В среду, 18 января, в городе Бровары Киевской области упал вертолет, на борту которого находилось высшее руководство МВД. В катастрофе погибли глава МВД Денис Монастырский, его первый заместитель Евгений Енин и госсекретарь МВД Юрий Лубкович. Всего, по данным Нацполиции, погибли 16 человек, среди них трое детей. В больницы попали 30 человек, среди которых 12 детей. Что могло стать причиной крушения и как гибель главы МВД повлияет на функционирование ведомства - в эфире Апостроф TV объяснил бывший глава Службы внешней разведки, генерал армии Украины НИКОЛАЯ МАЛОМУЖ.
– Какие версии трагедии вы рассматриваете?
– Это первый раз в истории Украины происходит такая чрезвычайная ситуация, когда руководство МВД погибло. Эта трагедия требует особого внимания, потому что в данной ситуации здесь может быть и подготовка террористического акта. С другой стороны – это может быть техническая неисправность вертолета. И третья составляющая – погодные условия. Это первоочередные версии, я думаю, что будут дополнительные еще, но эти основные. И основной упор в период войны должен быть именно на работе диверсионно-разведывательных групп врага.
Читайте: Две страны от них отказались: расследователь рассказал о модели вертолета, который упал в Броварах
Я думаю, что эксперты проведут необходимые следственные действия в ближайшее время, выводы должны предоставить специалисты, провести исследования вертолета и маршрутных карт. Есть целый комплекс вопросов, подлежащих срочному исследованию. Если это были диверсанты, необходимо, чтобы СБУ немедленно провела действия по их выявлению. Если этого факта нет, то необходима кропотливая, профессиональная экспертная работа. Но исследовать необходимо и со стороны возможности террористической угрозы, и со стороны вероятного непрофессионального использования в таких сложных метеорологических условиях вертолета, на борту которого находилось высшее руководство МВД.
Я подчеркиваю, что, как правило, в один самолет или вертолет не сажают всех руководителей ведомства, и это тоже было ошибкой. Потому что, когда идет война, то, что нанести удар можно сразу по группе руководителей и обезглавить министерство - это уже факт.
– Это действительно могла быть диверсия?
– Эту версию я назвал в первую очередь, потому что сегодня идет война, есть диверсионно-разведывательные группы врага, работа которых может быть нацелена на высшее руководство государства и силовых структур. Как раз эта версия должна быть отработана очень оперативно. Потому что если это произошло, необходимо срочно задерживать диверсантов, которые могут находиться на территории Украины.
Но нужно рассматривать и другие версии, потому что многие факторы указывают на погодные условия, мог быть субъективный фактор и технические неполадки.
– Насколько угрожающе для Украины остаться во время войны без министра внутренних дел и кто его должен заменить?
– Ослабит ли это руководство МВД? На короткий период в некоторой степени да. Но сегодня и в МВД, и в ВСУ, и в координируемой МВД Нацгвардии отработана модель, что командующие, руководители соответствующих департаментов, ведомств или военных формирований имеют чрезвычайно мощный формат автономии. Как правило, они действуют в координации с другими службами, но действуют эффективно в составе тех или иных подразделений. К примеру, командующий Нацгвардией продолжает выполнять свои функции, координирует все вопросы с Минобороны, СБУ и другими органами. Даже если он должен докладывать главе МВД, в данный момент это не ослабит позиции Нацгвардии. Но управленческий формат, моральный формат, в некоторой степени технологический и организационный на несколько суток будет ослаблен.
Но есть отработанные элементы замены, в первые дни агрессии было отработано параллельное правительство, командование и прочее. Скоро будут найдены элементы замены руководства МВД и министерство будет функционировать эффективно.