В понедельник, 25 мая, в Киеве после двухмесячного перерыва наконец заработал метрополитен. Поезда пустили только после того, как официальные показатели заболеваемости коронавирусом были снижены до нормы. Однако неожиданностью для многих стало то, что вагоны столичного метро курсируют полупустыми. "Апостроф" узнавал, в чем причина такого неожиданного игнорирования подземки.
Сложно поверить
Коммунальное предприятие "Киевский метрополитен" за сутки пропускает более 1 млн пассажиров. Любой из тех, кто пользовался подземкой, знает: "свободных часов" практически не бывает, а центральные станции всегда забиты до отказа. Однако в день долгожданного запуска немногочисленных пассажиров встретили пустые вагоны.
Есть несколько объяснений этому. В частности, это может свидетельствовать о недостаточном информировании киевлян: они просто не знали или не поверили, что метро уже ездит. Тем более, с запуском вышла небольшая коллизия, в которой было сложно разобраться, не читая новости постоянно. Напомним, с 22 мая в Украине ввели адаптивный карантин, согласно которому регионы с благоприятной эпидемической обстановкой могут снимать ограничения, а другие – нет. По данным Минздрава, по состоянию на 22 мая Киев и еще целый ряд украинских регионов не отвечали условиям для смягчения карантина. После чего мэр столицы Виталий Кличко попросил Кабинет министров разрешить работу общественного транспорта в Киеве только потому, что в городе происходит транспортный коллапс.
22 мая министр здравоохранения Максим Степанов изменил свое мнение относительно ослабления карантина в Киеве после того, как столичная комиссия приняла решение о возобновлении работы общественного транспорта.
"Хорошая новость для киевлян. Недавно мне поступили новые данные по показателям готовности регионов к ослаблению карантина. Уровень заболеваемости по городу Киев сейчас составляет 11,7 на 100 тыс. населения при норме 12. Это означает, что Киев может переходить на второй этап выхода из карантина", - написал Степанов. Хотя еще на утреннем брифинге министр заявил, что смягчение карантина в Киеве на сегодняшний день невозможно из-за несоответствия столицы одному из показателей.
Таким образом, власти невольно запутали потенциальных пассажиров.
"Небольшое количество пассажиров, скорее всего, связано с тем, что не все киевляне поверили в то, что метро наконец-то заработало. Плюс, сложные погодные условия привели к тому, что киевляне поехали на работу уже привычным видом транспорта – такси и на личном транспорте. Я думаю, в ближайшие два дня ситуация восстановится", - отметил в комментарии "Апострофу" экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.
Вторая причина пустующего метрополитена – удаленная работа, к которой уже привыкли многие столичные фирмы. Как свидетельствуют данные опроса Европейской бизнес ассоциации (ЕБА), более половины украинских компаний (62%), в том числе и в Киеве, рассматривают вариант полного или частичного перехода на удаленную или посменную работу. 35% компаний готовы вернуться в офисы в мае, еще 34% – в июне.
"Еще 15% не планируют пока возвращение в офис или еще не определились с окончательной датой", - отметила ЕБА.
Внедрить гибкий или посменный график работы планируют 42% опрошенных директоров, еще 13% будут рекомендовать сотрудникам продолжать работу из дому. Пятая часть опрошенных готовится к поэтапному выходу из карантина – с 25% сотрудников до 50%.
"Понаехавшие" против "коренных"
Таким образом, подход с сохранением здоровья сотрудников существенно снизил нагрузку на транспортную инфраструктуру. Однако ключевая причина все же кроется в другом. В последние годы Киев "перегружен" жителями городов Киевской области и ближайших к столице регионов, которые ежедневно приезжают на работу, или же арендуют жилье. Согласно подсчетам, ежедневно в Киев направляются около 560 тысяч человек – почти треть всего населения Киевской области.
Нынешнее продление карантина в Киевской области и запрет межгородских перевозок, возможно, и стали тем фактором, который "обрезал" количество людей в метро. Стоит отметить, что пригородные маршруты откроются только 26 мая, и то не в полном объеме. Открытие движения маршруток и автобусов произойдет постепенно. Это связано не столько с решениями власти, сколько с нагрузкой на сами транспортные предприятия в период карантина.
"На данный момент предприятия готовы, но на маршруты выйдет около 70% транспортного состава. Это связано с тем, что водителям из области будет сложно добраться до работы или они уже нашли другую работу", - отметил в комментарии "Апострофу" генеральный директор предприятия по пассажирским перевозкам "Трансгруп" Владимир Назаренко.
На данный момент предприятия готовятся к переговорам с властью относительно снятия ограничений. Но пока – еще несколько дней – киевляне смогут насладиться поездкой в столь долгожданном вагоне метро с безукоризненным соблюдением социальной дистанции в 1,5 метра.