Украина на сегодняшний день имеет несколько вариантов действий по Минским соглашениям: либо выходить из них, либо добиваться их модернизации и изменений. В текущем же виде договоренности не могут быть выполнены. Россия же в дальнейшем будет оказывать давление на Украину на Донбассе, убивая наших солдат. Об этом в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал военный эксперт, заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь, комментируя очередное обострение на Донбассе.
- Леонид Кравчук заявил, что консультации в ТКГ будут продолжаться только в случае, если будут иметь практический смысл. Целесообразно ли еще какие-то консультации проводить?
- На самом деле Минские договоренности - это соглашения, которые потеряли вообще свой смысл в 2015 году. После этого правовой смысл существования этих договоренностей очень сомнителен. Из этого следует и эффективность ТКГ и иных переговоров, которые проходят в течение этих лет.
Украина имеет несколько вариантов действий: либо выходить из Минских договоренностей, либо добиваться их изменений и модернизации. Все, что происходит на переговорных площадках - это последствия того, что мы подписали в 2014-2015 годах и пытаемся удержаться в этом формате. С правовой точки зрения этот формат является ничтожным, он не может ни к чему привести с точки зрения эффективности.
- Если этот формат ничтожен, то что нам делать дальше? Вообще отказаться от каких-либо переговоров или как?
- Возможно, надо просто подписать новый документ. Конечно, Россия на это никогда не пойдет, поскольку Минские договоренности абсолютно соответствуют ее интересам. За счет реализации Минских договоренностей она фактически может создать суверенное государство на территории Украины. Причем, полностью под контролем Москвы и таким образом разрушать Украину изнутри. Мы это абсолютно понимаем.
Конечно, есть вариант модернизации Минских договоренностей. Он на самом деле возможен, но только при участии наших западных партнеров. Я надеюсь, что и США примут участие в том, чтобы заставить Россию изменить подход к Минским договоренностям и прийти к тому алгоритму, на котором настаивает Украина. Сначала решить вопросы безопасности, вывести войска и передать нам границу, а уже после этого говорить о каких-то политических изменениях, а тем более - говорить об украинской Конституции и украинском законодательстве.
- Сколько может продолжаться этот переход на новый формат? Точно же не месяц, правда?
- Это зависит от политических решений. Надо создать условия, когда Россия не сможет отказаться от таких изменений. В настоящее время, к сожалению, нет такого пресса, нет такого механизма санкций, который бы заставил Россию пойти на изменения Минских договоренностей. Пока не видно никакой мотивации, которая бы меняла точку зрения Кремля.
Их устраивает абсолютно все, они могут управлять ситуацией, обострять ситуацию на фронте, проводить информационные операции. Они могут обвинять военную разведку Украины в том, что они готовят теракты и в Москве, и по всей территории России и тому подобное. Осуществляется абсолютно такая же политика, которую мы видим с первого дня войны. Это информационные операции, гибридные операции, направленные на разрушение украинского государства.
- По вашему мнению, если мы выйдем из этих консультаций и площадок, какова вероятность обострения на фронте в ближайшее время?
- Очень высока вероятность того, что если Украина попытается изменить свое участие в Минском формате, а Россию к тому времени не заставят изменить свое отношение, то она будет использовать обострение на фронте.
Если говорить прямо, Россия будет убивать украинских солдат, чтобы заставить Украину и ее западных партнеров вернуться к тому формату, который был подписан в 2014-2015 годах.
- Насколько серьезной может быть эта угроза? Это будет какой-то локальный обстрел или полномасштабное наступление?
- Я уверен, что это будут локальные операции с максимальными жертвами с украинской стороны для того, чтобы в украинском обществе возросло напряжение и увеличилось давление на президента Зеленского со стороны граждан. Это уже отработанная технология. Каждый раз, когда надо чего-то добиться от президента Украины на международной арене, осуществляется давление, в частности, через информационное пространство и нагнетание обстановки на фронте. Чем больше смертей украинских солдат, тем больше будет обострение в украинском обществе и давление на украинскую власть.
- Будет ли вооруженная реакция на санкции в отношении Медведчука?
- Думаю, что будет многогранный ответ, в частности, на фронте, в информационном пространстве, в экономическом, политическом и на международной арене. Работа всегда ведется гибридно и комплексно. Они ищут те проблемы, которые существуют у нас, и через них ведется работа по расшатыванию ситуации в Украине и вокруг нас.