RU  UA  EN

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Логистический ад: почему выход из карантина обернулся большими проблемами

12 мая практически весь Киев застыл в пробках

12 мая практически весь Киев застыл в пробках Фото: УНИАН

С понедельника, 11 мая, в Украине стартовал первый этап ослабления карантина. Кабмин разрешил украинцам прогулки в парках и скверах, работу музеев и заповедников. Но, самое главное, сделал существенные уступки для бизнеса, дав добро на торговлю непродовольственными товарами, работу бьюти-индустрии и предприятий общественного питания, которые обслуживают клиентов на открытом воздухе. Но если первый день частичной свободы от карантина украинцы встретили преимущественно в парках, ведь это был выходной, то следующий, уже рабочий день, превратился в логистический ад, ведь общественный транспорт не запустили, а добираться на работу все равно нужно. Как ослабление карантина обернулось еще большими трудностями для столицы, узнавал "Апостроф".

На ослабление карантина правительство пошло под давлением малого и среднего бизнеса: сбережения у украинцев стали стремительно заканчиваться, а источников их пополнения нет.

"Честно говоря, с радостью узнал на прошлой неделе, что в Киеве наконец-то разрешат работать кофейням, - рассказывает "Апострофу" владелец трех столичных кофеен Алексей. - Только радость быстро сменилась проблемами: почти все мои бариста живут далеко от торговых точек, и добраться на работу вариант - только на такси. Кличко, конечно, пустил по некоторым маршрутам автобусы и троллейбусы, только какой в них смысл нам, как бизнесу, если там проезд по спецпропускам. А кто нам их даст? Сел посчитать, сколько будет выходить, если оплачивать всем сотрудникам такси на работу и обратно, и понял, что еле-еле буду выходить в ноль, или вообще уйду в минус. Дешевле вообще не работать. Поэтому сейчас ищу на работу бариста, которые живут недалеко от кофеен, а со старой командой, наверное, придется прощаться, другого выхода не вижу".

Впрочем, тех предпринимателей, для которых поездки на работу на такси были приемлемым вариантом, в первый рабочий день ослабления карантина также ждал неприятный сюрприз.

"В принципе, мы не закрывались на период карантина: работали в онлайн-формате и предоставляли услуги проката, - говорит "Апострофу" сотрудник одного из киевских веломагазинов Евгений Хайтул. - Я живу на Борщаговке, магазин наш находится на Оболони. Весь карантин ездил на работу на такси. В одну сторону выходило 150-170 гривен. Накладно, конечно, но терпимо, тем более, что в период карантина бизнес не рухнул, а даже наоборот, ведь для многих киевлян стало актуально двухколесное средство передвижения. Сегодня утром открыл приложение, чтобы, как обычно, вызвать такси на работу, а тариф уже был не 150-170 гривен, а 420! И даже за эту сумму не мог найти авто больше 30 минут".

Фото: УНИАН

Такое заоблачное ценообразование объяснить достаточно просто: люди устремились на работу, кто на такси, кто на личном транспорте, соответственно, спрос на услуги перевозчиков вырос. А чем больше спрос, тем дороже предложение. Кроме того, на формирование цены повлияли и пробки, которые возобновились в столице с ослаблением карантина.

Так, утром во вторник, 12 мая, стал практически весь центр Киева. Движение было осложнено в районе станций метро "Университет", "Контрактовая площадь", "Льва Толстого". Остановилось движение по проспекту Победы, Валерия Лобановского и Степана Бандеры.

В это время соцсети кипели от негодования.

"Виталя, запускай транспорт, да побыстрее", - писал пользователь Вячеслав Сопирко, вероятно, обращаясь к мэру столицы Виталию Кличко.

"Берите пример с Чехии: транспорт ездит, метро работает, люди тоже работают", - возмущался пользователь Андрей Ра.

По словам главы совета предпринимателей при Кабмине Андрея Забловского, мягкий выход из карантина, действительно, не слишком был продуман властью.

"Однозначный плюс, что мы переходим к модели адаптивного карантина и хотя бы есть понимание поэтапного выхода из него. Но эти послабления должны были запускаться только при возможности использования общественного транспорта, ведь не у всех есть возможность пользоваться личным транспортом, - говорит "Апострофу" Забловский. - Например, можно было бы увеличить количество рейсов общественного транспорта по спецпропускам и расширить круг лиц, имеющих право их получить. Нужно четко понимать алгоритм, что мы делаем: если некоторые ограничения снимаются, но нет физической возможности добраться на работу, тогда остается вопрос, насколько эффективны такие послабления для возобновления экономической активности".

Кстати, в Киеве местные власти все же увеличили количество рейсов наземного общественного транспорта, но опять же, он не для всех, а, во-вторых, каждый день на работу в столицу добираются тысячи людей из пригородов Киева, а пригородное сообщение никто не возобновлял. Единственный выход для таких людей – дорогое такси.

Фото: УНИАН

"Мы открылись сегодня в режиме летней площадки, - рассказывает "Апострофу" официантка одного из столичных кафе Ирина. - Сегодня утром с Ирпеня до Киева отдала за такси 300 гривен. Мне это конкретно не выгодно, но делать нечего: хозяин подвоз не оплачивает, кому не нравится, пусть увольняются. Увольняться пока боюсь, сейчас ситуация такая, что многие закрылись, потом попробуй найти работу. Пока буду ездить так, а что делать? Надеюсь, скоро транспорт пустят".

На возобновление транспортного сообщения внутри городов и между ними надеется и премьер Денис Шмыгаль, но не раньше, чем Украина пройдет пик заболеваемости коронавирусом.

"Метро и междугородний транспорт может стать большим катализатором распространения заболевания", - заявил Шмыгаль в интервью СМИ. Когда именно восстановится транспортное сообщение, премьер не сказал, но заверил, что это произойдет до средины лета.

Читайте также