Украинские СМИ наводнили новости о том, что в 2022 году вернется техосмотр автомобилей, который власти успешно ликвидировали в 2011 году. В Мининфраструктуры уже подготовили необходимый законопроект, ведь оценка технического состояния авто – часть наших обязательств перед Евросоюзом. Вернется ли "кормушка" для правоохранителей или на дорогах действительно станет безопаснее - разбирался "Апостроф".
Зачем это нужно
Институт техосмотров в Украине скомпрометировал себя дальше некуда. Милиция просто торговала талонами ТО без проверки состояния автомобилей. Поэтому в 2011 году Верховная рада упразднила ТО и водители вздохнули с облегчением.
"Техосмотр - уникальная вещь в истории Украины. Это то, что отменили не когда-нибудь, а при Януковиче, и не из-за чего-нибудь, а из-за коррупции. То есть уровень коррупции был такой, что его не получалось не то что искоренить, а даже возглавить", - говорит "Апострофу" адвокат по ДТП Вадим Володарский.
Остался только обязательный технический контроль (ОТК) для грузовиков и прицепов, автобусов, такси и легковых авто, которые перевозят пассажиров с целью заработка.
Но как работает механизм обязательного технического контроля - несложно узнать.
"В субботу, 8 января, в Днепре у маршрутки во время движения отвалилось колесо"; "В Запорожье у маршрутного такси на ходу отвалилось колесо и осталось лежать на пешеходном переходе" - такие заголовки практически каждый день появляются в украинских СМИ.
Впрочем, по словам чиновников, обязательный техосмотр личных авто в Украину все же нужно возвращать. Главных причины две:
Во-первых, это требование Соглашения об ассоциации с ЕС.
Во-вторых, "внедрение периодических проверок транспортных средств на пригодность к эксплуатации, имеет прямое влияние на безопасность дорожного движения", - отметили в Мининфраструктуры.
Что касается европейских требований, то речь идет о Директиве 2014/45/ЕС. Правда, срок ее имплементации истек в 2017 году, а сама Директива перестала действовать в 2018 году.
"У нас традиции в обслуживании транспортных средств несколько отличаются от европейских, - поясняет "Апострофу" автоэксперт Владимир Караваев. – Там никому в голову не придет открывать капот, что-то ковырять ключом. Человек всегда поедет на СТО, даже если ему надо просто заменить жидкость. И на СТО можно пройти техосмотр".
Относительно аргумента безопасности, то согласно данным патрульной полиции, в прошлом году на дорогах Украины было зафиксировано 170 тысяч ДТП. Из них по причине управления неисправным автотранспортом – всего 455, или 0,2%.
"При этом, в это число ДТП входят и колеса, которые лопнули на наших ямах на дорогах, и те неисправности, которые возникают внезапно. Даже если мы введем техосмотр для всего частного транспорта, и он будет проходить идеально, то его влияние на аварийность будет ничтожно мало в рамках статистической погрешности", - уверяет Володарский.
Кроме того, саморегуляция в отсутствии ТО не так и плоха.
"Говорить, что наши водители самоубийцы и на неисправном автомобиле будут куда-то выезжать - это не так. Если человек собирается в дальнюю поездку, он обязательно проверит тормоза, рулевую систему, масло поменяет, если нужно", - добавляет Караваев.
Тем не менее, власть не оставляет попыток разработать новую процедуру техосмотров.
Не первая попытка
В 2016 году в парламенте был зарегистрирован соответствующий законопроект, но он не выдержал испытания антикоррупционным комитетом. Позже Мининфраструктуры предлагали еще два варианта возвращения техосмотра. Самый актуальный из них датирован апрелем прошлого года.
Согласно этому проекту закона, владельцы легковых авто, в которых не более 8 мест для сидения (не считая водительского места), должны будут проходить первое ТО спустя 4 года после первой регистрации, а дальше один раз в 2 года. Это же касается и грузовиков до 3,5 тонн. А вот авто, используемые в такси, должны будут каждый год ехать на ТО.
В ходе техосмотра будут проверены тормоза и система рулевого управления, работа наружных световых приборов (фары и поворотники), пневматические шины и колеса, светопропускание стекол, работа ГБО (если, конечно, оно установлено на авто).
Кстати, согласно законопроекту, проводить техосмотры смогут частные СТО, но для этого им нужно будет пройти сертификацию.
Если водитель проигнорирует прохождение ТО, то законопроект предусматривает штрафные санкции: 17 тысяч гривен за первое нарушение и даже лишение прав за повторное нарушение.
Без паники
Однако по словам заместителя министра инфраструктуры Мустафы Найема, законопроект будет переписан.
"Все замечания, которые были направлены к законопроекту – отработаны. Теперь будет готовиться новый проект закона, потому что тот законопроект был подготовлен не нашей командой. Будет другая версия. Процедура будет прописана законом", - пояснил "Апострофу" Найем.
Когда именно появится новая версия, в Мининфраструктуры затрудняются сказать.
"В планах в этом году разработать законопроект и предоставить его в Верховную раду. Дальше все будет зависеть от парламента", - добавил Найем.
Впрочем, Мустафа Найем призывает водителей не беспокоиться и обещает, что возврата к старой коррупционной системе не будет.
"Не нужно беспокоиться. Никто не будет возвращать совковую систему техконтроля, обязательную для всех. Это самое главное. Во-вторых, техосмотр будет проходить коммерческий транспорт. То есть тот транспорт, который оказывает пассажирские и грузовые услуги. В-третьих, техосмотр будет после аварий. Это очевидно. В дальнейшем, возможно, будет предусмотрен техосмотр для того транспорта, который выезжает за пределы страны, поскольку европейское законодательство этого требует, и в дальнейшем поэтапно это будет вводиться. Но это не значит, что внезапно все должны будут пойти и, как раньше, делать техосмотры", - резюмировал замминистра.
ТО как синоним коррупции
Но по словам экспертов, в каком бы виде Мининфраструктуры не вернуло техосмотр, от коррупционной составляющей все равно никуда не деться.
"Коррупционные схемы никуда не исчезнут, и мы вернемся к тому, что было: документы просто будут покупаться. И никакие контроли, фотографии, видеозаписи тут не помогут. Все равно будут найдены варианты, как обойти закон", - уверяет Караваев.
Принципиальное отличие всех законопроектов власти от механизма старого техосмотра в том, чтобы забрать функции ТО у правоохранителей и передать их сертифицированным СТО. Это подается как главный антикоррупционный предохранитель. Но по словам Вадима Володарского это не сработает и брать взятки станет даже проще.
"Это приведет к тому, что к тем, кто будет этим заниматься (продавать техосмотры, – "Апостроф"), невозможно будет применить те статьи уголовного кодекса, которые регулируют ответственность должностных лиц. С юридической точки зрения совершение коррупционных действий только упростится. А спрос будет рождать предложение. Любые механизмы, которые пропишут как это предотвратить, все равно обойдут. Люди ведь изобретательные", - подчеркнул Володарский.
Впрочем, по мнению транспортного эксперта Вячеслава Коновалова, выход все же есть.
"Навязывание сверху – неизбежно приведет к коррупционным схемам. Самый простой вариант – работать через страховые компании. Хочешь получить страховку – получай через техосмотр. И не важно, через какую компанию он проводится. Главное, чтобы это было сертифицированное СТО", - пояснил "Апострофу" Коновалов.