вину. Он сотрудничал со следствием и дал слово выплатить штраф, лишь бы его не посадили.

К счастью для Тедера, гуманный суд Эстонии постановил, что на момент совершения преступления бизнесмен не был должностным лицом и к нему не было никакого общественного интереса. Как это ни странно прозвучит, но его вина была признана незначительной, иначе он получил бы 5 лет тюрьмы.

«Хиллар Тедер сделал соответствующие выводы, - сказано в решении суда. - Достаточно эффективная реакция со стороны государства на совершение преступлений направит Тедера по оценке прокуратуры на путь дальнейшего законопослушного поведения».

Да, в это трудно поверить, но эстонский суд оказался действительно очень гуманным. И даже прокуратура почему-то не стала настаивать на более суровом наказании.

Эдгар Сависаар

Повезло и Сависаару – уголовное производство против него было прекращено по состояния здоровья мэра (ему уже 70 лет). По этой же причине его не посадили в тюрьму.

Но, тем не менее, Тедер был признан виновным и выплатил 200 тыс. евро. И если он еще хотя бы один раз попадется в руки правосудия, деньгами он уже не откупится.


«У нас в обществе есть определенное преклонение перед западными инвесторами. Это в нашей ментальности, в сознании каждого советского человека, когда долгие годы мы жили в закрытом от мира советском режиме», - сказал Адамовский.

И, характеризуя Тедера, он добавил: «Под маской иностранного инвестора скрывается человек с глубоко советским менталитетом и далеко не чистыми помыслами».

Решение суда Эстонии в полной мере это подтвердило.

А что в Украине? Все подробности уже рассказал Адамовский. А около месяца назад известный журналист Сергей Иванов получил предложение принять участив в пиар-кампании на стороне Тедера. Иванову (и не только ему) предложили за деньги оказать политическое давление на генерального прокурора Ирину Венедиктову и президента Владимира Зеленского в деле Sky Mall.

И, кажется, президент Украины немного ошибся в том, что каждому иностранному инвестору надо выписывать инвестиционную няню: в данном случае нужны люди более «крепкой» профессии.

Читайте также